Курортный сезон в Крыму близится к концу. Поток отдыхающих на полуостров становится все меньше. Тем не менее у железнодорожных касс, в залах ожидания и во двориках железнодорожного вокзала Симферополя продолжают стоять очереди туристов, томящихся в ожидании билетов домой. А их нет. Почему?
Охота за билетами
«Девушка, ну как появились (билеты – авт.)? Нет? Ладно, будем ждать». У одной из касс женщина вот уже полдня тщетно пытается купить три билета в Днепропетровск. «Полдня сидим с детьми на вокзале. Отдыхали в Ялте. Собирались сегодня уехать домой. Но оказалось, что перепутали дни отправления, и наш поезд ушел вчера», – сокрушается женщина.
Рассказывает, с утра дежурит у касс в надежде, что кто-то сдаст билет. Но безрезультатно. «Кассиры говорят, билетов нет, подождите. А рядом стоят эти "барыги" и торгуют билетами направо–налево в любом направлении. До Днепропетровска просит за одно место 270 гривен, это притом, что официально в кассе плацкарт стоит чуть больше 70! Ну, разве так можно!», – возмущается она.
Действительно, если присмотреться, в кассовом зале можно заметить двух не особо опрятных мужчин, наперебой предлагающих билеты желающим уехать. Такое предложение перекупщики сделали и корреспонденту «Центра».
– Девушка, куда ехать? В Киев?
– Ну, допустим.
– Есть билеты недорого.
– Сколько?
– 350 гривен – купе. 270 – плацкарт.
Реальная стоимость билета в столицу Украины в кассе вокзала составляет 172 гривны 72 копейки в купе и 112 гривен 7 копеек – плацкарт. То есть, в два раза дешевле.
Такая ситуация в нашей стране складывается каждое лето и зиму. В курортный сезон трудно добраться на поезде в Крым и уехать обратно, а во время новогодних и рождественских праздников – в направлении Львова. Как правило, билеты в кассах предварительной продажи уже за две-три недели до отправления сложно достать. Их пачками скупают спекулянты.
В 2007 году Кабинет министров Украины отменил именные билеты на территории Украины. Как тогда говорили, практика продажи проездных документов показала нецелесообразность указания фамилии пассажира, особенно при проезде только по территории нашей страны. К тому же нововведение должно было ускорить покупку билетов. Но отмена именных билетов пассажирам пользы не принесла: очереди в кассах стали больше, а билетов в них – меньше. В периоды пикового спроса на вокзалах процветает спекуляция.
Впрочем, руководство железной дороги это отрицает. Начальник железнодорожного вокзала «Симферополь» Владимир Резниченко говорит, что с 1 июня сотрудники вокзала совместно с правоохранителями каждый день проводят рейды, и еще ни разу не встретили спекулянтов у касс. «Ходят милиционеры по вокзалу, дежурный мой ходит и я. Ни одного перекупщика с утра до вечера мы не видим. Милиция постоянно ходит взад-вперед, в том числе и в кассовом зале. Ни одного (спекулянта – авт.). Если хоть раз мы поймаем с вами одного, тогда мы будет чем-то говорить. Проблем у нас нет. В кассах есть билеты по всем направлениям», – уверяет Владимир Резниченко.
Каким же образом сотрудники вокзала и милиции идентифицируют перекупщиков, что не замечают очевидного? Резниченко аргументирует просто: критерий их определения один – их все знают. «Если это перекупщики, это всем известно. И все, наверное, их давно знают. Если вы меня один раз увидите или я вас, то я вас во второй раз узнаю на вокзале», – поясняет он.
Неудивительно, почему при таком подходе участники рейда еще не встретили на вокзале ни одного перекупщика билетов.
Как проехать, если билетов нет
Наказать людей, которые покупают пачками билеты в кассах и перепродают их по завышенным ценам нельзя, говорит пресс-офицер симферопольского горотдела милиции Олеся Ануфриева. «У нас не предусмотрено такого наказания. Эти люди не нарушают закон. Они покупают билеты и перепродают их», – отмечает она.
В то же время, «навариваются» на желающих уехать в курортный сезон и сами работники железной дороги. Нередко в кассовых залах можно увидеть проводников, предлагающих за определенную сумму место в «своем купе». Пассажиру предоставляется купе из двух спальных мест со шкафом для одежды, и розеткой.
Корреспонденту «Центра» проводник поезда, следующего до Киева, предлагал уехать таким образом за 350 гривен. А весной эта услуга стоила на 100 гривен дешевле.
Мы также стали свидетелями того, как точно также молодому парню, который не смог купит билет в Москву, пытались за 600 гривен продать место проводника в плацкартном вагоне.
