Правительство ищет деньги для погашения долгов в социальной сфере. Только по зарплате задолженность составляет 1,045 млрд грн. Такая же сумма - по невыполненным решением судов в пользу льготников. Только в 2012 году в исполнительную службу обратилось 447 тыс пенсионеров и льготников, которые выиграли суды против Пенсионного фонда и собесов. В какой-то момент судьи просто перестали высылать истцам судебные решения, чтобы те физически не смогли получить исполнительный лист и взыскать с бюджета положенные суммы льгот и пенсий.
"Часть долгов по зарплате главе Минсоцполитики Наталье Королевской досталось в наследство, однако важнее то, что нет динамики погашения. Если в декабре наблюдалось небольшое уменьшение долгов, то сейчас погашение происходит вяло", - говорит заместитель председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда, депутат от "Удара" Павел Розенко.
По его словам, за два прошлых месяца задолженность росла интенсивно - с 800 млн грн до 1 млрд грн. Есть большой риск, что зарплату не выплатят в указанные сроки. В структуре этого долга есть "безнадежная" задолженность, которая принадлежит давно ликвидированным несуществующим предприятиям.
Одной из причин такого положения депутат считает утрату управления в социальной сфере.
"Долгами должны заниматься профильные министерства, под опекой которых находятся госпредприятия. Общий мониторинг, координацию и психологически-организационное давление на процесс погашения долгов должно оказывать Министерство соцполитики, которое погрязло "текучке", - убежден Розенко.
Инертность министра и ее аппарата, по мнению политических оппонентов министра, обусловлена решением текущих вопросов и кадровыми сложностями.
Королевская возглавила министерство в конце декабря и с тех пор так и не сформировала кадровый костяк ведомства. В отличие от других министров, давно решивших эту проблему, заместителей у Королевской пока только двое - Вячеслав Коломиец и Лидия Дроздова.
Первого заместителя не могут назначить уже пять месяцев. По информации источников ЭП, Королевская несколько раз пыталась утвердить на этой должности своего политического соратника Евгения Суслова, но безуспешно. Сам Суслов в разговоре с ЭП удивлялся этой новости.
Долгое время вакантной оставалась и должность главы Госслужбы занятости. Это сложное ведомство. В 2011 году со скандалом уволили, а после арестовали и поместили под следствие экс-главу службы Владимира Галицкого.
Во время обысков банковских ячеек, принадлежащих ему и некоторым его подчиненным, обнаружили валютные ценности на 7,5 млн долл и драгоценности.
Но вот на днях президент утвердил нового главу службы занятости Марину Лазебную. До этого она работала начальником департамент труда и занятости Минсоцполитики и считается человеком, приближенным к аппарату Кабмина.
По мнению Розенко, затянувшаяся пауза с назначением первого замминистра и ведомств, подотчетных министерству, подтверждает конфликт и идеологическое расхождение между Николаем Азаровым и Наталией Королевской.
"Не знаю, не слышал о конфликте. Меня больше волнуют вопросы пенсионной реформы. Не знаю я, и почему не назначили главу Пенсионного фонда. Видимо, ищут профессионала", - сказал ЭП депутат от Партии регионов, заместитель председателя парламентского комитета по соцполитике Александр Стоян.
Зайчук уехал - кресло осталось
Пост главы Пенсионного фонда также остается тревожно-вакантным с осени 2012 года, после того как в почетную ссылку, послом Украины в Чехию, уехал многолетний руководитель ведомства Борис Зайчук.
По мнению представителей оппозиции, и на эту должность в правительстве не нашлось кандидата, личность которого могла бы устроить министра и премьера.
По информации источников ЭП, последним "нейтральным" претендентом на пост главы ПФ, кандидатуру которого на утверждение подала Королевская, стал Николай Шамбир - аппаратный чиновник министерства. Сегодня он работает директором пенсионного обеспечения и социальной защиты инвалидов.
Пустующее кресло фонда раздражает как Королевскую, так и представителей МВФ. Как сообщают источники ЭП в Администрации президента, во время последнего визита представители МВФ обратили внимание на этот факт.
Подчеркнутую медлительность при назначении руководителя ключевого социального ведомства иностранцы восприняли как нежелание власти продолжать пенсионную реформу, начатую два года назад.
Пенсионный фонд тем временем остается проблемным ведомством. В начале 2011 года власть задекларировала амбициозную цель к 2013 году полностью ликвидировать дефицит ПФ. Чуть позже правительство сдвинуло этот срок до 2014 года, а к началу 2013 года и вовсе забыла об этом обещании.
