Почему страховая компания «Интер-полис» навязывается работникам и пенсионерам украинских железных дорог как единый страховщик?
В начале августа ПАО «Українська залізниця» (УЗ) обнародовало результаты конкурса на отбор страховщика по добровольному медицинскому страхованию работников и пенсионеров УЗ.
В качестве лучшего предложения конкурсная комиссия определила заявку ПАО «Страховая компания «Интер-полис». Конкурс был проведен еще в апреле. Однако, для определения победителя понадобилось почти полгода.
Процесс затянули скандалы, сопровождавшие конкурс. Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ), объединяющая 55 страховых компаний, выступила с критикой конкурса, так как он грубо нарушает ряд законодательных актов, в частности закон о страховании и закон о защите экономической конкуренции, то есть является незаконным.
В отраслевом объединении указывают, что централизованный конкурс на оказание страховых услуг является незаконным, потому что не оставляет работникам и пенсионерам УЗ выбора. Страхование из добровольного превращается в принудительное. Это все равно, что работодатель обязует сотрудников покупать продукты питания в конкретном магазине, поскольку платит им зарплату. Но, несмотря на предостережения экспертов о нарушении законодательства по многим пунктам из-за такой схемы внедрения страхования, административный аппарат «Укрзализныци» всё равно продолжает гнуть свою линию.
Как стало известно Цензор НЕТ, в июле ЛСОУ получила от Института экономико-правовых исследований НАН соответствующее экспертное заключение, которое подтверждает незаконность такого конкурса.
Кроме того, вопросы возникают по поводу победившей в конкурсе УЗ страховой компании.
Что такое СК «Интер-полис»
По данным Агентства развития фондового рынка, контрольным пакетом акций СК «Интер-полис» владеют кипрская A.B.C. Contrading (Overseas) и ООО «Интер-контакт» народного депутата нескольких созывов Александра Едина. Он был нардепом с 1998 по 2014 год. Сначала избирался как самовыдвиженец, позже - от БЮТ, потом - от Партии регионов.
Согласно госреестру, «Интер-контакт» принадлежит кипрской фирме Highjob Trading, а также Алексею Гончарову - младшему партнеру Едина.
Един создал группу «Интер-контакт» еще в начале 90-х. Большая часть его бизнеса с самого начала была завязана на поставках украинским железным дорогам.
Работа по схеме
Снова получать подряды «Укрзализныци» Един начал в 2014 году, когда руководителем госмонополиста был назначен Борис Остапюк.
Тогда Един вместе с Остапюком начали процесс по внедрению в УЗ страховщика «Интер-полис».
На тот момент 8,2% акций компании принадлежало Фонду госимущества. В процессе корпоратизации железных дорог этот пакет перешел в собственность УЗ.
В июне 2014 года «Интер-контакт» Едина по договору дарения передало еще 41,8% акций «Интер-полис» госпредриятию «Укрзализнычпостач», которое занимается материально-техническим обеспечением УЗ и входит в ее структуру. Казалось бы, откуда такая щедрость бизнеса к госструктуре?
Таким образом, УЗ как бы стала бенефициаром страховой компании, сконцентрировав на разных юрлицах 50% ее акций. При такой схеме, по задумке ее авторов, у общественности не должно было возникнуть вопросов в предоставлении монопольного положения одному страховщику.
На самом деле, законно УЗ владеет лишь первоначальным пакетом акций в 8,2%. Дело в том, что в соответствии с Декретом Кабмина №24-92 от декабря 1992 года, госпредприятия не могут выступать учредителями частных компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Свою четкую позицию по этому вопросу в 2014 году высказал Фонд госуимущества в обнародованном ответе «Укрзализныце». «ГП «Укрзализнычпостач» обязано принять меры относительно переоформления и передачи приобретенных корпоративных прав (акций) Фонду госимущества», - говорится в в письме ФГИ.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 9 закона « О финуслугах и госрегулировании их рынков «, любое приобретение пакета акций страховой компании более 10% требует письменного согласования Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). Такое разрешение получено не было. Антимонопольный комитет, в свою очередь, наложил штраф на ГП «Укрзализнычпостач» за нарушение п. 12 ст. 50 закона о защите экономической конкуренции.
