Аптеки, вывески которых заманивают покупателей «социальными» или «низкими» ценам все больше украшают улицы украинских городов. И это при том, что такие вывески еще почти полгода назад запретило правительство. «Комментарии» выясняли, почему запрет не работает.
Украинская традиция показывает, что чем ближе к выборам, тем больше забот у чиновников о своих избирателях, об их благосостоянии и в особенности – о здоровье. Чиновники различных ведомств и министерств активно борются с неправдивой рекламой лекарств, снижают цены на препараты гипертоников или «вымеряют» расстояние между аптечными киосками. И все, конечно, только ради удобства и экономии украинцев.
«Комментарии» выясняли, почему провалилась одна из последних «фармопераций» правительства. Речь идет о запрете аптекам указывать в своих вывесках информации больше, чем просто данные о виде хозяйственной деятельности заведения. То есть согласно прошлогодним изменениям в лицензионных условиях, аптекари с 1 июля 2012 года могли называть себя только «аптека», «аптечный склад», «аптечный пункт». И ничего более.
Госслужба Украины по лекарственным средствам, которая была инициатором этих новшеств, полагала, что они помогут покупателям выпутаться из маркетинговых ходов фармацевтов. «Комментарии» неоднократно писали о том, что в последние годы в крупных городах страны массово открываются аптеки, вывески на которых заманивают «низкими ценами» и «социальной аптекой». Правда, на поверку оказывается, что это обычный рекламный ход, который к ценам на медпрепараты никакого отношения не имеет.
Собственно, с этим «введением в заблуждение покупателей» и решили бороться в Госслужбе лекарств упомянутыми выше изменениям в лицензии аптек. Правда, сразу же оказалось, что львиная доля торговых точек вынуждена переписать свои вывески. Потому, что слова «большая», «близкая» или «от А до Я» тоже вводят покупателя в заблуждение. Это если читать по чиновничьим документам. Новые затраты, как водится, продавцы переложили на покупателей. Правда, вывески менять не спешили (имели месяц на устранение «незаконного»). Более того, сами чиновники не учли, например, что с тем же успехом о своих «супер-пупер низких ценах» аптеки могут вполне законно сообщать прохожим с окна или крыши – где угодно, кроме вывески.
В итоге, рынок и Госслужба решили подкорректировать правила и исключить из вывесок только упоминания о цене и «социальности» объекта.
«К нам поступало много жалоб от покупателей, что они были обмануты вывесками «социальная аптека» или «низкие цены». Поэтому и были предприняты шаги по их защите. Позже, лицензионные условия были пересмотрены, что позволило другим аптекам сохранить свои бренды. Сейчас некоторые недовольные аптеки оспаривают в суде право на использование «ценовых» вывесок», – рассказала «Комментариям» пресс-секретарь Госслужбы Елена Лицоева.
Таким образом, похоже, претензии у чиновников к двум аптечным сетям – «Аптека низких цен» и «Социальная аптека». Обе успешно работают под привычными вывесками все эти месяцы.
Даже несмотря на то, что столичное отделение АМКУ еще в конце лета оштрафовало аптеку низких цен на 25 тыс. грн. за неконкурентные действия, вывески по-прежнему на месте. «Эта компания оспаривает в суде свое право на «неправильные» вывески», – рассказал изданию источник в АМКУ.
Кстати, не так давно государство уже обещало навести порядок среди аптечных киосков. То есть прекратить их деятельность в крупных городах. Дескать, через них «отмываются» фальсифицированные препараты. Но любой пассажир, например, киевского метро может удостовериться – киоски на месте.
«Комментариям» на одном примере удалось узнать, какими именно аргументами оперируют аптеки низких цен в судах. Так, Госслужба по лекарственным средствам в Днепропетровской области в ходе внеочередной проверки 23 июля выявила нарушение в оформлении вывески аптеки №7 ООО «Аптека низких цен» в Днепропетровске. Причиной проверки стало обращение гражданки в ходе горячей линии с главой Днепропетровской облгосадминистрации Александром Вилкулом. Согласно материалам Днепропетровского окружного административного суда, гражданка указала на «несоответствие вывески «Аптека низких цен» фактическим ценам на лекарственные средства». И по результатам проверки Госслужба обязала аптеку поменять вывеску.
Руководство аптеки попыталось обжаловать соответствующее распоряжение, основываясь на том, что условия оформления вывесок закреплены приказом Минздрава №723 от 31 октября 2011 года (лицензионные условия для аптек – Ред.), а действия аптеки основываются на нормах приоритетных законодательных актов. В частности, на нормах закона «О рекламе» и типовых правил размещения внешней рекламы. Поэтому, утверждал истец, «ограничение на использование собственного названия прямо влияет на свободу предпринимательской деятельности, а значит противоречит актам высшей юридической силы и является незаконным».
Тем не менее, суд не признал вывеску аптеки рекламой и указал на то, что действия Госслужбы по лекарственным средствам являются оправданными и законными. «Аптеке низких цен» не удалось выиграть суд, однако у нее осталось право на обжалование этого решения. Длится такая судебная эпопея может очень долго, а в это время вывеску никто менять не будет.
То есть, история о борьбе с вывесками еще раз показала – государство не в состоянии навести порядок на рынке лекарств. Где не может, а где не хочет. Зато в правительстве с завидной энергией намечают новые «крестовые походы» на импортеров лекарств – от них требуют предоставить новые документы качества на продукцию. Все это, конечно же, обусловлено только защитой отечественного покупателя. А совпадение этих действий чиновников с интересами крупного провластного фармкапитала – случайность.