Одним из последствий инцидентов во время празднования Дня Победы во Львове стало очередное охлаждение российско-украинских отношений. Комментарии, прозвучавшие из МИДов обеих стран, позволяют констатировать начало, как минимум, информационного конфликта.
Впервые после избрания Януковича Президентом Украины отечественное Министерство иностранных дел едко огрызнулось на заявление российских коллег, высказавшихся относительно особенностей Дня Победы во Львове. Есть основания полагать, что текст ответа был одобрен на Банковой – ведь вряд ли министр Грищенко решил проявить самодеятельность в таком щепетильном вопросе как российско-украинские отношения. Заметим, весьма одиозный депутат Госдумы Сергей Марков, также собиравшийся «убирать солдатские могилы во Львове», выразил уверенность, что упомянутое заявление – инициатива мелких МИДовских чиновников. В любом случае можно констатировать, что официальный Киев впервые показал зубы.
Не исключено, что такой была реакция Банковой на собственный прокол в оценке последствий событий 9 мая в столице Галичины. Сегодня много говорят, что во Львове обкатывали технологию управляемого конфликта, но заказчики превращения города Льва в политтехнологический полигон окончательно не названы. Пока украинская власть не стремится афишировать русский след. Пояснения министра внутренних дел Анатолия Могилева по данному вопросу однобоки и неубедительны, СБУ предпочитает львовскую тему публично игнорировать, сосредоточившись на шпионском скандале с чешскими дипломатами. И МИДу пришлось отстаивать позицию страны.
Ситуация показательна в том плане, что отношения между Россией и Украиной портятся уже не первый месяц. Сразу после инаугурации Виктор Янукович отправился в Брюссель, и на это в Москве обиделись не на шутку. Подписание Харьковских соглашений с их последующей ратификацией в Верховной Раде, размазавшей украинский парламентаризм тонким слоем по сессионному залу законодательного органа, заметно ободрило российское руководство. При этом политическое сближение и отказ Украины от евроатлантической перспективы нисколько не повлияло на формулу цены газа для нашей страны. В «Газпроме» на все аргументы «Нафтогаза Украины» и Кабинета Министров реагируют по формуле «Просьба игнорировать».
Впрочем, не только энергетические проблемы стали катализатором ухудшения отношений. Нормализация отношений с Россией не принесла наполненному миллионерами высшему эшелону украинской власти никаких экономических дивидендов. Громко заявленные проекты сотрудничества на поверку отдают колониально-имперским душком, к этому стоит присовокупить и снисходительно-презрительное отношение российских власть имущих к своим украинским коллегам. Откровенно говоря, на сегодня в высшем руководстве Украины не осталось политиков, искренне верящих в возможность российско-украинской дружбы. Постепенное продвижение нашей страны к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС и отказ от присоединения к Таможенному союзу заставляет и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева действовать, не выбирая средств. К тому же сегодня в Москве уже говорят не о тандемократии, а о конкуренции между двумя лидерами.
Президентские выборы в России и на этот раз никак не обойдутся без «украинского» фактора. Возможное подписание в этом году соглашения об ассоциации Украина-ЕС станет неприятным сюрпризом для всей российской власти в целом. Дмитрий Медведев, поставивший Украину в один ряд с Эстонией и Грузией, попытался перехватить инициативу по шельмованию нашей страны у Владимира Путина. Вот такой оказалась «большая тройка» врагов государства Российского.
Инструменты давления Москвы на Киев понятны. Уже упомянутая цена газа до конца 2011 года может вырасти до 400 долларов за тысячу кубометров. Параллельно «Газпром» не жалеет сил и средств для прокладывания «Северного потока» и лоббирования его «Южного» собрата, способных лишить украинскую ГТС значительного объема прокачиваемого российского газа. Представители «старых демократий» в ЕС за российские деньги могут затянуть процесс ратификации соглашения об ассоциации. Инструменты информационной войны, обкатанные в ходе неоднократной дискредитации Михаила Саакашвили и Александра Лукашенко, ждут своего часа. Пока же российские телеканалы, вольготно чувствующие себя в Украине, подают версии событий в Львове, от которых у обывателей волосы встают дыбом. Секрет подобной настырности прост: в Москве не видят возможности существования успешной Украины без тесных взаимосвязей с Россией.
Любопытный и показательный нюанс: на Юго-Востоке Украины практически нет российских инвесторов. Да, контрольный пакет акций «Индустриального союза Донбасса» прикуплен группой не чуждых Кремлю инвесторов у союзников Ющенко и Тимошенко, но Ринат Ахметов предпочитает не продавать свои активы россиянам. Самый богатый украинец сегодня объективно выглядит заинтересованным в европейской интеграции нашей страны: этот процесс он рассматривает сквозь призму собственных деловых интересов.
Нельзя исключать, что Украина в очередной раз проиграет информационную войну с Россией. Причин тому немало – и имеющий влияние на Януковича патриарх Кирилл, призвавший сам себя к продвижению «русского мира», и мощная «пятая колонна» в отечественной политической элите, любующаяся двуглавым орлом, и внутренняя неготовность нашей власти к противостоянию с Москвой. Впрочем, проиграть не стыдно – позорно не бороться. Януковичу все же удалось доказать главное: он не станет работать завгаром у Путина или Медведева, а Ахметов не станет олигархом на побегушках у кремлевской челяди.