Последние метания власти напоминают спектакль о хороших и плохих полицейских. Нас пугали то платежами за застекленные балконы, то милостиво оставляли все, как есть. Конец года ознаменовался паникой в БТИ. Обыватели боялись, что регистрацию документов о недвижимости ждет коллапс, т.к. с 2012 регистраторы уходят из БТИ. Когда, теряя сознание в очередях, народ уверовал, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», то, уже по традиции, узнал об «отбое»: ВР продлила полномочия БТИ до 2013 г.
Нет дыма без огня, подумал бывалый люд. И посетителей в БТИ пока меньше не стало. Закономерный вопрос: куда теперь спешить? Народ, не сговариваясь, отвечает: «так не отменили, а только отложили…», «и кто знает, на год ли?», «неизвестно, что придумают завтра», «раз уж взялись за БТИ, это кому-то надо», «это „подстава“ президента, а мы — расплачивайся?»… При легковесном подходе к принятию, перенесению и отмене решений объяснимо стремление людей как-то себя обезопасить.
Что имеем — не храним
Чтобы успеть сдать документы и оформить право на собственность по старым правилам, люди занимают очереди в БТИ едва ли не с ночи. Понять их можно: затеянные правительством перемены, касающиеся прав на недвижимость, насторожили, в результате количество желающих попасть в БТИ возросло. Ежедневно на протяжении последнего времени местные Бюро технической инвентаризации атакуют сотни посетителей.
Те, кому хотя бы раз приходилось столкнуться с работой бюро, хорошо знают, сколько нервов, сил и времени уходит на получение нужных документов. Почему-то весомая часть этих заведений, как на подбор, расположена в тесных, неудобных помещениях с узкими коридорами, маленькими каморками для приема страждущих и отсутствием сколь-нибудь комфортных мест не то что для заполнения нужных бумаг, а и просто учитывая время утомительного ожидания в очередях. Окружающая обстановка словно напоминает: без бумажки ты — букашка… Столичное БТИ — отдельная тема. Тут честно предупреждают о том, что: упорядочена нумерация входов в подвальные помещения (подвал №1, подвал №2…).
Цена решений вопросов в БТИ разная. Во всех регионах действуют свои коэффициенты, на которые умножается стоимость услуг при условии исполнения работ в сжатые сроки (могут умножить на два, а могут и на 15). Из положительного — документы проситель все же получит рано или поздно, и случаи того, что чья-то собственность перешла в руки аферистов по вине сотрудников БТИ публике не известны.
Система БТИ существует в стране более 80 лет. За это время наработан большой архив, позволяющий владельцам недвижимости жить спокойно даже при утрате документов. Недавно у коллеги автора этих строк украли портфель, в котором были документы на квартиру в престижном районе. Он не стал волноваться, а просто отправился в БТИ, заплатил названную сумму и получил восстановленные бумаги.
Продолжая тему денег, стоит напомнить, что БТИ работают по принципу хозрасчета, наполняя все уровни бюджетов, и без задержек платят за коммунальные услуги. Ну а касательно уже упоминаемых очередей, то они свидетельствуют о том, что местными властями не предоставлены под эти нужные и востребованные учреждения современные и просторные помещения. Словом, у службы, которую не ругает только ленивый, есть как свои минусы, так и плюсы. Но надо ли рубить с плеча?
— Изменения в работе БТИ могут привести к панике на рынке жилья, — об этом на пресс-конференции, посвященной столь актуальной нынче теме, предупредил директор Всеукраинской ассоциации БТИ Д.Павленко.
Новация или коммерциализация?
Президент В.Янукович как-то изрек, что БТИ — одна из наиболее непрозрачных и коррумпированных сфер. Этого оказалось достаточно: команда «фас» прозвучала. И вот уже министр регионального развития, строительства и ЖКХ А. Близнюк заявил на брифинге:
— Что касается БТИ, как не было проблем, так их и нет... Сейчас БТИ и изготавливают документы, и регистрируют их, с 1 января 2012 г. …они не будут регистрировать. Все... Нет никаких вопросов.
У министра, может, и нет. А у людей имеются. Например, если появятся еще структуры, занимающиеся тем же, что и БТИ, их деятельность будет лицензирована? Очевидно. И даже суть не в том, кто будет выдавать лицензии (читай — в чьи карманы потекут доходы). Потребителям важнее, кто будет за это расплачиваться. Ответ тоже очевиден: плата за лицензии будет добавлена к стоимости услуг. Их, надо полагать, будут оказывать уволенные за какие-то нарушения работники все того же поругиваемого БТИ — других-то нет. Т.е. качественные изменения кадров, предоставляющих услуги, тоже вызывают вопросы.
— Кроме того, предложили схему, когда будет не один исполнитель БТИ, а демонополизирована эта система, и специалисты, которые получат соответствующее разрешение, станут на уровне с БТИ выполнять эту работу. Точка. Будет только лучше, хуже не будет, — заверил А.Близнюк.
