Прокатившись по весенним дорогам, депутаты Верховной Рады резко озаботились их ремонтом. Вспомнили о старой схеме — перераспределении налогов с нефтепродуктов. В поданном недавно в ВР законопроекте речь идет о сборе с розничного оборота подакцизных товаров, который поступает в местные бюджеты и 30% которого нардепы хотят целевым образом направлять на ремонт автомагистралей. Некоторый смысл в этом есть, так как нынешнее распределение указанного налога несправедливое — деньги получают только те, где есть автозаправки, хотя дороги есть везде. Но основная проблема в другом — скоро нечего будет делить и направлять. Сборы «розничного акциза» стремительно падают, так как ни местные власти, ни фискальная служба не в силах проконтролировать его уплату. Это, в свою очередь, следствие пикирования рынка нефтепродуктов в «тень», поскольку неуплата налога создает весьма ощутимое конкурентное преимущество. Как бороться с этим, депутаты не предлагают.
Сбор с розничной продажи нефтепродуктов и сжиженного газа впервые был введен в 2015 г. на уровне 5% от розничной цены. С 2016-го была введена фиксированная ставка в размере 0,042 евро/л и на второй квартал установлена на уровне 1,27 грн/л. Данный весьма противоречивый налог, о чем будет сказано ниже, был введен в рамках децентрализации госфинансов и целевым образом подлежит уплате в местные бюджеты, на территории которых расположена заправочная станция.
Своим законопроектом группа народных депутатов в составе А.Матвиенко, М.Довбенко, Я.Дубневича, А.Дирова, В.Галасюка, И.Крулько, Ю.Левченко, О.Довгого, М.Скорика и В.Бондаря указывает на дискриминационный характер распределения розничного акциза на нефтепродукты. Согласно предложению нардепов, нынешние адресаты — городские и сельские рады — должны получать 70% налога, а остальные 30% нужно отправлять через спецфонд в областные бюджеты. Это, по мнению законодателей, необходимо для обеспечения эффективного дорожного строительства.
По большому счету, вопрос депутатами озвучен правильный, ведь заправочные комплексы тяготеют к населенным пунктам, а значит, периферия областей, где пролегает основная часть дорог, остается ни с чем. Яркими примерами несовершенства системы являются уже ставшие легендарными в отраслевых кругах села Стоянка и Чабаны, расположенные в Киевской области соответственно на Житомирской и Одесской трассах. Вдоль трасс на территории этих двух сельрад сосредоточены автозаправочные комплексы всех известных брендов, отчего эти села стали миллионерами, получая огромные отчисления «розничного акциза». А вот все соседние районы остаются ни с чем.
Выходит, что идея более равномерного распределения налогов логична, однако вопрос для рассмотрения выбран явно не первоочередный.
Только для «черных»
Проблема первостатейной важности — уплата этого налога, распределять который бросилось сразу столько депутатов. С первого дня своего существования розничный акциз стал для топливного рынка огромной проблемой и не принес государству ожидаемого эффекта. Начальная 5-процентная ставка от цены без НДС была настолько неграмотно прописана Минфином, что масса торговцев топливом быстро нашла лазейки, чтобы не платить новый налог. Дабы пресечь разночтения, было решено изменить процентную ставку на фиксированную, а также обложить налогом любой литр, вытекающий из автозаправочного пистолета. Как уже отмечалось, на сегодняшний день этот налог составляет 1,27 грн/л.
Рост налоговой нагрузки резко повысил привлекательность торговли мимо кассы: кроме ставки розничного акциза, «серый» оператор оптимизирует разницу НДС между закупочной и розничной ценами, а это в ценах середины апреля — порядка 43 коп. на литре. Таким образом, реализация мимо кассы дает АЗС 1,7 грн/л, притом что вся розничная маржа колеблется в диапазоне 2–3 грн/л. Неплохой «приварок», не так ли? Именно он уверенно повел рынок в «тень».
Больше других засучили рукава продавцы сжиженного газа: если в цене бензина 1,27 грн/л это около 6%, то для пропан-бутана — почти 17%. Согласно исследованиям «Консалтинговой группы А-95», в январе-феврале без уплаты розничного акциза было реализовано более 75 тыс. т пропан-бутана, что составляет около 40% этого рынка. Суммарные потери местных бюджетов от неуплаты розничного акциза оцениваются в сумму порядка 195 млн грн акциза и НДС.
