Выборы в Украине — удовольствие не из дешёвых. Верхней планки расходов не существует. Потому и подсчитать примерный бюджет президентской или парламентской кампании для отдельного кандидата или партии крайне сложно. Значительная часть денег проходит в виде чёрного нала, используется на заведомо незаконные цели вроде подкупа членов избиркомов, воруется ушлыми штабистами. Но многое зависит от нескольких исключительно политических факторов.
Исходные позиции кандидата/партии. Известному политику или партии вкладывать приходится меньше, чем неизвестным игрокам. Для последних главная задача вначале — добиться хоть какой-то узнаваемости у электората на всеукраинском и местном уровнях.
Задачи, которые ставятся на выборы. Одно дело, если политик всерьёз нацелен выиграть, а партия — пробиться в Верховную Раду. Другое — если на выборы идут лишь для того, чтобы засветиться кандидатом и походить в таком качестве на телеэфиры. На предстоящих выборах наверняка будет масса технических проектов с разными задачами, например, целенаправленно «мочить» кого-то из лидеров избирательной гонки. Многие политпроекты засветятся на президентских выборах только для того, чтобы улучшить свои позиции, отладить штабную работу и примелькаться избирателям перед выборами в парламент. В каждом конкретном случае бюджеты и механизмы кампании будут разными.
Наличие партийной структуры и сторонников-активистов на местах. Одно дело, когда значительную часть работы могут взвалить на себя члены партии и симпатики-волонтёры, которым не надо платить (или платить куда меньше), другое — если агитаторов и штабистов будут набирать «по объявлению» и оплачивать их деятельность по среднерыночным ценам. В таких условиях большое преимущество получают партии с развитой и действующей сетью на местах вроде «Батькивщины» или «Свободы».
Стратегия кампании. Это ключевой момент для определения структуры и размеров бюджета. Судя по всему, на будущих выборах многие кандидаты и партии сделают максимальный акцент на присутствии в СМИ в ущерб другим видам активности. Появление в эфирах центральных каналов тоже оплачивается по разным тарифам (иногда и вовсе бесплатно, если собственник и кандидат — одно и то же лицо или группа влияния). Такие кандидаты могут вообще отказаться от масштабной работы «в поле», тогда как их конкуренты, наоборот, делают ставку на прямое общение с людьми, поквартирные обходы, встречи во дворах и т. д., что в целом может обойтись дешевле.
В случае с мажоритарным кандидатом большую роль играет и то, от какой партии он идёт на выборы. Например, на выборах-2012 многие кандидаты от тогдашней оппозиции победили своих конкурентов-регионалов, потративших на кампанию в десятки раз больше денег, только за счёт популярности оппозиции и нелюбви избирателей к власти на западе и в центре страны. Также отдельный момент — будет ли кандидат применять различные виды прямого и непрямого подкупа, что может составить львиную долю всего бюджета.