Замена членов участковых комиссий в Украине стала довольно колоритным явлением. Чтобы установить контроль над ними со стороны Партии регионов и исполнительной власти, пришлось заменить намного больше персоналий, чем в окружкомах. Для этого не хватило технических партий, попавших в УИК по результатам жеребьевки. И что же на то власть? Она рекрутировала своих людей из политических сил, которые вообще не вошли в состав участковых комиссий. На закон просто не обратили внимания.
Наблюдатели гражданской сети «Опора» обнаружили, что в представлениях разных партий в состав участковых комиссий во всех пяти округах Ривненщины фигурировало 10—15 процентов одних и тех же людей. «Двойниками» богаты прежде всего малоизвестные партии. Более того, они поселились не только в списках кандидатур в УИК одного округа, но и в списках других округов. Окружные комиссии 152-го и 153-го избирательных округов (оба в Ривном) поступили славно. Большинство их членов проголосовали за то, чтобы не исключать двойников из списков представлений (округ 153), или даже не рассматривали этого на заседании (округ 152). Тем самым была проигнорирована норма Закона «О выборах народных депутатов Украины», согласно которой вхождение лица в состав одной комиссии является основанием для досрочного прекращения его полномочий в другой (п. 3 ст. 37). Так вот, используя технологию «двойников» и «тройников» в десятках технических партий, местные администрации заранее спланировали замену членов комиссий послушными людьми. И она будет продиктована текущей целесообразностью. Это означает: заменим, где захотим, когда захотим и кем захотим!
156-й округ (с центром в Сарнах) тоже прославился. Окружная комиссия завершила процесс создания УИК, не вложившись в определенный законом срок. Бездеятельность окружкома признал Ривненский окружной административный суд. Другие окружные комиссии установленный срок не нарушили. Но это совсем не означает, что тамошние участковые комиссии начнут работу вовремя.
Согласно закону, они должны провести первые заседания не позже, чем на третий день после принятия решения об их образовании. Но субъекты избирательного процесса, придерживающиеся этого требования, оказались в скромном меньшинстве.
В 154-м округе (Дубно) своевременно начали работу не больше 30 процентов участковых комиссий. Остальные не смогли провести первое заседание по банальной причине — отсутствие большинства членов.
В 152-м округе срок начала работы УИК истек 29 сентября. Но первого октября в окружную комиссию поступило всего десять протоколов и постановлений из заседаний. Свыше 90% УИК не сообщили о надлежащем, законодательно установленном начале работы. И разве могли молчуны сделать такое сообщение, если на заседаниях многих комиссий не было кворума?
На время написания статьи телефоны большинства членов, указанные в 13 докладных, присланных участковыми комиссиями в ОИК или недействительны, или не отвечают. Часть членов комиссий не появились потому, что уже работают в других комиссиях и даже в других областях. Можно подытожить: списки кандидатур для работы в УИК от технических партий власть готовила в расчете на то, чтобы их заменить своими людьми.
А 153-й округ (Ривне) в процессе формирования участковых комиссий стал уникальным. Окружком утвердил поименный состав УИК. После этого от партий начали поступать представления о замене членов участковых комиссий. Тем временем неизвестные лица самостоятельно, незаметно, без соответствующего решения окружной комиссии внесли изменения в состав УИК. Мало того, что нарушен предусмотренный Законом «О выборах народных депутатов Украины» принцип замены членов комиссий. Чем это не фальсификация избирательных документов, за что предусмотрена уголовная ответственность?! «Уточненные» списки были присланы уже непосредственно в участковые комиссии.
Дальше началось самое интересное. В некоторых УИК, по распоряжению райгосадминистраций, членов комиссии заменили представителями партий, которые даже не принимали участия в жеребьевке. Получилось строгое соблюдение закона!
Например, в участковой комиссии в селе Весняное Корецкого района работают лица, которых нет в списке членов УИК, утвержденном окружкомом. Эти люди рассказали наблюдателям «Опора», что представляют Партию пенсионеров, Славянскую партию и Союз чернобыльцев Украины. А перечисленные политические силы из-за нарушения процедуры внесения представлений не были допущены к жеребьевке по определению состава УИК — не имели права подавать своих представителей в состав участковой комиссии. Однако попали в них, и то перед самым проведением первого заседания. Координатор избирательных программ «Опора» в Ривненской области Анатолий Бондарчук убеждает: «Такая замена незаконна. В этой ситуации председатель УИК должен был не проводить заседание комиссии и обратиться в окружную комиссию с заявлением о обнаруженных нарушениях. Но он этого не сделал, и заседание комиссии состоялось. Тем самым поставлена под угрозу демократичность волеизъявления граждан. Факт причастности к фальсификации состава членов УИК в Корецком районе со стороны представителей районной власти свидетельствует об использовании административного ресурса и оказании влияния на работу комиссии».
А на Тернопольщине, например, власть воспользовалась немного другой технологией. В 165-м округе (Зборов) в списках участковых комиссий даже самого небольшого Подгаецкого района находятся свыше сотни немощных людей — прикованных к постели, инвалидов, есть даже покойники 1904 года рождения — представленных от малоизвестных партий: Славянской, Партии пенсионеров и других. Они отказываются работать в УИК по известной причине — не писали заявлений на участие в их работе. И власть в эти дни завершает замену «подставок» на близких людей, мобилизируя как можно большее их количество.
Чтобы превратить участковые комиссии в послушные «колесики и винтики», исполнительная власть не брезгует никакими средствами. С другой стороны — она косвенно влияет на результат выборов на том или ином участке. Формально, согласно закону, противоправная замена членов УИК не является основанием для признания голосования на избирательном участке недействительным. Но «темные лошадки», рекрутированные в комиссии без надлежащей подготовки, могут сами нарушать избирательное законодательство и ставить под сомнение волеизъявление избирателей на конкретном участке. А уже власть, в зависимости от результатов выборов, решит, следует ли окружкому признавать голосование там недействительным. Судебного решения, которое признало бы нарушение, принимая во внимание практику работы судов за последние годы, долго ждать не придется.