Бегство первого лица страны вместе с другими высокопоставленными чиновниками, а также появление информации о размерах хищений и средств, выведенных из страны, поставили на повестку дня вопрос о возвращении в Украину капиталов окружения экс-президента. Однако факты говорят о том, что не все так просто.
Как обнаружить
Одной из существенных проблем реституции денег является процесс их обнаружения и идентификации. Средства выводятся по разным каналам и направляются в альтернативные активы при участии подставных фирм, в том числе и под видом коммерческих операций. Транcакции осуществляются с использованием юридических и физических лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Средства переводятся в серый офшор, затем в черный, а оттуда через цепочку счетов оседают в белых офшорах — Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге и т.д. Различное правовое регулирование в этих юрисдикциях тормозит и препятствует раскрытию всей схемы движения средств.
Поиск денег осложняется наличием различных вариантов их вложений. В случае с нигерийским диктатором Сани Абачи средства, например, направлялись в ряд проектов, реализуемых в рамках экономической помощи. В 2003 году в Ираке самолет стоимостью в несколько миллионов долларов числился за окружением Саддама Хусейна. Однако незадолго до начала иракской войны он оказался на балансе финансовой структуры в Лихтенштейне, а физически находился в Иордании. Возвращение самолета в Ирак потребовало вмешательства ООН и заняло продолжительное время. В 2006 году сын президента Экваториальной Гвинеи Теодорин Нгема Обианг-младший купил в Малибу дом общей площадью 1400 м2 за $35 млн. Сделка всплыла лишь потому, что вошла в десятку самых крупных покупок недвижимости того года по версии журнала Forbes.
Капитал режима включал в себя не только наличность, но и ряд активов, поэтому вариантов вывода денег из Украины для него существовало достаточно много. А поскольку до середины февраля действия экс-президента не вызывали особого резонанса у международной общественности, а, значит, и по ту сторону границы существовали заинтересованные в сохранении средств лица.
Как вернуть
Поскольку деньги диктаторов переводятся за рубеж, обвинительных приговоров на их родине оказывается недостаточно для того, чтобы убедить власти других стран вернуть замороженные активы. Необходимо доказать, что собственность непосредственно связана с совершением преступлений. После того как в 1986 году пал режим Маркоса на Филиппинах, а его самого выслали из страны, была создана комиссия по поиску и возвращению денег, похищенных диктатором. По самым скромным оценкам, стоимость активов и средства, ушедшие из государственной казны, составляли $10 млрд. Но, несмотря на многочисленные уголовные и гражданские иски, ни один обвиняемый не понес наказания. Адвокатам диктатора удалось на годы затянуть процесс и растерять улики. При этом за последние два десятилетия наследники Маркоса восстановили и укрепили свои политические позиции. Его жена Имельда Маркос попала в палату представителей, а дочь Име Маркос заняла пост губернатора провинции Илокос Норте. Сын — Фердинанд Маркос-младший стал сенатором и готовится принять участие в президентской гонке 2016 года. Ожидается, что комиссия по поиску денег диктатора вскоре будет распущена.
Лишь в феврале 2011 года в Берне вступил в силу закон «О возвращении активов, полученных политически уязвимыми личностями незаконным путем» (LRAI), что дало возможность возобновить процесс возврата средств властям Гаити. Документ позволил швейцарским судам быстрее принимать решения, опираясь на заданные критерии. В 2013 году правительство предложило новый проект, который объединил вопросы, касающиеся блокирования и конфискации средств, связанных с диктаторами, а также их возвращения на родину.
В процессе реституции крайне важным является наличие соглашений о правовой взаимопомощи между государством, из которого осуществляют платежи и страной получения этих средств. В случае отсутствия таковых рассмотрение дел ведется по законам последних, а законодательство «финансовых гаваней» содержит множество норм, которые могут быть использованы вкладчиками и бенефициариями для своей защиты.
Ситуация в Украине и вокруг нее говорит о том, что «деньги Януковича» если и найдут, то скорее всего их не смогут вернуть. Бегство из страны ключевых фигурантов и дестабилизация военно-политической ситуации не дадут возможности осуществить расследование, результаты которого помогут беспристрастно и объективно выиграть дела в судах иностранных юрисдикций. И Украина, скорее всего, пополнит список стран, которым не удалось возвратить деньги бывших правителей.