Хорошо, когда в стране есть законы. Точнее, если они есть, то хорошо бы, чтобы они еще и выполнялись. А еще хорошо, чтобы выполнялись они не выборочно. Иначе получается наше современное чиновничье законопослушание «…тут читаем, тут не читаем, тут рыбу заворачивали». По крайней мере, приблизительно так коммунальное предприятие «Харьковводоканал» ведет дела со своими потребителями, которые получают от него воду через водопровод. И живейший тому пример – тяжба пенсионера Владимира Кнапа с этим самым предприятием.
Владимир Кнап вычитал в наших – в смысле, украинских – законах, что учет воды, потребленной жильцами одной отдельно взятой квартиры многоквартирного дома может осуществляться с помощью счетчика, установленного в этой самой квартире. И когда вычитал, установил в своей квартире в 1998 году счетчик холодной воды и стал платить за воду согласно реального потребления. Однако это сильно не понравилось «Харьковводоканалу», который в 2008 году после всевозможных препирательств отказался оплачивать поверку прибора. Ссылки на закон «О метрологии и метрологической деятельности» на водоснабженцев никакого впечатления не произвели. Они твердили, что поверку должен оплатить пенсионер, а пока поверка не произведена, ему стали считать водопотребление по нормам, принятым в Харькове – 9,3 кубометра в месяц. С таким потреблением ежедневно можно слона купать. Тем они, надо понимать, и выгодны коммунальщикам. А значит выгодно не производить поверку квартирных счетчиков – при условии отказа выполнять украинские законы.
Владимир Кнап поверку оплатил, но поскольку за это время ему насчитали за воду, сколько он никогда не потреблял, подал в суд. Он утверждал, что «...в соответствии с «Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой, водоотведению», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины 21 июля 2005 года, плата вносится потребителем соответственно показаниям средств учета воды и п. 11 Типового договора, утвержденного этим же Постановлением, в котором закреплено, что в случае наличия в квартире средств учета воды взимание платы по нормативам потребления не допускается.» - так записано в судебном решении. Но КП «ПТП «Вода», которое после различных преобразований и слияний теперь называется «Харьковводоканал», активно возражало. Его представитель утверждал, что обязанность поверки счетчика лежит на потребителе, а само предприятие не заключает договора с отдельными потребителями. В конце концов суд признал, что поверка должна производиться именно исполнителем услуг по водоснабжению, соответственно он должен возместить стоимость поверки потребителю. А что касается оплаты за воду, которую потребителю назначили по нормативам потребления – эти деньги суд решил не компенсировать Владимиру Кнапу. Апелляционная жалоба результатов не принесла.
В этом году история повторяется. Владимиру Кнапу пришло письмо от замгендиректора КП «Харьковводоканал» Е. Шевченко, где последний напоминает о необходимости проведения поверки счетчика воды. И, судя по тону и тексту письма, поверку Владимиру Кнапу придется делать своими силами, за свой счет. Там же указана уже образовавшаяся задолженность. Образовавшаяся или образованная? Ибо если почитать всю переписку Владимира Кнапа с харьковским водопроводом, создается впечатление, мягко говоря, некоторого небескорыстия коммунальщиков.
«Следует отметить, что квартирные водосчетчики не учитывают все расходы воды при обслуживании жилого дома (мойка лестничных клеток, полив газонов и т. д.)» - такой ответ он получил на свое обращение в водопровод. Здесь же замечу, что уборку подъездов и придомовой территории должны выполнять ЖЭКи. И раз они это делают – значит и оплату расходных материалов обеспечивают сами. В том числе и воды. Соответственно, только на этом учете, а точнее его отсутствии, оплату произойдет дважды. Если же жилец поливает газон, подключив шланг к крану в своей квартире, эту воду его квартирный счетчик учтет и, соответственно, водопроводу не о чем беспокоиться. Но раз беспокойство есть – а оно касается как раз наличия точного учета – значит есть и объект беспокойства. И я бы сказал, что это – деньги, которые возьмут со всего дома за использование воды одним жильцом. А такая оплата будет уже далеко не двойной. И якобы убыточное коммунальное предприятие уже оказывается сверхприбыльным. Но для этого есть одно условие – отсутствие точного учета, квартирных счетчиков воды.
