Несложно предсказать, что будут представлять из себя законы, если их написанием и принятием безответственно занимаются люди, коих интересуют исключительно деньги и власть в неограниченных количествах. Для украинского общества это приобретает особенное значение в свете форсируемого принятия важнейшего и объемного документа — Уголовно-процессуального кодекса (УПК).
Новый и сверхмодернизированный проект УПК стремительно продвигается через Верховную Раду. Если исходить из обещаний высокопоставленных представителей действующей власти, его принятие как закона станет реальностью в самом ближайшем будущем.
В этой связи важно четко понимать, что из себя представляет данный документ, каковы будут последствия его принятия и кто в итоге извлечет из него максимальную выгоду. Особенно если учесть, что речь идет о кодексе, регулирующем порядок привлечения к уголовной ответственности по всей территории страны.
А раз документ касается всех без исключения граждан, то его масштаб и значимость остаются вне сомнения, равно как и его влияние на дальнейшее цивилизованное развитие украинского общества.
Правда, здесь сразу же приходится столкнуться с серьезной проблемой: как именно следует анализировать проект нового УПК, разработанный юридической командой президента Виктора Януковича? Наиболее очевидным видится, естественно, анализ всех деталей данного документа исключительно с правовой точки зрения. Но в этом случае возникает еще большая проблема — те самые истинные политико-правовые реалии, которые действительно существуют в Украине и, более того, неоднократно себя проявили за последние два года.
О каком юридическом анализе можно вести речь, если суть написанного в законах все больше отходит на задний план. Зато на первый план жестко и недвусмысленно выходит другой аргумент: наличие достаточного количества силы, чтобы настаивать на своей собственной трактовке этих самых законов — естественно, в нужную и зависящую от ситуации сторону. У кого эта сила есть, тот, кажется, и становится законом в политико-правовых условиях в Украине.
В этом отношении видится гораздо больше смысла анализировать упомянутый проект УПК, исходя из отечественных традиций законодательной деятельности, а также из сущности актуальных политико-правовых реалий. А исходные позиции таковы. «і» неоднократно писали о том, что в нашей стране не существует практически никакой ответственности за проступки на ниве законодательной деятельности.
Иными словами, народные депутаты могут делать все, что им заблагорассудится,— писать, регистрировать и голосовать за любые законы, а также менять их сколь угодно часто и в любом объеме. И даже если речь будет идти о дестабилизации жизни всего многомиллионного украинского общества или всеобщем нарушении прав и свобод миллионов украинских граждан — итог один: юридической ответственности за это не предусматривает ни один закон, в том числе — Уголовный кодекс.
Если, конечно, не воспринимать серьезно разговоры о некой политической ответственности — мол, граждане на выборах сами дадут оценку своим же избранникам. Особенно в свете того, что эти самые народные избранники своими же силами устанавливают правила игры для любых выборов в Украине.
Как следствие, в теории вырисовывается парадоксальная ситуация, когда человек, набивший рожу другому человеку, получит за это несоизмеримо большее наказание, нежели несколько сотен депутатов, которые своими законами не только причинили вред и убытки миллионам украинцев, но и даже извлекли из этого необъятные выгоды.
И как далеко от этой теории до реалистичной правды жизни в Украине — пусть решают сами читатели «і». Им же оценивать и другой проблемный и, безусловно, теоретический момент: что будет, если законодательная деятельность, влияющая на жизнь всего общества и не влекущая за собой практически никакой ответственности, попадает в руки людей, жаждущих исключительно неограниченных прибылей и как можно большей власти? Вряд ли есть смысл предполагать нечто иное, нежели то, что эти законы будут нести в себе выгоду исключительно для такого рода людей и ничего больше.
Если учесть все вышесказанное, то юридический анализ актуального ныне проекта УПК видится, вероятно, еще более бессмысленным. И при этом становится, мягко говоря, неоднозначным поиск общественных выгод от такого рода законов.
Ныне в Украине есть сила, способная оказывать монопольное влияние на законодательный процесс во всех сферах. Эта же сила обладает достаточными ресурсами, чтобы настоять на своей трактовке любых законодательных положений — если на то возникнет необходимость.
И остается загадкой, что может удержать эту силу от соблазна использовать исключительно к своей выгоде все без исключения законы в стране, в том числе — будущую обновленную редакцию УПК.