Премьер-министр Николай Азаров продолжил открывать для себя проблемы, очевидные для каждого рядового украинца. Так, после личной проверки во вторник того, что цены на продукты в супермаркетах действительно соответствуют данным правительства, в среду Николай Янович обнаружил, что украинские дорогие пребывают в ужасном состоянии.
«Сегодня, как никогда, по нашим дорогам проехать сложно, а иногда просто невозможно. Нынешняя зима окончательно «добила» много километров дорог и улиц», - констатировал Николай Азаров в ходе заседания Кабмина.
Конечно, Николай Янович не преминул обвинить в катастрофическом количестве ям в асфальте сложные и «необычные» погодные условия, которые «ударили по всем слабым местам дорожного покрытия». Учитывая недавние повальные поломки корейских поездов Hyundai Rotem, в которых чиновники также обвинили погоду, впору заподозрить, что, видимо, зима пришла на смену «попередникам» в качестве главного врага правительства.
Тем не менее, наверняка многие автомобилисты согласятся со словами премьера о том, что на некоторые участки дорог государственного значения невозможно смотреть «без слез».
По словам опрошенных «Комментариями» профессиональных водителей, которым часто приходится совершать поездки за рулем по всей Украине, никогда еще дороги не находились в таком плохом состоянии. При этом выделить какие-то области, где состояние автотрасс лучше, нельзя. Практически непроходимые участки дорог появились этой зимой по всей Украине. Причем на одной и той же трассе встречаются как участки со вполне сносным покрытием, так и совершенно «непроездные» отрезки. По мнению водителей, причиной этого, скорее всего, является качество уже проведенных работ. Зима просто наглядно показала все недочеты и отсутствие должного качества при строительстве и ремонте дорог.
Здесь интересно, что часто «стоимость» дорог разительно отличается в зависимости от региона и конкретного подряда. Более того, в разы могут отличатся затраты на ремонт разных участков одного и того же путепровода. К примеру, реконструкция одного метра трассы Знаменка - Луганск – Изварино («М-04») в исполнении ООО «Дорожное строительство «Альтком» стоила 18 тыс. 640 грн. А уже на соседнем участке ЧАО «Донецкое специализированное строительно-монтажное управление №1» эта сумма превратилась в 4 тыс. 857 грн./метр. При этом сложно до конца понять причины такого ценового разброса.
Масштабы проблемы в дорожном строительстве начали замечать даже в Генпрокуратуре. В прошлом году из-за отсутствия контроля Укравтодора за использованием госсредств, выявлено завышение объемов и стоимости работ на 177 миллионов гривен.
Причем такие нарушения выявлены ревизиями во всех регионах государства.
Тем не менее следует учесть, что состоянию дорог международного и государственного значения было оказано повышенное внимание государства в преддверии проведения в стране Чемпионата Европы по футболу. Как сообщалось, на ремонт и строительство 2 тыс. километров автомобильных дорог к Евро-2012 Украина потратила $3 млрд.
Разумеется, значительно хуже выглядят дороги местного значения. На их ремонты и содержание от щедрот подготовки к Евро-2012 досталось немного, а в то же время именно они составляют 90% всех автодорог в стране.
При этом на заседании правительства премьер не преминул обвинить в саботаже ремонта дорог местные власти, которые, по его словам, оказались неспособны даже освоить предусмотренные на эти цели субвенции из государственного бюджета. Кроме, разумеется, Днепропетровщины, вотчины вице-премьер-министра Александра Вилкула. Ему и поручили контролировать организацию неотложного ремонта и подготовку к плановым ремонтам автодорог.
Как вице-премьер собирается организовать неотложный ремонт дорог среди зимы – пока остается загадкой. Ведь именно подконтрольное ему Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ буквально недавно рекомендовало местным властям воздержаться от выполнения дорожно-строительных работ при минусовых температурах.
Тем не менее в «Киевавтодоре» заявляют, что борьба с ямами на дорогах столицы ведется уже с 14 января. По словам руководства корпорации, начать ее раньше было просто невозможно как из-за погодных условий, так и из-за того, что все частные заводы (а государственных или коммунальных попросту не осталось), производящие асфальтобетон, просто не работали зимой.
«Если дороги опять не завалит снегом, и мы будем вынуждены прекратить работы по ликвидации ямочности, то в ближайшие две-три недели с «аварийноопасной ямочностью» мы улучшим ситуацию», – сообщил «Комментариям» генеральный директор «Киевавтодора» Георгий Глинский.
Правда, особо радоваться оптимизму столичных автодоровцев автомобилистам не стоит. В целом привести дороги в порядок обещают только к маю месяцу.
В конечном итоге нельзя не согласиться с выводом Николая Азарова о том, что «наши люди добросовестно финансируют содержание дорожного хозяйства, в частности, когда платят акцизный сбор в стоимости топлива. И имеют право пользоваться приличными дорогами». На эти цели, по словам премьера, нужно как минимум 2 млрд. грн. Кстати, это всего на 0,4 млрд. грн. меньше, чем заложено в госбюджете на субвенции местным властям на развитие и содержание дорожного хозяйства на весь 2013 год.
Кроме того, оправданными выглядят сомнения в том, что этой суммы хватит на то, чтобы украинские дороги стали действительно «приличными». Ведь в асфальтном покрытии на просторах Украины растворялись и значительно большие суммы.
Стоит также вспомнить, что кроме денег, которые нужны на ремонт дорог уже сейчас, придется думать как отдавать многомиллиардные долги. Эти средства уже вложены в сходящие вместе со снегом дороги, за которые в итоге надо будет платить каждому украинцу. Так, для Госагентства автомобильных дорог в бюджете на 2013 год предусмотрено финансирование из Спецфонда в размере 13,5 млрд. грн., из которых 8,4 млрд. грн. уже в этом году должны быть возвращены в качестве оплаты по кредитам.
К слову, не так давно в «Укравтодоре» признали: чтобы отремонтировать все украинские автодороги такими темпами, как сейчас, понадобится по меньшей мере 85 лет. И, судя по всему, каких-то кардинальных изменений к этому прогнозу не предвидится.
Видимо, тем согражданам, кто еще не обзавелся личным транспортным средством и не имеет доступа к вертолетным площадкам, можно посоветовать задуматься о перспективе пересесть на транспорт гужевой.