Прошедший год доставил немало хлопот украинским бизнесменам. «Комментарии» собрали 12 наиболее резонансных скандалов и курьезов в различных отраслях бизнеса.

Трое безработных чуть не остановили АЭС

27 января на украинском энергорынке ввели режим негласного ЧП. Причиной стали не только сильные морозы, но и снижение на 40 МВт мощностей крупнейшей в Европе Запорожской атомной электростанции. А это, в свою очередь, произошло по причине падения опоры линии электропередачи «Запорожская АЭС – Южнодонбасская». В результате в первый день февраля Украина начала в экстренном порядке импортировать электроэнергию из России – ведь из-за выхода из строя ЛЭП страна недосчиталась почти 1 тыс. МВт. Как выяснилось, обрыв произошел из-за троих безработных охотников за металлом, которые просто вырезали металлические стяжки, державшие опору.

Продуктовые войны

Прошлый год ознаменовался целым рядом скандалов, связанных с временными запретами на импорт или экспорт продуктов питания. В частности, с 1 марта Украина приостановила ввоз на свою территорию из Беларуси мясомолочной продукции. Это, по мнению экспертов, стало ответом на ограничения импорта украинского пива в Республику. Самой же Украине в 2012 году пришлось пережить тотальный запрет на экспорт украинских твердых сыров на российский рынок, где наши производители занимают более 20% импорта. И хотя в результате восьмимесячных проверок украинских сыров были забракованы только около 300 т сыра (6% июльских поставок), никто не может гарантировать, что такая ситуация не повторится в будущем. Ведь с конца августа Российская федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ввела режим усиленного лабораторного контроля в отношении украинской продукции, а уже в октябре на территорию России был ограничен ввоз товаров ряда украинских мясо- и молокоперерабатывающих предприятий.

Фирташ на пару с Ахметовым скупают энергетику

Прошедший год прошел под знаком большой приватизации на рынке энергетики. Сами же торги запомнились массовой скупкой облэнерго компанией ДТЭК Рината Ахметова и гор- и облгазов структурами, входящими в Group DF Дмитрия Фирташа. Одно время последний бизнесмен так увлекся скупкой фактически за бесценок газораспределяющих компаний в стране, что по рынку даже пошли шутки наподобие такой: «Дмитрий Васильевич начал неделю с покупки такого-то облгаза, а закончил покупкой такого-то».

Антитеррористические мусорки

Накануне Евро-2012, в мае-июне 2012 года по стране начали демонтировать старые асбестоцементные, металлические и железобетонные урны. Делалось это под эгидой борьбы с терроризмом – после днепропетровских взрывов 27 апреля. Только в трех районах Киева демонтировали 4497 «опасных» урн, взамен которых закупили 1406 «антитеррористических» урн стоимостью свыше 500 тыс. грн. Правда, даже в Киеве новые урны в большинстве своем мало кто видел – их либо просто не устанавливали, превращая центр города в огромную свалку, либо демонтировали после месяца-двух. Позже на их месте стали появляться старые «опасные» кольца из асбестоцемента. В регионах же творилось и вовсе невероятное – признанные непонятно кем опасными урны («Комментарии» располагают официальным ответом СБУ, в котором отмечалось, что Антитеррористический центр Службы безопасности Украины не считает старые урны опасными – Ред.) заматывали полиэтиленом и даже забивали жестяными пластинами.

Нескончаемое Евро-2012

Евро-2012 закончилось 1 июля только для команд и болельщиков. Для украинских же чиновников осваивание футбольных миллиардов продолжалось до конца года, и пока что ничто не говорит о том, что тендеров в рамках подготовки страны к чемпионату не будет и в 2013 году. Так, 11 июня, уже после того, как шведские фаны поселились в кемпинге на Труханове, «Киевавтодор» был определен заказчиком выполнения работ по капитальному ремонту подъездной дороги на Труханове от Московского моста к кемпингу болельщиков. Планировалось, что 4 км дороги для фанов будут отремонтированы к концу 2012 года. Не отставал в подготовке к Евро и Донецк. Ближе к проведению матчей плей-офф Служба автомобильных дорог в Донецкой области заключила ряд соглашений на ремонт дорог на общую сумму почти 108 млн. грн. Строительные работы, как и водится, были заказаны в рамках подготовки страны к Евро-2012. А за 2 дня до церемонии официального открытия чемпионата Кабмин утвердил решение об увеличении сметы реконструкции аэропорта в Донецке на 693 млн. грн. Также – в рамках подготовки к «волшебному празднику футбола».

