Конфликт России и Украины имеет тем более патологический характер, что исторические судьбы двух славянских народов всегда были тесно переплетены. Вклад выходцев из Украины в российские и советские (коль уж Россия провозгласила себя преемницей Советского Союза) достижения чрезвычайно велик.
«Комментарии» попытались нарисовать небольшую системную картину украинского присутствия на карте российских успехов, ограничив себя ХХ веком. Эту картину стоит всегда держать в памяти — как бы ни складывались отношения наших народов. Раз уж мы обречены на соседство, то следует знать и не забывать все хорошее. Плохое же запомнится само
Военно-политический роман с Москвой
С момента образования СССР украинцы были второй по численности нацией в советском государстве. Неудивительно, что этнические украинцы и выходцы из Украины были широко представлены в политической и военной элите Союза.
Интересное наблюдение: если в Сети заходит политический спор о советском периоде, то едва ли не на каждого украинца, утверждающего, что «совок» был реинкарнацией Российской империи и тюрьмой народов, найдется по русскому националисту (как правило, убежденному националисту), уверенному в том, что именно русские были едва ли не самым угнетаемым народом Союза. Причем аргументация будет приблизительно такой: СССР создали евреи Ленин и Троцкий, правили им грузин Сталин и мегрел Берия, украинцы Хрущев и Брежнев (последнего иногда называют и молдаванином), а вот русские — Горбачев и Ельцин — СССР разве что развалили. Впрочем, велика вероятность того, что Горбачева тоже запишут в зловредные хохлы, вспомнив, что девичья фамилия матери последнего генсека — Гопкало, а Раиса Максимовна — урожденная Титаренко.
Конечно, вычислять процент украинцев среди высшего партийно-хозяйственного руководства СССР — дело заведомо бесполезное, равно как и копаться в родословных генсеков и членов Политбюро, но определенное рациональное зерно в подобных рассуждениях все же есть. В частности, в том, что в руководстве СССР действительно можно выделить земляческие кланы, но вот ни один из них нельзя назвать полностью «украинским». По крайней мере, говорить о том, что в какой-то период советской истории украинцам жилось легче, чем другим народам СССР, точно не приходится.
Украинцы Хрущев и Брежнев
Дискуссии на тему национальности Хрущева прогнозируемо обострились после крымских событий — с российской точки зрения как-то само собой разумеется, что отдать Крым Украине можно было только «по пьяни», да и сделать это мог только «криптоукраинец».
На самом деле Хрущев вряд ли был этническим украинцем — но его детство, молодость прошли в Донбассе, там же начиналась его партийная карьера. Да и расцвет хрущевской карьеры при Сталине тоже пришелся именно на Украину: с 1938 по 1949 год Хрущев был первым секретарем ЦК КП УССР, а с 1944 по 1947-й еще и возглавлял Совет министров республики. Кроме того, в годы войны Хрущев был членом военных советов фронтов, действовавших на территории Украины. Так что гопак и вышиванка, которые так любил Никита Сергеевич, скорее не «зов предков», а «издержки производства», эдакие отголоски политики коренизации. Родившийся в Курской губернии Хрущев, что ни говори, с большей вероятностью мог быть принят за украинца, чем его предшественники на посту руководителя украинской компартии: Эммануил Квиринг, Лазарь Каганович и Станислав Косиор.
Вообще, учитывая исключительную важность Украины для СССР в первой половине XX века, неудивительно, что в биографии огромного количества партийно-советских деятелей есть «украинские строчки». Например, секретарем ЦК КП(б)У успел побывать и Вячеслав Молотов.
Но в целом в сталинские и хрущевские времена украинцы только подбирались к вершинам власти (о Ворошилове и Буденном речь пойдет ниже), их «золотая эра» наступит вместе с Леонидом Брежневым. Исключением, пожалуй, можно считать члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС Алексея Кириченко, во второй половине пятидесятых считавшегося «вторым после Хрущева», и генерального прокурора СССР Романа Руденко — свой пост он бессменно занимал с 1953 по 1981-й (!),прокурорская звезда которого взошла еще на Нюрнбергском процессе.
С этнической принадлежностью Брежнева все просто: в личном кадровом листе 1942 года и паспорте 1947 года написано «украинец», и хотя есть документы, в которых указано, что Леонид Ильич — русский, полное право считать его своим у нашей страны, бесспорно, есть.
