По данным ГНАУ, в январе–марте 2011 года, после принятия Налогового кодекса, количество новосозданных физических лиц — предпринимателей в Украине сократилось на 30% по отношению к январю–марту 2010-го. В то же время за этот период закрыть свой бизнес решили на 36% больше частных предпринимателей, чем за аналогичный период 2010-го.
Если раньше многие упрощенцы платили единый налог в размере 200 грн, то теперь ставка налога на доходы физлиц — 17%, плюс необходимость платить единый социальный взнос в размере 34,7% дохода. Ситуация усугубилась с 1 апреля, когда вступил в силу III раздел НК, запрещающий юрлицам относить затраты на приобретение товаров и услуг у единоналожников на валовые расходы. Теперь крупным компаниям просто невыгодно работать с упрощенцами. Многие предприниматели, которые ранее работали исключительно с юрлицами, оказались никому не нужны. Единственным выходом из ситуации для них остался переход на общую систему налогообложения и регистрация плательщиком НДС. Но, как оказалось, правила, прописанные в Налоговом кодексе, практически делают невозможной такую регистрацию без дополнительных финансовых потерь, использования теневых схем и уплаты поборов.
Можно, но нельзя
До вступления в силу с 1 января Налогового кодекса, согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость», плательщиком НДС мог зарегистрироваться любой субъект хозяйственной деятельности по своему желанию за 10 дней. НК также предусматривает добровольную регистрацию, но с условиями. Согласно ст. 182 кодекса, на право получения свидетельства плательщика могут претендовать лишь компании, которые на протяжении последних 12 месяцев работы не менее 50% общих работ/услуг поставили плательщикам НДС. То есть предприятия, зарегистрированные менее года назад, а также отгрузившие за этот период плательщикам НДС менее половины своей продукции, получить свидетельство уже не могут. Именно такой позиции придерживается ГНАУ в письме № 4021/7/16–1417 от 14.02.2011. Хотя данную норму логично было бы трактовать несколько иначе. Ведь в НК прямо не предусмотрена обязанность годичной регистрации потенциального плательщика налога, а всего лишь обозначена необходимость на протяжении прошлых налоговых периодов совершать половину операций с плательщиками НДС. То есть, если предприятие зарегистрировано три месяца назад и за этот период соблюло требования НК, оно вполне может зарегистрироваться плательщиком НДС. Однако фискалы решили по-своему.
На местах предприимчивые чиновники пошли еще дальше. Даже если стаж работы упрощенца превышает указанные 12 месяцев и ему посчастливилось за этот период работать исключительно с юрлицами на общей системе налогообложения, он все равно получает отказ в выдаче свидетельства плательщика НДС. Налоговики придумали новую отговорку. По словам партнера ЮФ «ПрофитКонсул» Алексея Кравченко, некоторые налоговики ссылаются на то, что Налоговый кодекс вступил в силу с 1 января 2011 года, а потому нормы данной статьи имеют силу только с этой даты и распространяются на 12 будущих календарных месяцев, но никак не прошлых. То есть, согласно данной логике, добровольно зарегистрироваться можно будет только с 1 января 2012 года. «Такие предприниматели попали в правовую ловушку», — говорит Алексей Кравченко.
Как самому себя обязать
В самих инспекциях предпринимателям тоже советуют регистрироваться не добровольно, а по требованиям закона. Согласно п. 1 ст. 181 НК обязательной регистрации в качестве плательщика НДС подлежит лицо, сумма начислений которому за работы/услуги на протяжении последних 12 месяцев совокупно превысила 300 тыс. грн (без учета НДС). Таким образом, даже вновь созданному предприятию достаточно провести товарные операции, хоть и за один раз, на указанную сумму и его должны зарегистрировать плательщиком НДС. Но для большинства малых и средних предприятий получить такие деньги за одну поставку просто невозможно. «Соответствовать критериям, предусмотренным Налоговым кодексом для регистрации плательщиком НДС, крайне сложно, — считает юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Екатерина Вознесенская, — поскольку крупным компаниям невыгодно работать с единоналожниками, которые не вправе выписывать налоговую накладную. Поэтому имея только мелких клиентов, которые к тому же не являются плательщиками НДС, соответствовать необходимым критериям — нереально».
Конечно, юрлицо — плательщик НДС могло бы согласиться продолжить сотрудничество с единщиком и после 1 апреля, при условии что тот снизит цены на свою продукцию на сумму дополнительно уплаченных партнером налогов. Но в таком случае упрощенцу пришлось бы работать себе в убыток до тех пор, пока сумма средств, перечисленных ему за отгруженный товар или поставленные услуги, не достигнет упомянутых 300 тыс. грн. «Я же не могу заниматься нерентабельной деятельностью, — говорит предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. — А если у меня наценка на товар 10–15%, разве возможно его продать на 20% дешевле?»