Осенний валютный ажиотаж

Начиная с сентября 2012 года страна вновь узнала настоящую цену доллару. После того, как на межбанке, а затем и в обменниках на улицах доллар поднялся до 8,30 $/грн. и практически исчез из свободной продажи, регулятор решил применить санкции к банкам, которые продавали «зелень» по самому высокому курсу, и перекрыл им доступ к межбанковскому валютному рынку. Позже ситуация начала раскачиваться уже перед выборами. Валюта вновь пропала из украинских банков. Нацбанк был категоричен: ситуацию с валютой вызвали спекулянты, и все нормализируется сразу же после выборов. Кстати, такие заявления прозвучали на фоне просочившейся в СМИ информации о совещании руководства НБУ с банкирами, на котором якобы было решено довести курс к концу года до уровня 8,4 грн./$. Тем не менее, после известных решений регулятора по обязательной продаже экспортерами части валютной выручки на межбанке и миллиардных интервенций самого Центробанка рост курса был остановлен. Причем все указывает на то, что подобная политика будет проводиться регулятором и в текущем году.

Регионам не дают денег

Сразу же после окончания проведения в Украине Евро-2012 регионы массово столкнулись с проблемами блокирования своих счетов со стороны Госказначейства. Ситуацию усугубляло и то, что блокировали суммы (кстати, заработанные органами местного самоуправления самостоятельно, это не были госдотации на места – Ред.) в размере до 60 млн. грн. Что уже само по себе является критической суммой даже для города-миллионника. При этом наиболее часто средства задерживали на период до одного месяца, но были случаи, что отдельные местные бюджеты не дополучали денег и до двух месяцев. Эксперты все это связывали с катастрофической нехваткой денег в казне – ввиду выполнения социальных инициатив перед выборами, а также с миллиардными выплатами «Газпрому». Кульминацией войны регионов и Казначейства стал публичный отказ главы столичной администрации Александра Попова принимать бюджет Киева на 2013 год с показателями, спущенными с Минфина. В результате ряд аналитиков даже заговорил о скорой отставке Александра Павловича с кресла главы КГГА.

Хлебная паника после выборов

Практически сразу же после парламентских выборов в Киеве разразился скандал из-за подорожания хлеба. Непосредственно цены подняли только на два вида продукции – «Украинский» столичный подовый весом 0,95 кг с 4 грн. до 4,68 грн. и батон нарезной «Киевский» весом 0,5 кг с 3,50 грн. до 3,84 грн. Но сам факт подорожания вызвал жесткую дискуссию с политической подоплекой, тональность которой задал премьер-министр Николай Азаров. На своей страничке в Facebook Николай Янович связал заявление компании-производителя о подорожании с победой оппозиции на парламентских выборах в Киеве, отметив, что киевляне «по этим вопросам могли бы уже начать спрашивать со своих депутатов: что они сделали для того, чтобы цена на хлеб в Киеве была стабильная». В свою очередь лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок охарактеризовал повышение цен на хлеб в Киеве как «месть Партии регионов, власти, за выбор киевлян, которые полностью поддержали оппозиционные силы».

Смог над Мариуполем

Начало ноября ознаменовалось в Мариуполе самыми массовыми в истории города экологическими митингами. Выйти горожан на улицы заставил смог над городом металлургов, равного которому не мог припомнить даже Владимир Бойко, более двух десятков лет возглавляющий ММК им. Ильича. И хотя город никогда не отличался хорошей экологией, на этот раз народные депутаты даже предложили Кабмину объявить Мариуполь зоной чрезвычайной экологической ситуации. Впрочем, решение проблемы нашлось достаточно быстро и подозрительно совпало со стремительно нарастающим кризисом в отечественной металлургии. Владелец обоих обвиненных в ухудшении экологии крупнейших меткомбинатов города – «Метинвест», бенефициаром в котором является Ринат Ахметов – принял решение законсервировать аглофабрику «Азовстали» и реконструировать фабрику на ММК им. Ильича. А Владимир Бойко и вовсе отметил, что «исходя из экономических соображений», и комбинат имени Ильича, и «Азовсталь» было бы целесообразно вообще остановить.

