После трехлетнего перерыва Украина возобновила процесс привлечения инвесторов к разработке полезных ископаемых.
Пионером стала Юзовская газоносная площадь, оператором которой в конце июля 2016 года была компания с таинственными голландскими инвесторами Yuzgas B.V.
О ее реальных собственниках и настоящем финансовом потенциале неизвестно ничего. По этой причине счастливчика, которому досталась одна из самых привлекательных нефтегазоносных площадок в стране, сразу же начали связывать с представителями украинской власти.
Эта теория даже начала обрастать фактами, указывающими на косвенную связь Yuzgas B.V. с ближайшим окружением президента Украины во главе с его армейским товарищем Игорем Кононенко.
Впрочем, обвинять энергетического фронтера Петра Порошенко в зацикленности на одном проекте неправильно.
Как удалось выяснить «Экономической правде», команда заместителя главы фракции БПП готовится к кардинальному изменению правил игры в сфере выдачи специальных разрешений на пользование недрами.
На кону — десятки газоносных площадей государственной «Укргазвидобування», но претендовать на их раздел никто не стесняется.
В команде Порошенко убеждены, что если не пойти по их плану, газоносные недра станут площадкой для миллиардных заработков основателя группы EastOne Виктора Пинчука, которого там считают негласным куратором «Укргазвидобування».
* * *
Что известно о голландской компании Yuzgas B.V., которая получила право начать разведку одного из самых перспективных, по оценкам Минэкологии, украинских месторождений?
Чтобы описать ее опыт и инвестиционный потенциал, достаточно назвать всего две цифры: 14 июня 2016 года — дата ее основания, 1 тыс евро — размер уставного фонда.
Как компания с такой заявкой могла стать победителем инвестиционного конкурса? Ответ можно найти, если внимательно изучить состав комитета, который и определял самого «перспективного инвестора».
Пять из восьми его членов прямо или косвенно относятся к команде Петра Порошенко: министр Игорь Насалык, его сотрудник Олег Жижко, замминистра экологического развития Юрий Бровченко, депутаты Анатолий Матвиенко и Андрей Лопушанский. Чиновники были назначены в министерстве по квоте БПП, депутаты — входят в состав президентской фракции.
Делая выбор в пользу Yuzgas B.V., члены комитета основывались на сухом расчете.
Предложения этой компании были самыми выгодными среди конкурентов. Ее минимальным рабочим обязательством стало бурение (восстановление) 15 скважин, тогда как у других участников — трех-пяти скважин. При этом победитель конкурса пообещал вложить в геологоразведку на первом пятилетнем этапе 200 млн долл. Его соперники заявили вдвое меньшие суммы.
Правда, это все равно не отменяет того факта, что нидерландская компания создавалась специально для конкурса, на котором отбирался победитель разработки Юзовской площади.
Впрочем, даже если принять за основу версию зарубежных инвесторов Yuzgas B.V., озвученную спикером этой компании Ярославом Кинахом, бывшим главой украинского офиса ЕБРР, она не снимает главную проблему.
Дело в том, что вкладываться в разработку «Юзовки» в ближайшей перспективе вряд ли кто-то будет.
Нижние границы Юзовской площади, растянувшейся с юга Харьковской области до центра Донецкой, проходят в считанных километрах от границ зоны АТО, которая в любой момент может превратиться в линию фронта.
У инвесторов при памяти такие перспективы вызывают только одно желание — выйти из рискового проекта.
Собственно, именно это в 2015 году и сделал первый инвестор Юзовской площади — нидерландская Shell, воспользовавшись правом на форс-мажор.
Тогда международную группу не смогли удержать ни право на беспошлинный ввоз оборудования, ни беспрецедентно низкие индивидуальные условия налогообложения (1,25% ренты), предусмотренные в подписанном ею с Украиной соглашении о распределении продукции — СРП.
Почему Yuzgas B.V., созданная за месяц до проведения конкурса, чувствует себя увереннее Shell, которая скоро будет праздновать столетний юбилей со дня первой пробуренной скважины?
Возможно, потому, что в приоритете у бенефициаров Yuzgas B.V. — максимальная концентрация в своих руках перспективных площадок, которые потом, в удачный момент, можно будет продать реальным международным инвесторам.
Если это так, адвокатам экс-президента Виктора Януковича уже можно подавать в суд на команду Петра Порошенко за плагиат.
Во-первых, модель оформления участников СРП на подставных лиц была запатентована еще при беглом президенте.
В «старое» СРП по Юзовской площади с участием Shell под видом третьего участника соглашения была «вмонтирована» доля «семьи» в виде ООО «СПК-геосервис». Формально эту компанию оформили на геологов Сергея Стовбу и Игоря Попадюка, которые тогда (как сейчас Ярослав Кинах из Yuzgas B.V.) в общении со СМИ активно вживались в роль кураторов предприятия.
