С 1 мая этого года повысились тарифы на газ для населения, а в конце апреля вступил в действие новый закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно усовершенствования расчетов за энергоносители), который изменил отношения на рынке предоставления коммунальных услуг и механизм утверждения тарифов на услуги по централизованному отоплению, горячему водоснабжению.
По мнению авторов, закон создаст благоприятные основы для сбалансированного развития рынка жилищно-коммунальных услуг, улучшит отношения исполнителей и потребителей, повысит качество услуг и эффективность механизма формирования и установления тарифов на их предоставление.
Надо отметить, что законопроект № 4644, внесенный Правительством Украины 7 апреля (а 9 апреля внесен доработанный вариант народным депутатом, председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Николаем Мартыненко), позиционировался как необходимый для получения кредита от МВФ, поэтому был принят Верховной Радой с молниеносной скоростью уже на следующий день.
Защитит ли новый закон права украинцев и улучшит ли качество коммунальных услуг в условиях повышения тарифов?
Отношения исполнителей коммунальных услуг и потребителей
Законом «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунальной отрасли» Украина провозгласила курс на демонополизацию рынка управления жилищным сектором. Суть реформы заключается в том, что предприятия — природные монополисты (производители воды и тепловой энергии) должны продавать свои услуги «на входе в дом» (так как многоквартирный дом является общей совместимой собственностью владельцев помещений в нем). А жители должны сами выбрать способ обеспечения себя качественной холодной, горячей водой и отоплением — самостоятельно, через ОСМД, или наняв управляющую компанию. Однако на сегодня нет ни законодательных, ни экономических возможностей для реализации такой схемы. В части городов предприятия — природные монополисты (производители коммунальных услуг, согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах») выступают одновременно и их исполнителями, то есть предоставляют услугу «к крану или батарее» потребителям. В части городов — ОСМД является коллективными заказчиками услуг у производителей или же исполнителями коммунальных услуг назначены ЖЭКи (коммунальные или частные). Тарифы для предприятий-монополистов на водоснабжение, водоотвод, тепловую энергию устанавливала Национальная комиссия государственного регулирования в сфере коммунальных услуг (НКРКУ), а для исполнителей на услуги по водоснабжению и водоотводу, горячему водоснабжению и централизованному отоплению — органы местного самоуправления.
Согласно новому закону, теперь исполнителями услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу будут только предприятия, «которые осуществляют хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу», централизованному отоплению и горячему водоснабжению, — «субъекты ведения хозяйства по снабжению тепловой энергией». Договор на предоставление услуг по централизованному отоплению, услуг по централизованному снабжению холодной и горячей водой, услуг по водоотводу (с использованием внутридомовых систем) в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и исполнителями этих услуг. Иначе говоря, исполнителями услуг будут предприятия — природные монополисты.
Вместе с тем, в соответствии с Законом Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» и другими нормативно-правовыми актами в этой сферы, определено, что «производитель услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу предоставляет услуги исключительно к внешнему срезу дома», то есть без использования внутридомовых сетей. Автоматически создается коллизия между нормами действующего законодательства, что неминуемо будет означать путаницу в применении этих норм на практике. Новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию.
Стоит отметить, что обслуживание внутридомовых сетей входит в состав содержания дома и придомовой территории, и платится населением в квитанции организации, которая за это отвечает (ОСМД или ЖЕК). Внутридомовые сети являются общей совместимой собственностью владельцев помещений в доме, и только они имеют право ими распоряжаться. Новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию сетей водоканалам и теплоэнерго. Поэтому за горячую воду в кране или тепло в батарее монополист отвечать не будет на практике никогда (а кто сможет доказать, что виноват производитель-исполнитель, который подал теплоноситель низшей температуры, а не ЖЭК, который не отремонтировал трубы в доме?)
В тех случаях, когда предприятия-монополисты не являются исполнителями, закон просто не срабатывает. Он не дает указаний на прекращение старых договоров или отмену решений о назначении исполнителей. Например, трудно представить, как в Киеве ПАО АК «Водоканал» будет отвечать за услугу по водоснабжению и водоотводу перед киевлянами, если исполнителями услуг на законных основаниях (ОСМД или ОМС) назначены ЖЭКи или ООО «Водоканал-Сервис» (дочернее предприятие ПАО АК «Водоканал»).