Лыжный инструктор – инвестор LNG-терминала

Скандал вокруг строительства LNG-терминала в Украине, пожалуй, был одним из самых громких в прошедшем году. Началось все после того, как 26 ноября глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив подписал с испанской Enagas S.A., дочерней компанией Gas Natural Fenosa, «соглашение о создании консорциума» по строительству терминала для приема сжиженного газа. Здесь стоит отметить, что смета проекта составляет 856 млн. евро. И что на самом деле это было не соглашение, а «меморандум о сотрудничестве» Позже Gas Natural Fenosa сообщила СМИ, что «не подписывала никаких договоров по инвестициям в LNG-проект в Украине, а также не возглавляет никаких консорциумов по развитию терминала». При этом если пресс-служба Госагентства распространила информацию, что с испанской стороны соглашение подписал Джорди Сарда Бовехи (Jordi Sarda Bovehi), то пресс-служба Кабмина – о том, что Джорди Гарсиа Табернеро (Jordi Garcia Tabernero). Настоящий же Джорди Гарсиа Табернеро, генеральный директор по внешним связям Gas Natural Fenosa, выглядит иначе, чем тот человек, который подписывал документ. А он, к слову, оказался лыжным инструктором из Андорры и выступал простым посредником, который должен был обеспечить пребывание испанской стороны в Киеве. Только на девятые сутки после скандала правительство создало комиссию по расследованию произошедшего и пообещало поднять вопрос об ответственности виновных (о каких-либо решениях комиссии не известно до сих пор – Ред.).

Hyndai не выдержали украинской зимы

Первые же холода показали, какими могут быть последствия спешки в подготовке крупных инфраструктурных проектов. Южнокорейские поезда Hyundai, закупленные в рамках подготовки к Евро-2012, оказались попросту не готовы к украинским зимам. Поломкам скоростных экспрессов, которые и раньше регулярно случались на украинских железнодорожных путях, с наступлением холодов просто потеряли счет. В конце-концов, после появления информации об отмене всех рейсов поездов Hyundai, Укрзализныця вынуждена была признать, что по состоянию на конец декабря выйти в рейс способны только около половины южнокорейских поездов, стоимостью по $30 млн. за штуку. А в Европейском банке реконструкции и развития запуск Укрзализныцей скоростных поездов Hyundai и вовсе назвали «инвестиционным провалом» 2012 года. Несмотря на извинения перед пассажирами экс-министра инфраструктуры Бориса Колесникова и компании-производителя Hyundai, украинцам еще долго придется платить за поезда, которые не ездят, – львиная доля средств на чудо-экспрессы является кредитом Экспортно-импортного банка Южной Кореи, который еще годы придется отдавать из бюджетных денег.

Продажа «Металлиста»

О проблемах у харьковского ФК «Металлист» зашептались еще в конце осени, когда городской голова Геннадий Кернес активно заговорил о лишении клуба его доли в управлении одноименным стадионом. Уже 19 декабря на итоговой сессии горсовета депутаты приняли обращение к главе облсовета Сергею Чернову с просьбой передать стадион «Металлист» в коммунальную собственность Харькова. До этого он находился на балансе областного совета, а управлялся футбольным клубом и областным коммунальным предприятием. После этого известный бизнесмен Александр Ярославский сложил с себя полномочия президента клуба. Официально новым инвестором на сайте «Металлиста» названа группа компаний «ГазУкраина». Именно эта компания и ее топ-менеджер Сергей Курченко ранее «засветились» в качестве будущих покупателей Лисичанского НПЗ. Тогда компанию в СМИ связали с Дмитрием Фирташем. Тем не менее, после неожиданной покупки харьковского клуба высказывались предположения, что на самом деле клубом заинтересовался не Фирташ, а Александр Янукович, старший сын Президента.