Во-вторых, идея консолидации под одной крышей неосвоенных участков — это результат умственного труда команды Януковича, при котором на близкое его окружению ООО «Голден деррик» было оформлено три десятка нефтегазоносных участков, занимающих в общей сложности 30 тыс кв км Полтавской области.
Это как территория Бельгии, на одну только геологоразведку которой нужно 2 млрд долл. Вложения в исследование Юзовской площади в разы скромнее — около 500 млн долл, но все равно чувствительны.
Труд освобождает
Возможно, именно по этой причине команда Петра Порошенко решила особо не зацикливаться на долгоиграющих вложениях в Юзовскую площадь, а заняться окучиванием месторождений, уже сегодня генерирующих деньги.
Первой под горячую руку попала государственная компания «Укргазвыдобування», крупнейший в стране добытчик природного газа.
6 июня глава областной организации президентской партии, по совместительству и. о. главы Полтавской облгосадминистрации Андрей Писоцкий, подписал официальное письмо. В нем он просил премьер-министра Владимира Гройсмана поддержать инициативу перепрофилирования спецразрешений на пользование недрами, которые находятся на балансе «Укргазвыдобування», в СРП. То есть фактически предложил привлечь в газодобычу частных инвесторов.
Гройсман переадресовал это обращение Насалыку, который уже через неделю, 21 июня, сформулировал ответ: вынести вопрос на рассмотрение «Межведомственной комиссии по организации проведения и выполнения СРП».
На ее заседании 24 июня было решено создать рабочую группу, которая должна с экономической точки зрения оценить целесообразность идеи передачи спецразрешений «Укргазвыдобування» в СРП. На выполнение задачи отвели полтора месяца, которые истекли 8 августа.
Почему не получилось уложиться в отведенные сроки? Все просто: упомянутую рабочую группу возглавляют представители двух конфликтующих лагерей: Игорь Насалык, возглавляющий Минэнерго по квоте БПП, и глава «Укргазвыдобування» Олег Прохоренко.
Де-факто он входит в ближайшее окружение главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева, ассоциируемого с лагерем Арсения Яценюка. Однако у Порошенко с недавних пор настаивают на другой управленческой конструкции.
По словам представителей президентской команды, сейчас «Укргазвыдобування» де-факто управляют бывшие менеджеры Виктора Пинчука.
«В компании он представлен первым замом Александром Романюком и депутатом Ольгой Бельковой, которая «упаковывает» инициативы Романюка в законодательное русло», — утверждает собеседник ЭП в Минэнергоугля.
Спорить с этой взаимосвязью сложно. Особенно в случае с Романюком, который ранее был руководителем совместной деятельности между предприятием «Укргазвыдобування» и компанией «Дион», входящей в сферу влияния Виктора Пинчука.
Кстати, «Дион» — единственное предприятие, которому удалось найти общий язык с нынешним руководством «Укргазвыдобування», убедив его не инициировать расторжение договора.
«Поначалу мы думали, что планы Пинчука — прирастить совместную деятельность «Диона» и УГВ еще несколькими лицензиями. Сейчас видим, что они хотят создать механизм по освоению денег госкомпании. Карты вскрылись после инициативы провести сразу сто гидроразрывов в Полтавской области.
Для этих работ будут выделяться миллиарды. Закупка труб у «Интерпайпа» на 565 млн грн — только начало», — так в команде Порошенко воспринимают «Концепцию развития газодобывающей отрасли», которую на прошлой неделе утвердил Кабмин, тем самым сделав обязательным к исполнению план проведения компанией «Укргазвидобування» 250 гидроразрывов в течение ближайших пяти лет.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Активный балласт
Если команде Петра Порошенко действительно противостоит группа Виктора Пинчука, это резко повышает степень важности происходящего.
У «Укргаздобычи» нет шансов уцелеть: если победят первые, госкомпания останется без самых ликвидных месторождений, а если вторые — без денег.
Пока шансов больше у команды БПП. Там заняты разработкой новых условий СРП, на которых будет привлекаться частный партнер «Укргазвыдобування».
Основой нормативной базы подписания соглашений о распределении продукции станет проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о содействии поиску и добыче нефти и газа в Украине».
Источники ЭП утверждают, что на рассмотрение парламента этот документ планируется вынести уже осенью. Если депутаты скажут «да», от ренессанса газодобывающей сферы Украине не уйти. Хотя бы потому, что в законопроекте нет условий об обязательном отборе компании-участницы СРП на конкурсе.
Соответственно, чтобы стать участницей СРП, любой фирме хватит получить согласие Межведомственной комиссии по организации проведения и выполнения СРП, которую возглавляет Геннадий Зубко — министр регионального развития по квоте БПП.
