В ближайшее время Фонд госимущества оформит контроль над магистралью Самара— Западное. Таким образом, Киев станет официальным хозяином ключевого нефтепродуктопровода, перехватив у Москвы права на управление этим бизнесом.
Проблема с памятью
Вопрос осмене собственника нефтепродуктопроводов Самара— Западное иГрозный— Трудовая впервые был поднят в2005 году госпредприятием «Укртранснафта». Тогда эта компания, являющаяся монополистом по транспортировке нефти нашей страны, заявила оправах Украины на проходящие по ее территории участки этих магистралей. Данная позиция была мотивирована тем, что после развала СССР легитимным собственником украинской части нефтепродуктопроводов должен был стать резидент страны, тогда как по факту они были оформлены на компанию «Прикарпатзападтранс», входящую вроссийский «Транснефтепродукт».
Пытаясь восстановить историческую справедливость, Киев предложил создать на базе спорных трубопроводов совместные украинскороссийские предприятия, которые ибудут наделены правами их управления. Ноэта идея так ине была воплощена вжизнь. Заэто можно было бы поблагодарить тогдашнего президента Виктора Ющенко, обладавшего талантом завершать ничем даже революционные начинания. Новдействительности блокирование трубопроводной реформы— заслуга Москвы. Этот факт становится явным после анализа этапов развития спорной ситуации. Так, после нескольких лет безуспешных переговоров между «Укртранснафтой» и«Транснефтепродуктом» выяснение отношений между сторонами перекочевало всуд. Формальным зачинщиком этого процесса выступила Генеральная прокуратура Украины, заявившая, что легитимным владельцем спорных трубопроводов является Фонд госимущества. Это ходатайство довольно оперативно было удовлетворено Хозяйственным судом Ровенской области, но вместо логичной подачи апелляционного заявления россияне поступили нестандартно: вконце 2011 года Министерство иностранных дел РФ прислало вКиев ноту, вкоторой ходатайствовало овозможном урегулировании данного спора путем переговоров.
Ктому времени президентом Украины уже был Виктор Янукович, поэтому отечественный МИД не нашел причин для отказа. Фактически сего согласия производство по данному делу было прекращено, апроблема определения владельца спорного имущества— передана вподкомиссию по вопросам собственности, созданную под началом комитета украинскороссийской межгосударственной комиссии. Вее состав вошли представители ФГУ иФедерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, которым Киев иМосква передали все необходимые полномочия. Но, несмотря на созданные условия, стороны так ине пришли кединому знаменателю. Поданным «k:», подкомиссия провела девять заседаний, которые закончились ни кчему не обязывающим решением: «продолжить консультации групп экспертов сторон».
Новый рычаг
Именно на этом этапе стало понятно, что РФ не пытается найти выход из сложившейся ситуации, апопросту затягивает время. Нопосле недавней перезагрузки власти вУкраине терпение Киева кончилось. 25апреля врамках упомянутого судебного производства состоится первое заседание, на котором служители Фемиды рассмотрят результаты заседания вышеупомянутой украинскороссийской подкомиссии.
Публично итоги этих встреч пока не оглашались, но источники «k:» утверждают, что практического результата просто нет. Втеории такой финал можно считать логичным следствием давно стартовавшего процесса разрушения украинскороссийских взаимоотношений. Нона практике все намного банальнее. Аннексия Россией Крыма дефакто позволяет рассматривать как нелегитимное Соглашение овзаимном признании прав на урегулирование отношений собственности, которое Украина иРФ подписали вдалеком 1993 году. Этот документ содержал два ключевых положения: гарантировать полную ибезусловную правовую защиту собственности, атакже решать все спорные имущественные вопросы исключительно путем взаимных консультаций ипереговоров. Нозахват россиянами полуострова, после чего началась так называемая национализация украинского имущества, нивелировал эти правила, тем самым развязав Украине руки вконтексте решения дальнейшей судьбы нефтепродуктопроводов Самара— Западное иГрозный— Трудовая.
Изофициальных публикаций СМИ известно, что по территории Украины эти магистрали проходят на протяжении 1433км (по Житомирской, Львовской, Ровенской, Хмельницкой, Закарпатской областям). Новажна не столько эта цифра (тем более что сейчас продуктопровод Грозный— Трудовая выведен из эксплуатации), сколько значение этих каналов. Прежде всего речь идет омагистрали Самара— Западное, которую без преувеличения можно назвать одной из самых перспективных нитей связи РФ севропейским рынком— вчастности, по этой трубе ежегодно прокачивается до 2млн.т дизельного топлива «Роснефти» и«Газпром нефти», примерно половина которого приходится на Венгрию, аполовина— на Украину.
Официальный Киев осведомлен остратегической значимости этой трубы, поэтому после возможного признания за ФГИ прав собственности на нее, роль нашей страны как транзитного звена, связующего РФ сЕвропой, заметно возрастет. Главное, чтобы автором спора за трубопроводную инфраструктуру не оказался какойнибудь украинский нефтяной магнат, для которого управление трубой Самара— Западное— это банальная возможность получить контроль над основным каналом поставок импортного дизеля вУкраину.