«Соревноваться с конкурентом, у которого в форе порядка 22% цены только за счет налогов, на рынке, где потребитель всегда ищет наиболее дешевое предложение, практически невозможно», — говорит руководитель крупной сети газозаправочных станций в Харькове.
Оптимизируй или проиграешь
По словам большинства операторов, в апреле эффективность розничной торговли сжиженным газом «в белую» приблизилась к нулю. «Мы вынуждены стоять близко к ценам «нелегалов», иначе потеряем все продажи. Для операторов, которые имеют собственные каналы снабжения, это в лучшем случае ноль, а для заправок, закупающих ресурс у оптовиков, — верный минус. Поэтому тут два варианта: бить мимо кассы либо сушить весла», — поясняет представитель компании из Киева.
Аналогичная тенденция прогрессирует и в торговле бензином и дизтопливом. Как показывает опрос операторов, многие АЗС начали устанавливать две кассы, одна из которых напоминает кассу лишь по внешнему виду, а на самом деле является принтером. Проинструктированный и простимулированный владельцем АЗС оператор «бьет» по кассе, условно говоря, лишь каждый третий чек. Бояться особо нечего: недавно один из киевских судов «наказал» оператора АГЗС «Барс» на 270 грн штрафа за невыдачу фискального чека.
В целом эта ситуация стала наглядным тестом для Государственной фискальной службы Украины, который она с треском провалила. Смешно читать бравые отчеты налоговиков о ликвидации нелегальной АЗС где-нибудь в Херсоне или Чернигове, когда в Киеве и области, по оценкам местных властей, работают около 500 незаконных газозаправочных модулей, отпускающих без кассы и розничного акциза миллионы литров в месяц. Почему нельзя устроить облаву на такие заправки для проверки хотя бы кассовой дисциплины, непонятно.
С другой стороны, колоссальный объем теневых наличных средств творит чудеса. Так, недавно налоговики закрыли три нелегальные газовые заправки в Белой Церкви, проведя целую спецоперацию по замеру реализации и последующей сверки данных кассового аппарата. А вот в Борисполе, несмотря на протоколирование аналогичных нарушений, нелегалы как работали, так и продолжают работать.
С каждым дней искаженная конкурентная среда будет затягивать в «тень» все больше операторов. Очевидно, что в какой-то момент процесс пройдет точку невозврата, и в «белых» рядах останутся лишь некоторые крупные сети.
Убрать, чтобы построить
Казалось бы, небольшой розничный акциз наделал много беды. И вопрос не столько в неоправданных ожиданиях (раньше этого налога вообще не было, а сейчас хоть что-то платят), сколько в разрушении цивилизованной конкуренции и бизнеса. Ведь торговля мимо кассы по факту стимулирует желание продавать нелегальный товар, а это уже другой уровень проблемы и другой размер бюджетных потерь. Как уже отмечалось, огромные теневые средства, порожденные розничным акцизом, с новой силой питают коррупцию. Есть сигналы и о том, что иногда своеобразно относятся к проблеме и местные власти, которым правительство решило помочь розничным акцизом в рамках децентрализации.
«Сельскому голове зачастую выгоднее взять от владельца заправки взятку и закрыть глаза на занижение реализации и неполную уплату акциза, чем отстаивать интересы громады», — рассказывает владелец АЗС из Полтавы.
Выход из сложившейся ситуации один: ликвидация розничного акциза и его перенос на основную ставку акциза, который легче администрировать. Например, в случае с бензином основная ставка акциза будет увеличена с текущих 228 евро/т на 32 евро/л, или на 14%. При этом конечная стоимость нефтепродуктов не изменится.
Одновременно необходимо разработать алгоритм распределения данных средств по местных громадам, исходя из количества населения, автотранспорта, тех же автозаправочных станций или выбитых ими чеков. Но самое главное, будет что делить. Есть все основания полагать, что «акцизная» реформа даст дополнительно 1,7 млрд грн, но самое главное — остановит дальнейший крах бюджетных платежей из-за сползания топливного рынка в «тень».