«Золотая моя столица, славный город Днепропетровск», — не зря шутили остряки времен застоя. Судите сами. В 1965–1977 годах председателем Президиума Верховного Совета СССР (по конституции — высшая государственная должность) был украинец Николай Подгорный (на этом посту его сменил лично Брежнев). Председателем Совета Министров СССР в 1980–1985 годах был Николай Тихонов, уроженец Харькова, сделавший карьеру в Днепропетровске. В Политбюро ЦК КПСС «брежневских призывов» входили Андрей Кириленко (секретарь ЦК), Петр Шелест, Владимир Щербицкий, Андрей Гречко, Дмитрий Полянский, упомянутый уже Подгорный.
Выходцы из Украины плотно оккупировали и силовые структуры Союза. Председателями КГБ были Владимир Семичастный (1961–1967), Виталий Федорчук (1982), Виктор Чебриков (1982–1988), а первым замом председателя КГБ с 1967 по 1982-й был украинец Семен Цвигун. МВД Союза с 1968 по 1982-й возглавлял «днепропетровец» Николай Щелоков, а в последующие четыре года — Виталий Федорчук. Жизнь и карьера Щелокова и Цвигуна оборвутся трагически: оба покончат с собой. Щелоков — после позорной отставки и обвинений в коррупции, Цвигун — якобы из-за тяжелой болезни, но, по слухам, тоже из-за открывшихся злоупотреблений.
Украинцы с маршальскими звездами
В Гражданскую войну на территории Украины действовала Первая конная армия, непосредственное отношение к созданию которой имел Иосиф Сталин. Из рядов первоконников не просто вышла когорта высших советских военачальников — прошедшие службу в Первой конной, по сути занимали ключевые военные посты вплоть до 60-х годов XX века. Среди них — множество украинцев.
О национальной принадлежности Климента Ворошилова можно спорить (есть мнение, что он — украинец, по крайней мере, родился в нынешнем Лисичанске Луганской области, да и областной центр носил его имя), как и о том, был ли украинцем иногородний (это такая сословная принадлежность) донской станичник Семен Буденный. Но вот те, в чьем происхождении сомневаться не приходится: маршалы Советского Союза Семен Тимошенко и Григорий Кулик, Кирилл Москаленко, Андрей Еременко и Андрей Гречко (министр обороны СССР), маршалы бронетанковых войск Павел Рыбалко и Яков Федоренко. И это — только первоконники…
А ведь были еще маршалы Советского Союза Петр Кошевой и Родион Малиновский (министр обороны СССР), в Харькове родился и вырос Павел Батицкий — маршал, лично расстрелявший другого маршала — Лаврентия Берию. Украинцами были главный маршал артиллерии Владимир Толубко и маршал артиллерии Ефим Бойчук, маршал инженерных войск Виктор Харченко. Отдельно вспомним маршалов авиации — Сергея Руденко, Владимира Судеца и, конечно же, Ивана Кожедуба.
Украинский закат
Несложно заметить, что с определенного момента украинцы перестают получать маршальские звезды и занимать высшие военные посты. Со второй половины 70-х среди новых маршалов — сплошь русские фамилии: Устинов, Куликов, Огарков, Соколов, Петров, Язов.
С началом перестройки выходцы из Украины оставляют Кремль — из песни слов не выкинешь, украинцы в позднем СССР прочно ассоциировались с застоем. К власти приходит новый клан: Михаил Горбачев, Егор Лигачев, Николай Рыжков, Александр Яковлев и др.
Но не исключено, что дело не только во вкусах нового генсека. К семидесятым Украина утрачивает роль главного промышленного района страны. Показательная дата — 1976-й, в этом году УССР дает рекордную добычу угля, впоследствии этот показатель будет только снижаться. Приоритеты капиталовложений и развития экономики смещаются на восток — наступает эпоха нефти, газа, Тюмени и Уренгоя. Правда, у истоков нефтегазового комплекса Западной Сибири тоже стоит украинец — Борис Щербина, выходец из Дебальцево.
И напоследок — интересный момент, в какой-то степени опровергающий представление об Украине как о «московской колонии» в составе СССР. Дело в том, что после смерти Сталина первыми секретарями ЦК КПУ и председателями республиканского Совмина были… только украинцы. Соответственно высшую партийную власть друг за другом осуществляли Алексей Кириченко, Николай Подгорный, Петр Шелест, Владимир Щербицкий, Владимир Ивашко и Станислав Гуренко. А в «премьерах» ходили: Демьян Коротченко, Владимир Щербицкий, Иван Казанец, Александр Ляшко, Виталий Масол и Витольд Фокин.