Министерство экологии и природных ресурсов обнародовало сразу 3 проекта постановления Кабинета министров, касающихся заготовки и утилизации огромного перечня непригодных для использования товаров.
Предполагается, что импортеры и производители товаров, которые попали под прицел ведомства, будут обязаны за свой счет проводить их сбор, заготовку и утилизацию. Либо – подписать соответствующий договор с уполномоченным предприятием, которое будет подчинено непосредственно Минэкологии. Есть еще и третий вариант – подписать договор с любым другим предприятием, правда, имеющим соответствующие мощности и лицензию.
В целом, схема будущего наполнения госбюджета получается красивой. Минэкологии и подчиненная ей Госэкоинспекция будут следить за соблюдением импортерами и производителями требований указанного постановления. А для того, чтобы ничего не упустить, Таможня будет ежемесячно их информировать о реальных объемах импорта товаров, попавших в «черный список», и о задействованных в этих операциях импортерах. Минимальный размер оплаты за эти услуги для каждой группы товаров еще должно определить Минэкологии.
В перечень попадают товары трех групп. Во-первых, это грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы и мопеды, спецтранспорт. В пояснительной записке к документу приводятся цифры ассоциации «Укравтопром», согласно которым в стране ежегодно списывается около 100 тыс. транспортных средств, а общая доля машин возрастом более 10 лет составляет на сегодня свыше 50%.
«Минэкологии уже требовало раньше от автоимпортеров экспертизу о том, что ввозимый автомобиль соответствует экологическим требованиям. И машину не растамаживали без такой экспертизы. Эту схему отменили, на сегодня Таможня сама принимает решение. Теперь вот появилась новая схема. Во всем мире за утилизацию автомобиля отвечает лицо, которое приобрело этот автомобиль», – сказал «Комментариям» Олег Назаренко председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.
Далее в перечне идет электронное и электрическое оборудование: крупная и мелкая бытовая техника, сетевое и телекоммуникационное оборудование, бытовая аппаратура, осветительное оборудование, электронные механизмы, игрушки, средства для отдыха и спорта – словом, все, что находится в доме у любого украинца и питается от электричества или батареек.
«Не думаю, что импортеры и производители электроники занимаются сегодня сбором и утилизацией непригодной техники. Но у нас всегда строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Явно появится новая возможность брать взятки», – отметил «Комментариям» глава правления группы компаний «DiaWest-Комп’ютерний світ» Анатолий Балюк.
Наконец, в список вошли и продукция, имеющая лекарственные средства, а также изделия медпредназначения: антибиотики, витамины, растения, используемые в медицине, соки и экстракты растительного происхождения. «В Украине ежегодно образуется 380-400 тыс. тонн медицинских отходов, из них 100-120 тыс. тонн – опасные», – отмечается в записке.
«Это схема под названием «кто загрязняет, тот и платит». Если она будет реализована честно, если появятся компании, ни к кому не приближенные, то, наверное, тогда можно будет говорить о каком-то шаге вперед. Пока ведь весь мусор сваливается в один бак. Но подобные попытки уже были. Возможно, схема создается под «Укрэкоресурсы», – сказал «Комментариям» экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.
Напомним, что государственное предприятие по вопросам обращения с отходами как вторичным сырьем «Укрэкоресурсы» создано еще в 2002 году и занимается сбором, заготовкой и утилизацией лишь тары и упаковки. Более того, с 2009 года правительство обязало всех импортеров и производителей тары заключать договора на сбор и утилизацию исключительно с этой госкомпанией.
Только в течение прошлого года импортеры тары и упаковочных материалов уплатили «Укрэкоресурсам» за эти услуги около 100 млн. грн. Но о мощностях этой госструктуры красноречивее всего говорит загрязненность украинских городов. «Эта компания арендовала в Киевской области 100 гектаров и импортеры сами должны привозить туда тару. Никто к ней не обращается, импортерам легче договориться с мусороуборочными предприятиями. Это просто очередная компания-«кормушка», – подчеркивает Назаренко. Появятся ли частные компании и будет ли их деятельность эффективной – покажет время. Пока же можно констатировать, что фактически новый сбор с импортеров только ударит по карманам украинцев, на которых новые затраты переложат предприниматели.