Следует заметить, что хотя кодекс формально и не отменил упрощенную систему налогообложения, но зарегистрироваться плательщиком единого налога по схеме 6% + НДС, согласно указу президента «Об упрощенной системе налогообложения», теперь также практически невозможно. Вернее, к таким плательщикам применяются те же правила, что и к юрлицам, работающим на общей системе налогообложения. При этом даже зарегистрированные ранее предприятия, которые уплачивают единый налог 6% и НДС, попадут под аннулирование регистрации, если не смогут соблюсти требования кодекса по обороту в 300 тыс. грн и половине партнеров — плательщиков НДС.
А на самом деле…
Прописывая в Налоговом кодексе нормы об ограничениях для регистрации плательщиком НДС, его авторы, очевидно, преследовали цель сделать невозможным создание фиктивных фирм, построение схем ухода от уплаты налогов и возмещение фиктивного НДС. Однако на практике эти ограничения используются скорее для решения проблемы государственного долга по НДС перед бизнесом за счет самих предпринимателей. Так, п. 183.10 ст. 183 НК предусматривает, что лицо считается плательщиком налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут объем налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн, но без права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту и получения бюджетного возмещения… до момента регистрации плательщиком НДС. То есть как минимум предприятие никак не сможет возместить налог с упомянутых 300 тыс. грн. Кроме того, даже если оно подало заявление на регистрацию плательщиком НДС первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оборот превысил упомянутую сумму, свидетельство в лучшем случае предприятие получит не ранее 10-го числа.
Соответственно, на протяжении десяти дней предприятие будет считаться плательщиком НДС, но не будет иметь права на налоговый кредит, поэтому работать в этот период просто не имеет смысла. А «мертвый сезон» может продолжаться намного дольше. Перед регистрацией плательщиком НДС налоговая проверит предприятия по целому ряду критериев и может отказать в регистрации даже на формальных основаниях. При этом фискалы понимают, что обжалование такого отказа в судебном порядке принесет предпринимателю в лучшем случае пиррову победу. Ведь тяжба может затянуться на месяцы, а предприятие все это время не сможет работать. «Налоговая преследует свою цель — наполнение государственной казны, — говорит Алексей Кравченко. — Отказывая предпринимателям в регистрации плательщиками НДС, она просто не предоставляет им права на налоговый кредит. Не исключено, что руководители налоговых инспекций имеют четкую установку — никому ничего не давать, за нарушение которой могут даже снять с должности».
На свой страх и риск
ГНАУ поставила предпринимателей в безвыходное положение. Чтобы стать плательщиком НДС, нужно заработать 300 тыс. грн, а чтобы заработать эти деньги — необходимо быть плательщиком НДС. В такой ситуации бизнес вынужден искать нетрадиционные способы решения проблемы. В частности, некоторые предприниматели ищут фирмы, которые занимаются обналичкой. Но за прокрутку товарноденежных операций надо отдать до 5% суммы сделки. Можно продать товар, а после регистрации плательщиком НДС его вернуть, но есть риск, что после проверки налоговая аннулирует свидетельство. «Упрощенцы для разрешения проблемы прибегают к рискованным и нелегальным схемам, для того чтобы собрать необходимые 300 тыс. грн. Некоторые, например, осуществляют единоразовую поставку товаров на эту сумму фиктивной фирме, которая впоследствии возвращает назад поставленное. Другие объединяются в группу, находят псевдопоставщика какого-то определенного товара, перепродают такой товар по цепочке от одного лица к другому с определенной накруткой до тех пор, пока не будет достигнута необходимая сумма, а потом продают или возвращают этот товар поставщику», — рассказывает Екатерина Вознесенская. Однако для проведения таких операций необходимо как минимум иметь состоятельных партнеров, которым можно доверять. Алексей Кравченко скептически относится к такой схеме: «Не каждый предприниматель осмелится предоставить такую сумму для создания оборота чужому контрагенту. Уж слишком велики риски потерять деньги».
Более простым решением проблемы выглядит покупка юрлица — уже зарегистрированного плательщиком НДС. «Однако из-за увеличившегося спроса стоимость таких компаний растет с каждым днем. К примеру, если до нового года за получение свидетельства плательщика НДС нужно было заплатить лишь 17 грн, то сейчас за уже зарегистрированную фирму придется выложить 17 тыс. грн.
Не словом, а делом
Правительство все настойчивее пытается убедить предпринимателей в искреннем желании упростить условия ведения бизнеса. В конце апреля парламент принял ряд законов, которые упрощают процедуру регистрации и ведения бизнеса. Документы, несомненно, нужные, хотя и были приняты на волне популизма. В то же время парламент отказывается поддержать намного более важные для малого и среднего бизнеса законопроекты. Народные избранники не проголосовали за изменения в Налоговый кодекс (№ 8217–2), которые предусматривали отмену нормы, запрещающей юрлицам относить в расходы средства, потраченные на упрощенцев. Не был поддержан проект закона, которым предлагалось усилить ответственность должностных лиц за препятствование предпринимательской деятельности (№ 7535). А ведь именно эти проблемы сегодня наиболее болезненны для бизнеса.