Очевидно, что незаконная передача акций «Интер-полис» на ГП «Укрзализнычпостач» была мошеннической схемой, призванной оправдать монополизм страховой компании. Дальнейшее расследование показало, что цели этой схемы проявятся в 2016 году.
Добровольно-принудительное страхование
Уже через месяц после акта дарения пакета акций, гендиректор УЗ Борис Остапюк на очередном совещании объявил, что теперь страхованием железнодорожников займется одна компания - «Интер-полис».
А 9 июля 2014 года на сайте УЗ появилось сообщение, в котором «Интер-полис» назывался «по-настоящему железнодорожной компанией» и «стратегическим партнером». Здесь же сообщалось, что договора с пулом страховщиков, обслуживавших УЗ до этого, расторгнуты.
Сам «Интер-полис», несмотря на акционера в лице Едина, позиционировал себя, как структурное подразделение УЗ.
Весь рынок страхования ожидаемо поднялся на борьбу против монополии «Интер-полис». В результате консолидированной публичной позиции страхового рынка, монопольная экспансия СК Интер-полис в сентябре 2014 году была приостановлена. После отставки Остапюка при содействии и.о. главы УЗ Максима Бланка в ноябре 2014 года «Интер-полис» все-таки заключил договора обязательного страхования пассажиров от несчастного случая на транспорте, а также договора добровольного медстрахования работников и пенсионеров на половине железных дорог - Одесской, Южной и Львовской.
Как же «Интер-полис» проявил себя за два года работы с дорогами?
В распоряжении Цензор.НЕТ есть полтора десятка писем от руководителей лечебных заведений, которые жалуются на отсутствие страховых выплат со стороны «Интер-полис» в 2015-2016 годах.
Чаще всего врачи больниц пишут руководителю дороги и просят его поспособствовать взыскать долги с «Интер-полис».
Такие письма своему начальству отправляли участковые больницы станций Херсон, Котовск, Знаменка Одесской дороги, узловая больница станции Кременчуг Южной дороги, а также основная Дорожная больница Одесской дороги.
Только из этого не полного перечня обращений следует вывод, что «Интер-полис» просрочил выплаты железнодорожным больницам на сумму 2,3 млн грн.
Новый заход
В апреле 2016 года, по сообщению Агентства развития фондового рынка, «Интер-Полис» проводит дополнительную эмиссию акций почти на 23 млн грн. Для сохранения якобы своего пакета акций в 50%, в августе 2016 года УЗ вывело в частную страховую компанию 11,5 млн грн. При этом стоимость покупки акций оказалась почти в три раза выше номинальной стоимости.
По сути, произведено вымывание средств УЗ по схеме, которая еще с момента дарения акций была незаконной. Даже после того, как в мае 2016 года УЗ возглавил поляк Войцех Бальчун, железнодорожный монополист не избавился от схемы с мусорными акциями «Интер-полис».
Почему УЗ пошла на заведомые убытки, накачивая деньгами частную страховую компанию?
По информации источника в УЗ, этот вопрос курирует финансовый департамент под руководством члена правления УЗ Александра Бужора. Этот менеджер, по данным Цензор.НЕТ, близок к бывшему гендиректору УЗ Борису Остапюку, который лоббировал «Интер-Полис» в 2014 году.
Тогда же, в апреле, УЗ, уже преобразованная в ПАО, объявила о проведении очередного конкурса по выбору страховщика, победителем которого определен «Интер-полис».
Согласно ответу УЗ на обращение объединения ЛСОУ о незаконности конкурса, руководство УЗ заявило, что не согласно с позицией страхового рынка, и право людей на добровольный выбор страховщика нарушаться не будет. А оно, тем не менее, грубо нарушается.
Уже с августа УЗ рассылает в свои филиалы письма, в которых людей на местах принудительно заставляют подписать договор с «Интер-полис».
По сути, это давление на филиалы УЗ с целью принудить их подписывать договора с конкретной компанией, что прямо запрещено антимонопольным законодательством.
Цензор.НЕТ обратился с запросом в УЗ с просьбой прокомментировать принуждение железнодорожников к подписанию договоров с единственной компанией со страхового рынка - «Интер-полис». На момент публикации ответа не последовало.