Несколько лет назад по такой формуле партнерами «Укргазвыдобування» стали компании из окружения Дмитрия Фирташа, Александра Онищенко, Николая Мартыненко, Владимира Кацубы и Виктора Пинчука.
Правда, есть одно отличие: тогда бизнесменам отдавали отдельные скважины, сейчас — полноценные месторождения.
Синхронисты, ватерполисты и ныряльщики
Со стороны выглядит так, будто темой СРП в БПП занимаются все, кому не лень. Это не совсем так.
Собеседники ЭП утверждают, что авторы этой темы — первый замглавы президентской фракции в Верховной Раде Игорь Кононенко и экс-глава Минэкологии Николай Злочевский.
Их аргументы — в четырех простых пунктах.
1. Ответственным за сферу СРП в Министерстве энергетики является Владимир Игнащенко. Сейчас его должность — внештатный советник Насалыка, но участникам рынка больше запомнилась другая. В 2010 году Игнащенко был советником министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского.
2. Игнащенко является автором «Порядка проведения и условий конкурса», на основании которого была разыграна Юзовская площадь, а ее оператором признана компания Yuzgas B.V.
3. Основным конкурентом Yuzgas B.V. на конкурсе был кипрский оффшор Burisma Holdings Limited Николая Злочевского.
4. Упомянутый законопроект №3849 был презентован в марте 2016 года на заседании парламентского комитета по ТЭК его тогдашним членом Игорем Насалыком и поддержан присутствовавшим на этом заседании Кононенко, с подачи которого впоследствии Насалык возглавил Минэнерго.
В разговоре с УП Игнащенко категорически отверг причастность к команде Злочевского. Также он отмел отношение Злочевского к своей нынешней деятельности в Министерстве энергетики.
Даже если это и так, опровергнуть связь Кононенко со Злочевским нечем. Кроме стиля прически, их объединяет фантастический опыт команды Злочевского в распределении месторождений.
Собеседник из Минэнергоугля отмечает, что Злочевский еще в 2015 году советовал Кононенко взять под оперативный контроль Государственную службу геологии и недр — единственный орган в Украине, ведающий выдачей спецразрешений на пользование недрами.
В начале 2000 года за счет Геослужбы, которой Злочевский тогда руководил, месторождениями обросли газодобывающие фирмы из его Burisma Holdings — «Пари», «Эско-пивнич», «Первая украинская газонефтяная компания».
Взять Госгеослужбу под контроль соратникам Кононенко не удалось, поэтому 28 мая 2015 года Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО, подразумевающее «передачу функций выдачи спецразрешений на добычу углеводородов» от Госгеослужбы к подконтрольному Кононенко Минэнергетики.
Получить комментарий Игоря Кононенко по этому поводу не удалось. Впрочем, о его причастности к происходящему можно судить по поведению оппонентов, действующих «от обратного».
Взять, к примеру, Андрея Коболева. В чем его план? В блокировании любых действий с активами предприятий системы НАК через набсовет «Нафтогаза», которому подчиняются все предприятия из его группы, включая «Укргазвыдобування».
Добиться этого Коболев рассчитывает через главу набсовета НАК Юлию Ковалив, которая по протекции бывшего главы АП Бориса Ложкина занимает пост первого замглавы Минэкономики.
Правда, тут главу «Нафтогаза» ждет неприятный сюрприз. Его оппоненты уже начали информационную обработку еще более важного звена в набсовете НАК — трех независимых членов органа: Маркуса Ричардса, Пола Уорвика и Чарлза Проктора.
С одной стороны, их «окучивание» ведет команда Злочевского, использующая для этого связи члена совета директоров Burisma Holdings — сына вице-президента США Джозефа Байдена Роберта Хантера. С другой стороны, просветительской работой занят Насалык.
По данным источников УП, недавно от его имени членам Набсовета НАК стали рассылаться письма, в которых говорится о тяжелом финансовом состоянии «Укргазвыдобування», из-за чего она не может самостоятельно вести разработку своих месторождений.
Это утверждение сложно примирить с недавним решением Кабмина о резком повышении цен на газ для населения, после которого доходы «Укргазвыдобування» выросли в два раза до 60 млрд грн в год.
Возможно, именно из-за этой несостыковки Насалык не подписался под этим письмом. Но даже если это обращение — фейк, не обращать на него внимание сложно. Это качественный перевод на английский упомянутого выше письма Полтавского облсовета Владимиру Гройсману.
Его главный месседж — «Укргазвыдобування» неспособна самостоятельно обеспечить интенсивный прирост добычи газа. Следовательно, спасти ее должен частный инвестор. Срочно.