Но не только водопровод оказывается сверхприбыльным. К примеру, КП «Харьковские тепловые сети» с ним вполне способны посоперничать. Разве что схема получения сверхприбыли у тепловиков другая. Я уже писал о ней – оказалось достаточно написать в суд, что в квартире проживает не одни человек, а несколько. И суд тут же издает приказ о взыскании задолженности. А суммы по таким «задолженностям» в Харькове составляют по нескольку десятков тысяч гривен. Такая «задолженность» чаще всего образуется у пенсионеров, которые ее вряд ли когда-то выплатят. А отсюда вытекает необходимость отъема имущества, которое гениальный экономист О. Бендер назвал бы сравнительно честным. Телевизор вряд ли покроет всю сумму, а квартира будет в самый раз.
Это я напомнил то, о чем уже писал – как харьковские тепловики «подселили» Михаилу Гаевскому еще одного человека и теперь объявили его должником. Судья Шишкин издал по этому поводу четыре судебных приказа, и исполнительная служба теперь удерживает у Михаила по 200 гривен из пенсии. Последний мириться с этим не собирается, считая все это не иначе как вымогательством. Тем более, что приказы в едином реестре судебных решений не зарегистрированы. И действительно – при нормально работающих законах сложно зарегистрировать четыре документа с одинаковыми номерами и разными датами. Эту милую шалость обычно называют служебным подлогом и привлекают за него к уголовной ответственности.
Недавно Михаил написал запрос в суд, в котором просил указать причины издания четырех судебных приказов с одинаковыми номерами, но с разными датами; указать источник информации о том, что в квартире Гаевского проживает неизвестное ему лицо.
А в качестве ответа или вместо оного Михаилу прислали... еще один судебный приказ. Теперь его издал судья Хайкин, который решил, что с Гаевского и некой Инны Прасол надлежит взыскать 7497 гривен в пользу КП «Харьковские тепловые сети». И, что странно, на нем уже стоит печать суда – словно приказ вступил в законную силу, не дожидаясь обжалования. И в сопроводительном письме не указано количество листов приложенных документов. В реальности же приложений к приказу вообще никаких нет. Соответственно, нет и искового заявления «Харьковских тепловых сетей». Словно судья нанят на работу и выполняет ее, не обременяя заказчика составлением не то чтобы лишних, но даже и необходимых документов.
И что еще странно – более чем через месяц после издания приказ судьи Хайкина не был зарегистрирован в едином реестре судебных решений. На скриншоте, сделанном 27 ноября, видно, что приказы этого же судьи от 17 октября и 28 октября зарегистрированы. Поверьте, скриншот сделан без использования какого бы то ни было редактора изображений. И за 22 октября, как видим, нет ни одного приказа. А в декабре приказы судьи Хайкина, датированные 22 октября вдруг появились. И произошло это после того как 4 декабря Михаил Гаевский подал заявление в суд с указанием того, что судебный приказ судьи Хайкина не зарегистрирован в едином реестре. Задним числом тоже можно регистрировать – даже в едином реестре.
Вот так живут харьковские коммунальные предприятия. Теоретически убыточные, а на деле – я даже боюсь предполагать, какие прибыли они получают. Чтобы это прояснить, Михаил Гаевский уже более десятка раз вынужден был звонить на горячую линию правительства, излагать факты незаконных действий харьковских коммунальщиков и спрашивать, почему в городе Харькове не работают ни законы Украины, ни ее Конституция. Но оттуда вопросы переправляют в горсовет, а затем ему словно в ответ на запросы приходят судебные приказы.