В Украине бытовая техника и смартфоны теперь должны продаваться только через кассовые аппараты. Предполагается, что такое нововведение позволит эффективнее бороться с контрабандой. Каких изменений ждут потребители, что будет с ценами на смартфоны и бытовую технику, и почему малый бизнес отказывается комментировать новые требования?
Продажа в Украине так называемой «сложной» техники – такой, которая подлежит гарантийному ремонту – отныне должна осуществляться исключительно при помощи регистраторов расчетных операций (РРО). В декабре прошлого года Верховная Рада приняла соответствующий закон, а в марте текущего Кабинет министров утвердил перечень товаров, которые должны продаваться через кассовые аппараты. 8 мая постановление правительства вступило в силу. Требование об использовании РРО распространяется на всех торговцев, включая физических лиц-предпринимателей (ФЛП), которые работают на едином налоге.
В списке таких товаров более 300 наименований. Это, в частности, холодильники, плиты, насосы, котлы, кондиционеры, стиральные машины, пылесосы, бойлеры, принтеры, сканеры, ноутбуки, телефоны (в том числе смартфоны).
Крупные игроки вытесняют мелких
Компании, которые до сих пор не обзавелись РРО, будут вынуждены это сделать сейчас, что сопряжено с определенными расходами. Однако они будут разными в зависимости от масштабов бизнеса. «У одного предпринимателя – одна торговая точка, один интернет-магазин, ему (установка РРО) обойдется в 5-7 тыс. грн, например. А у другого предпринимателя может быть десять торговых точек, в том числе в разных городах. И в этом случае расходы бизнеса могут быть очень значительными – десятки тысяч, например, 100 тыс. грн – в зависимости от количества торговых точек», - сказала в комментарии «Апострофу» налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.
По ее словам, крупные компании не смогут обойтись дешевыми кассовыми аппаратами, и им понадобится фискальный принтер. «То есть, это уже более сложное устройство. Плюс к нему нужна компьютерная система автоматизации складского учета или продаж. Не всем, конечно, но многим вместо дешевого маленького РРО придется покупать целую фискальную систему», - сказала эксперт.
Томашевская считает, что решение об обязательном использовании РРО пролоббировали крупные компании: «Любое ужесточение норм законодательства, норм контроля, мониторинга лоббируется крупными компаниями, которые утверждают (и, возможно так и есть), что они работают полностью «в белую».
По ее словам, привязка использования РРО при продаже «сложной» техники к необходимости проведения гарантийного ремонта является лишь предлогом, поскольку такой ремонт осуществляется фирменным сервисным центром или самим производителем, а не продавцом. «Это предлог для того, чтобы ужесточить эту норму и сказать, что несчастные потребители, оформляя покупки за наличные, теряют право на гарантию», - отметила эксперт. Она добавила, что новая норма больше всего затронет интересы торговцев рынков, например, киевского радиорынка «Караваевы Дачи».
Борьба с контрабандой
Однако дело во многом не только и не столько в «разборках» между крупными торговыми сетями и мелкими интернет-магазинами, оформленными зачастую на физических лиц. Одна из главных целей решения об обязательном использовании кассовых аппаратов при оплате бытовой и электронной техники – борьба с контрабандой. Интернет-супермаркеты нередко в прошлом сами использовали «серые» схемы при ввозе товаров в Украину (а некоторые, возможно, используют их до сих пор).
«Смысл этого не в том, чтобы усложнить бизнес. Мы все прекрасно понимаем, что торгуется контрабанда, и неучтенность всех этих вещей позволяет продавать (когда нет РРО) сколько угодно контрабанды. Поэтому это решение (Кабмина) направлено на борьбу с контрабандой. И да, теперь оно усложнит их работу, потому что они не смогут продавать «серые» вещи. Это крайне зрелое и необходимое решение, которое должно было быть давно принято», - отметил в комментарии изданию специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital Сергей Фурса.
Александра Томашевская из Киевского центра поддержки и развития бизнеса согласна с тем, что значительная часть бытовой и электронной техники попадает на украинский рынок в виде контрабанды. «Почему все противятся установке РРО? Потому что нет входящих документов … Основные страхи – не на предмет установки РРО, а на предмет того, что приходится искать документацию на товар… Часть товаров действительно привозится из Китая сумками, посылками, и норма РРО предназначена для того, чтобы люди так не делали, чтобы никакой контрабанды не было», - сказала она.
Подводные камни
Вызовет ли новая норма повышение стоимости товаров, покупаемых через интернет-магазины? Сергей Фурса из Dragon Capital считает это вполне возможным, так как у продавцов появятся дополнительные расходы. При этом, по его словам, товары в таких торговых точках не намного дешевле, чем в официальных. И связано это с тем, что в полулегальных магазинах продавцами устанавливается супермаржа. «Соответственно, потребитель не сильно почувствует (повышение цен, - «Апостроф»), потому что там была большая маржа», - считает эксперт.
Кроме того, по мнению Фурсы, многие предприниматели попытаются обойти нововведение, связанное с РРО. На самом деле, сделать это возможно – причем вполне легально. В частности, путем реализации соответствующих товаров по безналичному расчету. «Если клиент рассчитывается по безналу, эта норма не распространяется. Те позиции из перечня пойдут только по безналу», - сказала Александра Томашевская, добавив, что в этом случае на покупателя лягут расходы по уплате комиссии и другие возможные сопутствующие платежи.
Контролирующие органы вряд ли начнут проверки на предмет использования бизнесом РРО прямо сейчас. Александра Томашевская считает, что их стоит ждать примерно через полгода. «Сейчас нет смысла трусить. Если установить объем продаж, если мониторить и проверять потом за определенный период, то штрафные санкции будут больше», - пояснила эксперт.
При этом она считает, что новое регулирование создает почву для манипулирования. Например, с жалобами потребителей на то, что им якобы не выдали фискальный чек. «У нас все, к сожалению, имеет обратную сторону, - сказала Томашевская. – Пока можно только догадываться, как это будет развиваться».
«Апостроф» обратился сразу в несколько крупных торговых сетей Украины, которые занимаются продажей бытовой, электронной и прочей техники через интернет, с просьбой прокомментировать требование об обязательным использовании РРО при продаже таких товаров и то, как нововведение отразится на ценах. Откликнулись далеко не все. В компании COMFY положительно восприняли новое требование Кабмина. «Это шаг навстречу цивилизованной работе бизнеса. Все игроки рынка должны работать в равных условиях, в законодательном поле. Это способствует честной конкуренции, а также прозрачности ведения бизнеса и наполнению бюджетов всех уровней. На работе компании COMFY, тем более на цене товаров это никак не отразится, поскольку компания всегда работала исключительно с применением РРО», - сообщили изданию в пресс-службе ритейлера. В то же время интернет-магазин «Розетка» дал весьма уклончивый ответ: «К сожалению, данная информация конфиденциальная, и мы не можем ее разглашать».
При этом в интернет-магазинах, которые оформлены на ФЛП, отказываются комментировать новое требование властей по использованию кассовых аппаратов, дабы лишний раз не попасть в поле зрения контролирующих органов.