– А билет вы мне на руки дадите?
– Зачем тебе? Ты же едешь в моем купе, я проводник.
– А если милиционеры будут спрашивать или контроль какой-то?
– Милиция следит за общественным порядком, а ты едешь в моем купе, – растолковывает парню проводник.
Договорились, что за полчаса до отправления поезда парень подойдет к условленному вагону.
Впрочем, проводник оказался еще «совестливым». При официальной стоимости плацкарта до Москвы 507 гривен 56 копеек, попросил всего лишь 600 гривен. Как правило, рассказывают те, кто прибегал к таким услугам, переплачивать приходится от 100 до 200 гривен.
Автор этого материала не единожды в курортный сезон за «отдельную плату» ездила на поезде из Симферополя во Львов, Киев и обратно. Схема, как правило, одна и та же. Достаточно найти проводника, а лучше начальника поезда и «договориться» о проезде. Оставляешь предоплату, и тебе резервируют место.
В назначенный день подходишь за полчаса до отправления поезда. «Зайцы» садятся в вагоны одними из последних, после пассажиров с билетами. Так прошлым летом в разгар курортного сезона за 250 гривен удалось «отхватить» нижнюю полку в новом вагоне с кондиционером поезда сообщением Симферополь-Львов. Верхнее место в купе до конечного пункта прибытия так и осталось свободным. Это при том, что в кассах предварительной продажи за несколько недель перед отправлением поезда билетов не было.
Как рассказал «Центру» сотрудник железной дороги, такая налаженная схема работает уже не первый год. Как правило, проводники либо сами выкупают места в вагонах, либо берут «зайцев» с ведома начальника поезда. За это ему обязаны «отстегнуть» 50% от выручки. Таким образом, начальник поезда обеспечивает прикрытие проводнику.
Статья 135 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает наказание за безбилетный проезд пассажира в поездах пригородного, местного или дальнего следования в виде штрафа – в десятикратном размере от стоимости проезда. Следить за тем, чтобы в поездах не было безбилетных пассажиров должны ревизоры. Сев на любой станции, они могут начать проверку проездных документов. Оштрафовать могут, в том числе, и проводника. Но, как рассказал источник на железной дороге, обычно эти же ревизоры договариваются с начальником поезда. За определенную сумму они заполняют отчет, не проводя проверку в составе. Но если ревизорам нужно выполнить план, то они тщательно проверяют состав. Из-за чего пассажир, заплативший деньги проводнику, может оказаться на одной из незнакомых ему железнодорожный станций, а вовсе не там, куда он хотел доехать. А если произойдет несчастный случай?
Как бороться с перекупщиками
23 июля 2010 года в поезде сообщением Москва-Евпатория загорелся вагон. Практически полностью выгорели шесть купе. Пассажиров эвакуировали. Тем, у кого сгорели личные вещи и документы, выплатили компенсации или пересадили в другой поезд. А вот безбилетным пассажирам, которые там наверняка были, ущерб никто не возмещал.
Как сообщил «Центру» начальник ГП «Приднепровская железная дорога» Александр Момот, нерадивых проводников и начальников поездов, берущих в состав «зайцев», выявляют и наказывают. «К сожалению, там, где живые люди и возможна передача денег из рук в руки, появляются люди, которые хотят поправить материальное положение. Караем каждый случай выявленный. Караем в прямом смысле: увольняем, наказываем руководителей», – заверил Момот. Но сколько их было выявлено в этом году и сколько понесли наказание, не уточнил.
Чтобы сократить масштабы «черной торговли» на железной дороге в Кабмине снова задумались о введении именных билетов. Об этом говорят уже несколько месяцев. В последний раз в июне этого года министр МВД Анатолий Могилев заявлял о такой необходимости: «Я провожу работу с минтрансом. Я считаю необходимым введение именных билетов на железной дороге. Я считаю, что это никак не ограничивает права людей».
Когда снова введут именные билеты, не знают и на самой железной дороге. Как рассказали в дирекции, для этого нужно решение правительства.
Впрочем, введение паспортной системы вряд ли решит проблему. Возможно, если вернут паспортную систему продажи проездных документов, станет меньше краж в поездах, так как проще будет установить личности пассажиров. Но билетных махинаторов это вряд ли остановит. Многие помнят, когда при прежней паспортной системе за определенную плату у кассира появлялись билеты в нужном направлении. Поэтому пока чиновники не придумали механизм борьбы с вокзальным бизнесом, пассажирам советуют заказывать и приобретать электронные билеты через Интернет.