"Формально дефицит фонда сокращается, но дотация от Кабмина растет. Ежегодно фонд нуждается в дотации не менее 7 млрд грн, при этом в бюджете все не гладко», - подчеркивает Розенко.
Бюджет - дело тонкое
О том, что в бюджете ситуация негладкая, говорят два косвенных факта.
Первый - правительство тормозит внесение поправок в госбюджет-2013. Традиционно их вносят до конца апреля каждого года. Перед этим корректируют макропоказатели, исходя из динамики поступления доходов.
"В прошлые годы вносили поправки по перераспределению бюджетных средств в связи с увеличением акцизов и изменением доходной части. В 2013 году дополнительных доходов, которые можно перераспределить, нет. Значит, править госбюджет незачем. Как бы осенью не пришлось проводить секвестр", - говорит ЭП экс-заместитель главы бюджетного комитета Павел Жебривский.
Чтобы сбалансировать бюджет, Жебривский советует пересмотреть акцизную политику, повысив акцизы на импортные нефтепродукты.
"Это позволило бы привлечь не только дополнительный ресурс, но и запустить производство нефтепродуктов в Украине. Однако в итоге подорожают топливно-смазочные материалы, чего опасаются в правительстве", - говорит Жебровский.
Вместо правок правительство предлагает Верховной раде монету низшей пробы. На днях парламент заслушает отчет правительства о выполнении госбюджета-2012. Докладывать должен министр финансов Юрий Колобов. Однако по информации источников ЭП он в Раду не собирается.
Говорят, Колобов улетит в командировку, пойдет на прием к премьеру или возьмет больничный, отправив вместо себя зама - привычного для депутатского корпуса Анатолия Мярковского. Он всегда отчитывается вместо шефа.
От также ведет заседания по бюджету с региональными лидерами, ходит на заседания парламентского бюджетного комитета и готовит правки в бюджет.
В сущности, бюджет-2012 уже никому не интересен. Профессионально вести дискуссию на эту тему способны только специалисты Счетной палаты и Госфининспекции, поэтому документ пройдет гладко.
Второй косвенный признак того, что ситуация в бюджете нелегкая, - настойчивое желание первого-вице-премьера Сергея Арбузова "протащить" через парламент законопроекты, утверждающие механизм обращения финансовых векселей.
По мнению правительства, это позволит решить проблему не только текущих долгов, включая долги по НДС перед экспортерами, но и будущих платежей.
Правительство привлекает долги за счет размещения валютных облигаций на внешнем и внутреннем рынках рекордными темпами. С начала 2013 года оно смогло привлечь 4,7 млрд долл, то есть почти половину от запланированного годового объема. Вексель откроет новую главу в долговой истории Минфина.
"Это делают, чтобы переложить текущие финансовые проблемы, в том числе по выплате социальных обязательств, на будущие периоды, на 2014-2015 годы", - говорит ЭП бывший исполняющий обязанности главы Минфина Игорь Уманский.
По его словам, сегодня у ведомства серьезные проблемы с ликвидностью и выполнением текущих бюджетных обязательств.
"Минфину все равно что переносить. Главное - не отдавать деньги из бюджета и рассчитываться квази-деньгами, в данном случае векселями. А если параллельно получится еще и деньжат "скосить", тогда вообще отлично", - добавляет он.
Один из ключевых законопроектов, призванный дать старт вексельной схеме, финансовый комитет парламента ко второму чтению уже утвердил.
Операция "индексация"
Из-за сложностей с бюджетом правительство затягивает с индексацией пенсий. Если в 2012 году было пять повышений, то с начала 2013 года пенсии индексировали всего два раза, и до конца 2013 года этого больше не произойдет.
Правительство обязано было провести индексацию пенсий с 1 марта, увеличив их на коэффициент увеличения зарплаты. Вместо этого парламент утвердил закон Кабмина об усовершенствовании порядка ежегодного перерасчета пенсий.
Чтобы реализовать заложенный в нем механизм и "догнать" рост зарплаты правительству в 2013 году необходимо 2,1 млрд грн. дополнительных расходов.
Это не вынужденная необходимость, а манипуляция для отсрочки выплат по повышенным пенсиям, считают опрошенные ЭП законодатели.
По их мнению, никаких решений парламента для проведения индексации с 1 марта правительству не нужно было, поскольку действующий закон "Об общеобязательном пенсионном страховании" позволяет это делать.
Там сказано, что индексацию можно организовать обычным решением правительства в рамках возможностей Пенсионного фонда.
Закон же депутаты приняли для того, чтобы потянуть время до момента, пока не появятся лишние деньги для планового повышения пенсий. Документ вступает в силу с 1 июня 2013 года, то есть у Кабмина появился формальный повод для отсрочки переиндексации на четыре месяца.