По старой традиции украинские партии продолжают за деньги включать людей в списки на местные выборы. Правда, по сравнению с прошлой кампанией, расценки на депутатские кресла снизились.
После президентских выборов Блок Юлии Тимошенко громко критиковал депутатов, побежавших в коалицию к регионалам. Впрочем, представителям власти всегда было что ответить на эту критику, ведь именно бютовские депутаты бегали из фракции в коалицию. Досталось Юлии Тимошенко и от соратников за то, что в партийный список попало много случайных людей.
Казалось бы, история с формированием так называемой коалиции тушек должна послужить уроком для украинских политиков. Однако ничего не изменилось: места в избирательных списках продавались и продаются у всех партий.
Свой-чужой
Конечно, официально факт продажи все отрицают. По правилам, составление списков должно проходить по демократической процедуре – на конференциях местных ячеек партий. «Список начинает формироваться снизу – с районной первичной организации, – рассказывает регионал Ярослав Сухой. – Там вносят свои предложения, потом они рассматриваются в областных штабах. Те свои пожелания передают в центральный штаб в Киеве с единственной целью – проверить, нет ли там случайных людей».
Однако на условиях анонимности источники в Партии Регионов говорят о том, что в действительности эта система не работает. По их данным, на нынешних выборах продано до 15% мест. «60% кампании финансируется именно за счёт тех, кто вошёл в список, предварительно внеся определённую сумму», – говорит один из собеседников Фокуса. Списки депутатов местных советов будут утверждать кураторы от ПР в областях, а кандидаты в мэры согласовываются в администрации президента. Например, по имеющейся у Фокуса информации, в ближайшие дни там будут принимать решение о кандидатах в мэры Харькова, Одессы, Днепропетровска и Донецка.
«В Партии регионов списки формируются директивным методом, – рассказывает политик и общественный деятель Дмитрий Корчинский. – Часто руководителям штабов дают задание сформировать предварительный вариант, который подлежит согласованию и корректировке в центре. Кандидатов в мэры утверждает на Банковой лично Янукович. Однако внутри ПР идёт борьба – поделить должности между своими кандидатами не могут Лёвочкин, Азаров и братья Клюевы».
Поскольку Партия регионов сейчас находится при власти, вокруг мест в её списках наблюдается небывалый ажиотаж. По словам собеседников Фокуса, в некоторых районах Одесской области деньги за первое место в списке сдали 10 человек. «Деньги собирают наперёд, и даже если кто‑то не проходит на обещанное место, их никогда не возвращают. Таков принцип политического бизнеса», – отмечает источник Фокуса в ПР. Между тем местные выборы обострили конфликт групп влияния внутри самой партии власти: ведь и Ринат Ахметов, и Сергей Лёвочкин, и Андрей Клюев, и Николай Азаров имеют прямые выходы на президента и хотят видеть на местах как можно больше своих людей. Например, в Запорожье наметилась конкуренция между мэром Евгением Карташовым и Владимиром Кальцевым, которого поддерживает губернатор Борис Петров. В Одессе в мэры выдвигается глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев. «Его кандидатура была согласована с Януковичем через Азарова, чем был крайне недоволен Лёвочкин. Есть информация, что Лёвочкин делает ставку на Гурвица и в итоге может обыграть премьера», – объясняет интригу источник Фокуса.
Каждый третий – за деньги
«О каких расценках вы говорите? Я три раза избирался в парламент по мажоритарному округу в Киеве и никогда никому не платил ни копейки», – говорит бютовец Владимир Бондаренко, пытаясь доказать, что в его Блоке главное – поддержка политика избирателями. Впрочем, наличие покупных мест на прошлых выборах, в которых участвовал БЮТ, он не отрицает, но списывает всё на нынешних союзников власти. «Когда Бродский (сейчас – глава Госкомпредпринимательства. – Фокус) занимался формированием списков на парламентских выборах, он открыто говорил, что брал по 5 миллионов долларов за место. Но Тимошенко об этом не знала», – утверждает Бондаренко.
Казалось бы, именно Юлия Тимошенко должна была усвоить, чем грозит практика торговли списками. Однако, по словам источников Фокуса в БЮТ, отсутствие финансирования заставляет Блок (теперь уже – партию «Батьківщина») продавать места. В списках БЮТ их будет до 30%. «Тимошенко снова может наступить на те же грабли. Это неизбежно, такова судьба оппозиции. Но другого выхода у неё нет, потому что уследить с Турчиновым за всем процессом формирования списков они не смогут физически. У нас 450 организаций. Поэтому всегда найдётся тот, кто толкнёт места за её спиной», – отмечает источник в БЮТ.
Другие партии тоже грешат продажей мест. «Тигипко и Яценюк не рассчитывают тратить большие деньги на кампанию, предлагая чистый бизнес под своим именем, – утверждает Дмитрий Корчинский. – Выдвиженцы от этих партий платят сами за себя, набирая пулы местных политических барыг, которые после выборов могут спокойно переметнуться на сторону Партии регионов».
Полезные советы
Что касается расценок, то нельзя сказать, что они полностью устоялись. Цифры, о которых сейчас принято говорить, – достаточно условные. Они зависят от партии и личных контактов желающих попасть в списки. Однако общая тенденция имеется – это снижение цен. «Думаю, если бы проходили выборы в Киевсовет, расценки колебались бы в районе 100 тысяч долларов Если бы проходили выборы в Киевсовет, расценки колебались бы в районе 100 тысяч долларов за место.
Как мне помнится, на прошлых местных выборах некоторым моим знакомым пришлось выложить за эти места около миллиона», – говорит источник в Партии регионов. Кресло депутата в райсовете Киевской области стоит в среднем $50 тысяч. Однако есть районы, на территории которых находится дорогая земля. Например, желающему попасть в Киево‑Святошинский райсовет придётся выложить не менее $100 тыс., в Киевский облсовет – от $150 тыс. Самыми дорогими считаются Киевская область и Закарпатье. Для сравнения: средняя цена прохождения в крупные горсоветы и облсоветы других регионов составляет примерно $20 тыс.