Ой ли? Продолжим увлекательную тему денег. Если частная структура, пришедшая на смену БТИ, вдруг обнаружит серьезные нарушения при самовольном строительстве или перепланировке, кто-то верит, что «частники» побегут информировать местные власти о нарушениях? Или более реален сценарий вымогательства мзды?
Теперь представим, что вместо монополии БТИ в городе появилось то ли 10, то ли 20, а в условиях Киева и все 200 лицензированных структур. Инвентарные дела по их запросам будут «гулять» по различным приватным предприятиям. А если какой-нибудь материально заинтересованный дядя Вася, купивший лицензию и возжелавший «отбить» деньги, захочет внести в них свои коррективы, за которые обыватели расплатятся правом на владение своими квартирами? Но и аферы с квартирами — еще не предел. Такие нововведения не пропустят и рейдеры. Что стоит отнять облюбованное приватизированное или акционированное предприятие, «всего лишь» внеся изменения в документы о его площади и потом подав в суд, ссылаясь на фактическое несоответствие в цифрах?
Почти 300 работников БТИ страны, членов ассоциации «Укртехинвентаризация» не остались безучастными к предлагаемым кардинальным изменениям как в своей судьбе, так и их службы. Они собрались на специальное совещание, где высказали свое мнение: недвижимость должна контролироваться на государственном уровне. Выводы профессионалов о будущих нововведениях: стоимость услуг, и так немалая, возрастет, а их качество ухудшится, возможности для мошенничества увеличатся, а опасения людей, что у них могут отнять квартиры, получат основания, возникнут дополнительные предпосылки для рейдерского захвата предприятий. И, наконец, местные бюджеты потеряют миллиарды гривен, которые перенаправятся в частные карманы.
Ordnung нужен, но какой?
Да, нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов. Кому, как не соотечественникам, не знать этого? Ведь, по данным Антимонопольного комитета страны, украинцы ежегодно платят за справки и разрешения около 20 млрд. грн. К сожалению, на практике не все жизненные ситуации можно уложить в прокрустово ложе нашего законодательства. Стало быть, еще платить? Надоело. Слов нет, пресловутый ordnung в морально устаревшей системе работы БТИ нужен, но какой?
Чиновники вовсю расписывают все прелести работы по-новому. Мол, и процедура получения необходимых документов сократится с двух месяцев (как нынче) до двух недель или меньше. И рентабельность услуг работы регистраторов не будет превышать 5—10% (у БТИ рентабельность в пределах 30%). Но перекрывают ли эти обещания уже перечисленные минусы? Ведь если, в сумме все «плюсы», возможно, и уменьшат пресловутую коррупцию в сфере оказания услуг БТИ, то, с другой стороны, контроль за заключаемыми соглашениями может снизиться. А отмена обязательного проведения технического обследования строений и составление технических паспортов может привести к серьезным экономическим последствиям — мошенникам и аферистам впору аплодировать нововведениям.
Очевидно, разрушать монополию БТИ все-таки нужно. Это понимают и сами сотрудники БТИ. В частных беседах они нисколько не против ни усовершенствования качества их работы, нормативно-правового ее обеспечения, повышения требований к результатам. Но — менее радикальными и более взвешенными методами. С переходным периодом, например, когда и старая, и новая структуры могли бы работать одновременно. Специалисты уверены, чтобы набрать и обучить необходимые кадры, «залатать» лазейки, которые могут использовать аферисты, нужен как минимум год.
А для «обкатывания» нового варианта работы можно запустить пилотный проект в нескольких регионах, а не превращать (уже по традиции) в испытательный полигон всю страну. Ну и крайне желательно дать возможность профессионалам и общественности контролировать проверку документации новоявленных регистраторов.
Комментарий
Максим КОПЕЙЧИКОВ, партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»:
— Упрощение государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений может открыть новые возможности для злоупотреблений, в частности, со стороны нотариусов. Практика показывает, что, к сожалению, нечестных нотариусов, в отношении которых возбуждаются уголовные дела, нотариусов, которые подделывают документы, в Украине еще достаточное количество.
Одно из достоинств законопроекта — то, что данные должны быть интегрированы в единый реестр. Однако настораживает, что в едином реестре предполагается присвоение регистрационного номера объекта недвижимого имущества, не совпадающего с номером в реестре прав на недвижимое имущество, т.е. могут возникнуть определенные нюансы при идентификации объектов.
Идентификация объектов фактически будет проводиться по трем показателям: адрес, старый номер и новый номер. Если старый номер, к примеру, будет обременен ипотекой, а ипотекодатель изменит почтовый адрес объекта и подаст заявление на регистрацию права собственности под новым адресом в новом реестре, у ипотекодержателя могут возникнуть сложности. Ведь в таком случае госрегистратор не сможет установить факт наличия обременений и не перенесет их в новый реестр.