Механизм формирования и установления тарифов
Законом вносятся изменения в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», которые отменяют полномочия органов местного самоуправления устанавливать тарифы на услуги по централизованному отоплению, снабжению холодной водой, услуги по централизованному снабжению горячей водой, услуги по водоотводу (с использованием внутридомовых систем), так как тарифы на эти услуги устанавливаются НКРКУ.
Вместе с тем, соответствующих изменений в Закон Украины «О государственной регуляции в сфере коммунальных услуг» относительно дополнительных полномочий НКРКУ по установлению тарифов, на «централизованные» услуги не внесено. К тому же НКРКУ, как известно, устанавливает тарифы только для своих лицензиатов. Будет ли означать это, что все исполнители услуг (включая ЖЭКи) должны получить лицензию в НКРКУ? К тому же предоставление услуг не является лицензионной деятельностью, а соответствующих изменений относительно признания такой деятельности лицензионной не предусмотрено. Если нет, то кто будет устанавливать тарифы для исполнителей услуг-нелицензиатов? Или они будут работать на добровольных началах?
Отдельно стоит остановиться на «горячей воде». Согласно новому закону, исполнителем услуг по централизованному снабжению горячей водой объектов всех форм собственности является субъект ведения хозяйства по снабжению тепловой энергией (теплоснабжающая организация). Реализация этой нормы на практике на сегодня является невозможной, поскольку наряду с определением исполнителя услуги по снабжению горячей водой не был определен производитель горячей воды.
Сегодня в законодательных актах Украины отсутствует даже необходимая базовая терминология относительно горячей воды и горячего водоснабжения. Так, отсутствуют понятия «горячее водоснабжение», «горячая вода», «производство горячей воды», «производитель горячей воды», что является крайне необходимым для осуществления деятельности в сфере горячего водоснабжения и возможности осуществления хозяйственно-договорных взаимоотношений между соответствующими участниками отношений, связанных с горячей водой (поставщиками питьевой воды, теплоснабжающими организациями, жилищно-эксплуатационными организациями и потребителями).
Учитывая особенность сферы горячего водоснабжения, которая заключается в том, что горячая вода состоит из двух компонентов: воды и тепловой энергии, которые производятся разными предприятиями — водоканалами и энергогенерирующими компаниями, и, соответственно, находятся в разных плоскостях правовой регуляции, для преодоления кризисных явлений в жизненно необходимых для общества сферах коммунального хозяйства, эффективного устранения существующих пробелов в законодательстве, что будет гарантировать защиту прав и интересов потребителей горячей воды, а также устранения возможности злоупотреблений и безответственности со стороны всех участников данных правоотношений, необходимо принятие отдельного специального закона в сфере горячего водоснабжения.
Расчеты за энергоносители
Закон Украины «О теплоснабжении» дополнен статьей 19 относительно порядка оплаты тепловой энергии, для производства которой полностью или частично поставляется природный газ гарантированным поставщиком, осуществляемой потребителями тепловой энергии путем перечисления средств на счета со специальным режимом использования, которые открывают теплоснабжающие организации в уполномоченном банке.
Порядок распределения средств еще должен утвердить Кабинет Министров Украины, но в условиях, когда тарифы на тепловую энергию не зафиксированы на экономически обоснованном уровне и не прописан алгоритм распределения средств, которые находятся на счетах со специальным режимом использования, непонятно, каким для предприятий — потребителей тепловой энергии будет порядок начисления средств для выплаты заработной платы, уплаты налогов и обязательств перед социальными страховыми фондами, расчетов по кредитным договорам, которые тоже должны осуществляться в первоочередном порядке, а за невыполнение обязательств законодательством предусмотрены санкции вплоть до криминальной ответственности.
Как видим, законодательные новеллы не только не будут способствовать улучшению коммунальных услуг для населения, они углубляют монополизацию рынка и усложняют существующие проблемы. Единственным позитивом может быть то, что монополист не будет иметь возможности отказаться заключать индивидуальные договоры с жителями, если раньше он этого не хотел.
Но кому нужен такой закон, который под соусом «требования МФВ» совсем запутал все в и так запутанном жилищно-коммунальном хозяйстве, остается только догадываться. Одно можно сказать точно — с такими инициативами никто системно реформировать отрасль не планирует. А тарифы расти будут, к тому же существенно.