В конце минувшей недели Президент посетил с рабочим визитом Ужгород, где одобрил «инициативы Закарпатья в энергосберегающих технологиях». Речь идет о намерениях областного руководства с осени текущего года полностью отказаться от централизованного теплоснабжения в пользу автономных газовых и электрических систем отопления. По сути, вопрос заключается всего в нескольких районных центрах и самом Ужгороде, так как все сельское население традиционно отапливается древесиной. В том же Ужгороде и Мукачево порядка 80-90% жилых помещений уже оборудованы автономными системами.
В своей речи Президент отметил, что это интересный опыт и пример инициативы «снизу». Более того, глава государства пообещал «распространять эту инициативу на всю страну». И именно в этом высказанном обещании кроется главная загадка не только для работников теплокоммунэнерго, но, видимо, и для самого первого замминистра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрия Хиврича, непосредственно курирующего отрасль. Будучи министром по вопросам ЖКХ, он только полгода назад, в октябре 2010 года, категорически высказывался против перевода на автономные системы отопления городов с населением свыше 20 тыс. человек (в Ужгороде порядка 120 тыс. человек, в Мукачево – около 93 тыс. человек). Да и сам Виктор Янукович уже сталкивался с проблемой «автономки»: в 2007 году он, будучи премьер-министром, лично подписался под постановлением Кабмина о запрете установки в городских квартирах систем автономного отопления.
Как бы там ни было, но говоря об «инициативе снизу», Виктор Янукович был прав. На «автономку» жители Ужгорода перешли самостоятельно – только сделали они это из безысходности. К началу 2000-х годов в городе сложилась критическая ситуация по неплатежам в коммунальной сфере. Население в условиях безработицы и высоких тарифов перестало платить за потребленные коммунальные услуги. Пример подал соседний город Мукачево, где местный мэр Василий Петевка за бюджетные деньги перевел детские сады, школы и больницы на автономное отопление. С учетом ощутимой разницы цены на газ для населения по сравнению с ценой для предприятий ТКЭ жители Мукачево и Ужгорода стали и сами ставить у себя в квартирах автономные газовые системы.
Люди самовольно отключали свои квартиры от централизованного теплоснабжения, нелегально устанавливали автономные системы отопления и ставили ЖЭКи и «Ужгородтеплоэнерго» перед свершившимся фактом. В свою очередь, когда в доме набиралось до 75-80% таких автономных пользователей, котельные отключали весь дом из цепочки подачи теплоносителя. В конце концов, когда у городских чиновников накопилась критическая масса заявлений о самовольном отключении от централизованной системы, мэр Ужгорода Сергей Ратушняк фактически легализовал устоявшееся положение вещей. Была даже начата практика установки автономных систем малоимущим семьям за бюджетные деньги. «Невозможно наказать такое огромное количество людей, невозможно демонтировать эти установки, невозможно просто перекрыть газ. Городская власть была вынуждена смириться и пойти на встречу, потому что это явление приобрело слишком массовый характер», – рассказал житель Ужгорода Александр.
По его словам, при средней стоимости одной автономной установки в $1,5 тыс. (с учетом труб, батарей и монтажных работ), она окупалась буквально за один отопительный сезон. Тем не менее, при очевидной выгоде, «автономка» имеет и один существенный недостаток. Пропускная способность имеющихся в жилых домах газовых труб просто не способна покрывать потребности всех установок. На пике потребления, в холодный период, газа не хватает для всех – в результате, автономные установки останавливаются в каждой квартире. В этом случае приходится обращаться в коммунальные службы за новыми техническими условиями для дома и менять магистраль за собственные средства.
Кроме того, в последний сезон с подорожанием газа для населения экономическая выгода от таких установок резко упала. Горожане все больше обращают внимание на электрические системы отопления. «Многие, поставившие газовые установки в последний отопительный сезон, понимают, что они просчитались, и надо было ставить электрическую установку с двухтарифным счетчиком. Некоторые начинают понимать, что им даже выгодно поменять уже установленную газовую установку на электрическую – и она окупиться за два года за счет разницы между ценой на газ и на электроэнергию. Но это пока делают с опаской по причине слишком большой изношенности электрических сетей и подстанций», – отмечает Александр.
В Ужгороде городская власть уже готовится продать с аукционов под коммерческое использование все котельные. В минувшую среду, 18 мая, был утвержден перечень лиц, которым автономное газовое и электрическое отопление будет установлено за бюджетные средства. «К остальным ужгородцам, – а всего в городе осталось без отопления около двух тысяч квартир, – мы обращаемся с просьбой изыскать возможность установки автономного отопления самостоятельно. Централизованного теплоснабжения квартир в городе осенью не будет», – цитирует действующего мэра города Виктора Погорелова его пресс-служба.
В Закарпатском опыте имеется и еще один важный момент. Близость к придунайской низменности обуславливает мягкую многоснежную зиму – средняя январская температура в Ужгороде составляет «минус» 2,6°C. При условии наличия приспособленных к большому объему потребления газа сетей и соответствующей системы вентиляции жилого дома, автономные системы возможны только в районах с мягким климатом. «Такое теплоснабжение, как в Закарпатье, можно внедрять на севере Франции и на севере Испании, где отопительный сезон длится 2-3 недели, а самая холодная температура составляет «плюс» 5°C. А в Финляндии, Швеции, Польше, где отопительный сезон проходит 6-7 месяцев, и температура доходит до «минус» 20°C, там никто не отказывается от централизованного теплоснабжения. Наоборот, в Варшаве правительство запретило устанавливать индивидуальные котлы. Такую систему можно применять в Крыму, в Херсоне, Николаеве, на юге Одесской области, а в Чернигове, Харькове, Киеве – это уже ошибка», – рассказал «Комментариям» экс-министр топлива и энергетики Иван Плачков.
С ним солидарен и экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. «Я считаю, что ужгородский опыт – тупиковый. Вся экономика этого опыта построена только на одном – на том, что цена на газ для теплокоммунэнерго почему-то сегодня в полтора раза выше, чем цена для населения. Но такая ситуация долго не продлится. Я не говорю уже об экологических аспектах и об аспектах безопасности. Это говорит только о том, что министр и замминистра не вхожи к Президенту, и их не слышат», – сказал он.
Впрочем, до всеобщего отказа от централизованного теплоснабжения дело вряд ли дойдет. В том же Киеве этого просто не позволят акционеры «Киевэнерго». Да и действующие инженерные и строительные нормы никто пока не отменял. Между прочим, в 2007 году, когда правительство Януковича приняло вышеупомянутое решение о запрете автономных систем в городах, многие эксперты в качестве причины такого шага называли бизнес-интересы ряда членов Партии регионов в сфере ЖКХ. Поэтому, вероятнее всего, истинной причины ужгородских заявлений Президента мы никогда не узнаем.