То, что дело в отношении бывшего президента Украины Леонида Кучмы по обвинению в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе рано или поздно спустят на тормозах, предполагали многие. Но в то, что суд признает само возбуждение дела безосновательным, верили далеко не все. Ведь своим вердиктом Печерский суд, по сути, создал прецедент: если дело против Кучмы возбуждалось безосновательно, значит можно предположить, что точно так же белыми нитками «сшивались» и другие резонансные дела против бывших высокопоставленных чиновников. Теперь, чтобы отмыть честь мундира и доброе имя своего ведомства, Генпрокурору Виктору Пшонке придется наказать виновных в головотяпстве. Причем выговорами прокурорам и следователям, которые вели дело против экс-президента, не отделаешься. Поскольку же за всеми резонансными делами, возбуждавшимися за последние полтора года, стоит один и тот же человек – замгенпрокурора Ренат Кузьмин – то с выбором «козла отпущения» у Пшонки проблем не будет.
Однако, на самом деле, возможное увольнение Кузьмина в данном случае - выпуск пара. Поскольку Ренат Равелиевич только «винтик» в политтехнологии власти, задачей которой является возбуждение дел против экс-чиновников разных уровней с целью давления на них или на их высокопоставленных родственников. Как тут не вспомнить недавнее амнистирование тем же Печерским судом бывшего замминистра юстиции Евгения Корнийчука. Напомним, 22 декабря 2010 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело против Корнийчука по подозрению в превышении служебных полномочий при проведении госзакупок, повлекшем тяжкие последствия. Однако с самого начала было понятно, что дело против бывшего замминистра – это способ давления на его тестя – главы Верховного Суда Василия Онопенко. Поэтому никто и не удивился, что амнистирование Конийчука совпало с отказом Онопенко выдвигаться в главные судьи страны на второй срок. То есть, получается, при помощи уголовного преследования члена семьи главы ВСУ власть расчистила дорогу к главному судейскому креслу своему ставленнику. Приблизительно тоже предполагали и в истории с делом Кучмы. Эксперты считали, что через Леонида Даниловича власть пыталась заставить поделиться бизнесом его зятя, известного бизнесмена Виктора Пинчука.
Но вернемся к Кузьмину. Такой человек как он был просто необходим власти для реализации политтехнологии по «вышибанию» бывших или из бывших, как кому больше нравится. Он не только был способен возбуждать уголовные дела, но и доступно рассказывать о виновности тех или иных чиновников на телевидении. Что для косноязычных юристов-крючкотворцев очень важная черта. Вот, например, что Кузьмин говорил о деле Кучмы в апреле: «Сегодня на поверхности - преступный приказ Кучмы разобраться с журналистом, а вот в каком качестве он выступил по отношению к убийству - в качестве подстрекателя Кравченко, вызвал ли он своими приказами у Кравченко побуждение к совершению убийства - вот это мы и будем выяснять». Когда же Конституционный суд принял решение, после которого пленки Мельниченко в качестве вещдока утратили свою легитимность, Кузьмин сказал, что прокуратура располагает и другими доказательствами, в частичности, свидетельскими показаниями, и на стадии следствия дело против Кучмы прекращаться не будет. Теперь, после решения Печерского суда, которое, правда, Генпрокуратура обещает обжаловать, Ренат Равелиевич выглядит не как карающий меч правосудия, а как чуть ли не инициатор незаконного преследования уважаемого человека. В эту версию, похоже, украинцам и предложат поверить. Хотя понятно, что ни одно резонансное дело не возбуждалось Кузьминым без высшего на то согласия. Во всяком случае, сам замгенпрокурора в интервью «Фокусу» заявлял, что по делу Кучмы надзор над его действиями осуществлял лично Виктор Пшонка.
Возможен ли теперь откат и по другим делам? Во всяком случае, дела против экс-главы МВД Юрия Луценко в суде рассыпаются, посадка Тимошенко по газовому делу обернулась для власти большими неприятностями в отношениях с Евросоюзом, а новые уголовные дела против нее вообще поставили под сомнение подписание договоров об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. И если даже виновным во всем будет признан только Кузьмин, это не даст ответа на множество вопросов. Во-первых, на Западе уж точно никто не поверит, что один человек мог организовать и запустить репрессивную машину. Спихивание ответственности на одного чиновника – это детский лепет. Во-вторых, что делать с делами против Тимошенко, особенно с последним, в котором Кузьмин практически прямым текстом обвинил ее в причастности к убийству Евгения Щербаня. Прекратить их уже нельзя, поскольку власть признает, что преследовала экс-премьера по политическим мотивам. Но и доказательная база по всем этим делам после прецедента с делом Кучмы ставится под сомнение. Если власть решила отыграть все назад, и, таким образом, попытаться выйти из тупика, в который сама себя загнала, то увольнением только Кузьмина это решить невозможно. Теперь надо в срочном порядке обличить целую группу заговорщиков-вредителей, которые делали все, чтобы преследованием оппозиционеров бросить тень на Президента. Но, этого, безусловно, не произойдет. Как всегда, бело-голубая власть предпочтет отделаться полумерами.