Чем чаще и уверенней представители власти говорят о том, что местные выборы состоятся 31 октября — и непременно по смешанной системе, тем настойчивее оппоненты, союзники и просто заинтересованные граждане любопытствуют: а где, собственно, законопроект, по которому эти выборы будут проводить? Отменить-то постановление о выборах 30 мая отменили. Голосами парламентского большинства. Но никакого документа «на замену» регионалы до сих пор не зарегистрировали. Штатные спикеры ПР намекают, что где-то этот документ на самом деле существует, но о его содержании можно узнать разве что с их собственных слов. Причем иногда эти слова прямо противоречат друг другу. Вот и приходится даже коллегам по коалиции расспрашивать бело-синих о том, какие сюрпризы ожидают их, когда законопроект наконец увидит свет. Ведь вполне возможно, что, по уже устоявшейся практике, рассматривать и принимать его придется за считанные часы, если не минуты.
Оппозиционеры вообще уверены, что время тянут нарочно, чтобы туз из рукава появился в самый последний момент, не оставляя противнику времени на размышление и сколь-нибудь осмысленное сопротивление. А сопротивляться оппозиционерам есть чему. Чего, скажем, стоит предложение оставить право на выдвижение кандидатов исключительно за самими кандидатами (самовыдвижение) и партиями — при том, что и НУНС, и БЮТ (как, впрочем, и попавшие под горячую руку соратники спикера) — избирательные блоки, и за оставшееся время могут просто не успеть переформатироваться под новые правила игры? Или требование к кандидатам проживать на территории города, района, области, где они баллотируются, — это ведь означает, что будет невозможно поставить во главе списка лидера политической силы или даже более-менее раскрученную фигуру со столичной регистрацией? Как поступит избиратель, если, скажем, вместо списка БЮТ с Юлией Тимошенко под первым номером в бюллетене найдет (если найдет, конечно) список «Батьківщини» во главе с неким городским депутатом Петренко, предположить, в общем-то, несложно. И регионалы, судя по их довольным улыбкам в ответ на встревоженные расспросы бютовцев, уже предположили.
С другой стороны — в жалобах оппозиционеров на хладнокровно-расчетливое коварство власти, очевидно, есть и немалая доля преувеличения. По части хладнокровия и расчетливости. Интеллектуальной виртуозности в действиях регионалов как раз не наблюдается. И это в последнее время замечает даже Виктор Янукович. Оказалось, что льстящая его самолюбию максима французских королей «будет так — а для того, чтобы обосновать законность, существуют юристы» в украинских условиях срабатывает не всегда. И с юридическим оформлением властных инициатив то и дело возникают проблемы. Последний случай — принятый в первом чтении закон о референдуме, никак не вписывающийся в действующую Конституцию. Закон о местных выборах вполне мог получиться таким же «конституционным». Учитывая международный контекст, Янукович, похоже, решил не рисковать. Группа, занимающаяся подготовкой законопроекта, на этой неделе была переформатирована, а по сути — создана заново. И задача перед ней была поставлена однозначная — выписать документ так, чтобы ни один европейский «комар» носа не подточил. И туз в самый неожиданный момент, скажем, не превратился в «даму». Учитывая, что на первое свое заседание группа собралась только в пятницу, зарегистрировать и обнародовать документ на прошедшей неделе даже при большом желании не могли.
Политических проблем с принятием закона о местных выборах, впрочем, никак не меньше, чем юридических. Хотя бы потому, что для его принятия нужно парламентское большинство. А в правящей коалиции идеи, заложенные в закон, вызывают турбулентность куда большую, чем, скажем, бюджетные параметры. В общем-то не удивительно. Корректировка избирательного законодательства может иметь просто фатальные последствия и для коммунистов, и для литвиновцев. Причем если в КПУ уверены, что в мажоритарных округах им практически ничего не светит и потому требуют сохранения пропорциональной системы, то литвиновцы, хорошо знакомые с последними опросами, не оставляющими, по сути, их блоку шансов преодолеть барьер, надеются именно на «мажоритарку». При этом и те, и другие настойчиво убеждают регионалов, что в коалиции они «не халявщики, а партнеры», и без учета их мнения парламентскому большинству просто не жить. Разумеется, у бело-синих есть еще определенный запас голосов за счет «индивидуальных» участников коалиции из внефракционных и перебежчиков — но он не так велик, как хотелось бы. И для его удержания тоже требуются ресурсы, и немалые. Убедить этих людей голосовать за новое избирательное законодательство, конечно, можно. Правда, придется изыскивать дополнительные аргументы.
Третий путь — искать голоса за пределами коалиции. То есть в тех же БЮТ и НУНС. Нашеукраинцы — материал более податливый. Хотя бы потому, что среди них есть люди, искренне поддерживающие возвращение к мажоритарной системе (или смешанной — как компромиссный вариант). Для остальных существуют вполне практические опции. От места в списке (ведь при смешанной системе сохраняются и списки) до содействия (вариант — непротивления) в случае выдвижения в мажоритарном округе или кандидатом в мэры. Причем предложения эти распространяются как на местные, так и на предстоящие парламентские выборы, которые, как намекают регионалы, тоже собираются проводить по смешанной системе. Судя по отчетам переговорщиков-регионалов, консультации с оппозиционерами идут вполне успешно. Косвенное подтверждение — достаточно нервная реакция оппозиционных лидеров, требующих от членов своих фракций подтверждения своей принципиальной позиции.
Впрочем, руководство регионалов дает понять, что не против и компромисса с оппозиционными лидерами. Скажем, по дате выборов. Если, мол, Конституционный суд признает соответствующими Основному Закону поправки к Конституции, поддержанные рекордными 402 голосами, то тогда можно будет и продлить срок полномочий местных руководителей, и голосование назначить на март следующего года. Остается только проголосовать за поправки в сентябре. Числа седьмого. Конституционным большинством. Правда, бютовцы не верят, что большинство это наберется. Да и в вердикте КС — после такого полезного для власти решения по коалиции — не уверены. Тем более что бело-синие в открытую говорят: судьи склоняются к тому, чтобы вернуть представление в парламент с объяснением, что не в их компетенции устанавливать дату голосования. Если к этому времени будет действовать нынешнее законодательство о местных выборах — уложиться к 31 октября будет уже невозможно… И вот тут может сыграть туз в виде нового законопроекта.
Дело в том, что, по отрывочным сведениям, поступающим из тесного круга авторов документа, сроки избирательной кампании они предлагают сократить. До 50 дней. Назначив выборы в сентябре, до конца октября вполне можно успеть. Тем более что и многие процедуры в законе упрощены. Скажем, все избиркомы планируют формировать «сверху вниз», для наивысшего уровня — решением ЦИК, для всех остальных — решением вышестоящих комиссий. Разумеется, по представлению партий. Но оппозиционеры, и не только они, вполне могут увидеть в этой норме расширение возможностей для манипуляций. Да и сами выборы в короткие сроки, как правило, выгоднее действующей власти. Собственно, власть нынешняя этого особо и не скрывает. Иначе зачем ей было менять правила игры?