Александр Турчинов издал третью свою книгу — «Пришествие». На этот раз в смешанном жанре апокалиптической притчи и политической интриги. ZN.UA не смогло пройти стороной: в конце концов, не каждый день политики рассказывают гражданам о грядущем конце света.
Граждане, искушенные в современной литературе, часто ругают попытки политических деятелей попробовать себя в этом виде творчества. Мол, что не напишут — «Малая земля» получается. Зря! Во-первых, далеко не только «Малая земля» — и это убедительно доказывает наш сегодняшний случай. А во-вторых, осмелимся даже заявить, что стоило бы обязать каждого влиятельного политика время от времени писать художественную прозу. Потому что в демократическом обществе избиратель имеет право знать, что творится в головах у лидеров любимых политсил, чего они по-настоящему хотят, а чего по-настоящему боятся. Из партийных программ это не выяснишь: как показывает практика, в последние годы многие политики их не только не пишут, но даже не читают. А вот художественное произведение — дело иное. Здесь, волей-неволей, душу раскроешь… Даже если опус пишет литературный негр, он ориентируется на свое видение внутреннего мира заказчика, а заказчик, так или иначе, хотя бы вычитает книгу по завершении его работы и выйдет слепок личности.
Мы не будем сейчас гадать, сам ли Александр Валентинович написал «Пришествие». Злые языки говорят, что стиль книги уж больно отличается от предыдущей его «Иллюзии страха». Что греха таить — есть такой момент. Превосходя «Иллюзии» динамикой сюжета, «Пришествие» уступает ему в выразительных средствах, как будто г-н Турчинов за последние 8 лет помолодел лет на 20 и растерял, а не приобрел авторский опыт. А с другой стороны, не все учитывают, что между ними по времени — и по перечисленным художественным качествам — есть еще роман «Тайная вечеря». Так что, в любом случае, будем считать, что вся книга, за исключением неотъемлемых для творчества Турчинова цитат из Библии, принадлежит ему. Его фамилия на обложке — ему и ответ держать.
Все предыдущие книги А.Турчинова строились на библейской фабуле. Не стала исключением и эта. То ли массовая эсхатологическая истерия 2012 года не прошла мимо внимания автора, то ли просто так совпало, но вдохновение для этого произведения А.Турчинов почерпнул из Иоаннового Откровения. Подобно книжникам древности, автор ищет — и находит — в окружающем нас мире свидетельства грядущего Апокалипсиса (благо, при желании их можно было бы найти в любой эпохе) и творчески продолжает линию повествования вплоть до последней битвы у горы Мегиддо. Фабула не нова, зато универсальна: вопрос был в том, хватит ли автору сил, времени и таланта ее «поднять».
К сожалению, взвалив на себя серьезную ношу, автор «Пришествия» сразу же совершил большую ошибку — попытался скрестить ежа с ужом. Знающие люди говорят, что в таких случаях получается колючая проволока — примерно, так и вышло. Попытка одновременно выдержать стилистику библейской притчи и политического романа — задача чрезвычайно сложная даже для опытного литератора. Но и ее Турчинов заведомо усложнил, когда не смог отказать себе в удовольствии перенести события основной части романа в Украину и сделать главными героями участников ее политической жизни, а также своих братьев по конфессии — христиан веры евангельской. Положа руку на сердце — сложно написать серьезное произведение, где героями будут одновременно и Агнец Божий, и Виктор Янукович. Автор «Пришествия» попытался.
Без шуток: получившееся отлично смотрелось бы в виде комикса или графической новеллы. Такая форма подачи съела бы львиную долю недостатков произведения, как вызванных смешением жанров, так и порожденных авторскими слабостями. От «политички» остался чрезвычайно быстрый, рваный ритм событий, перемежающихся вставками в виде новостных сводок. От притчи — подчеркнуто стереотипные персонажи, по сути — контуры, абстракции, призраки массового сознания. Ряд из них не заслужил даже собственного имени (автор ограничился должностями), ну а описания внешности заслужили лишь несколько ключевых героев. Типичный военный. Типичный ученый. Типичный бизнесмен. Типичный злой гений. Решения — на уровне символов: на покаяние и переосмысление всей жизни, равно как и на переход на Темную сторону, у отдельных персонажей уходит секунд по десять времени. Если мистика, то простейшая, на уровне старушечьих страшилок — сатанисты крадут из могил черепа, чтобы не дать праведникам воскреснуть в Судный день. Если символика, то такая, чтобы даже ребенку было понятно — главные мировые кукловоды, слуги Антихриста («типичные масоны») открыто носят кольца с перевернутыми пентаграммами. И, конечно же, борются за права геев.
Гомосексуальная тема в книге акцентирована отдельно. Так, по версии книги печально известная авиакатастрофа под Смоленском была подстроена российским лидером по масонской указке... чтобы не дать президенту Польши выступить в Совете Европы против расширения прав сексменьшинств. Аналогичным образом на протяжении всей книги между строк мелькают авторские позиции по социально значимым вопросам — например, явная нетерпимость к идентификационным кодам, ранее замеченная в предыдущих его произведениях, а также недоверие к основным мировым церквям, спешно признающим власть Антихриста. Открыто выражены и сомнения в однопартийцах — отдельные герои книжной «оппозиции» то сотрудничают с властью, то стучат в спецслужбы. А среди остальных автор определенно симпатизирует тем, кто готов взять в руки автомат. Пацифистам у него уготован... тот же автомат в руки, но после длительных тумаков от преступной и безбожной власти. Ближе к концу книги становится понятно: автор — за максимальное расширение политических прав и за примат общественной морали над личным. Во всяком случае, силы Антихриста в его книге стоят на противоположных позициях, радикально (вплоть до лубочности) пропагандируя тоталитаризм и сексуальную раскрепощенность. Постепенно оживают авторские мечты: лидер оппозиции, несгибаемая Веронина, будет свободна, а тупого и жадного президента убьют не без помощи собственных соратников, освободив место главного злодея для истинного Врага рода человеческого...
Фантастическим произведениям, конечно, дозволено вольно обращаться с научными истинами, но с этим автор, безусловно, переборщил. Любителям научной строгости к этой книге лучше просто не подходить. Физики не раз расплачутся над словосочетанием «угрожающий Земле поток антифотонов», экономисты — над почти моментальной заменой мировых валют универсальным безналом, теологи — над вышеупомянутой попыткой сатанистов пресечь завещанное Христом воскрешение мертвых путем осквернения черепов. Отдельные моменты могут броситься в глаза и менее искушенному читателю — от ошибок в написании известных мировых брендов до попытки одного из персонажей при отдаче команды «Напррааа-во!» растянуть не второй слог, а первый. Но оставим крючкотворство: автор явно не озабочивался буквализмом. Он выражал наболевшее — от политических комплексов до религиозных чувств.
Что ж, по крайней мере, ему удалось излить душу. Вряд ли возьмемся утверждать, что прочтение этой книги изменить читательский взгляд на устройство мира — но, определенно, она может помочь в понимании устройства Александра Турчинова.