Когда-нибудь история с госзакупками в Украине станет мировой классикой коррупционных схем. Но сейчас она напоминает совсем другую классику. Смешную и — бесконечно грустную.
Нынешний поворот событий связан с очередной попыткой принять закон о государственных закупках. 15 октября с.г. профильный комитет ВР — по экономической политике — одобрил текст проекта ко второму чтению.
Напомним, что последние полтора года, с марта 2008-го, система госзакупок Украины находится в ручном управлении Кабинета министров Юлии Тимошенко. Тогда Верховная Рада отменила коррупционный закон и упразднила Тендерную палату. А на период до принятия закона новому правительству было поручено разработать Временное положение о госзакупках.
«Временное» стало фактически постоянным. Осенью прошлого года Конституционный суд своим решением указал, что народные депутаты не имели права передавать регулирование этой сферы в руки Кабмина. Попытка Рады весной 2009-го выполнить свой долг провалилась. Очередной подход «к снаряду» начался в сентябре...
«Тысяча второй способ честного отъема денег»
Спустя неделю после одобрения текст проекта так и не появился на сайте Верховной Рады. Хотя Ирина Акимова, член профильного комитета и министр экономики оппозиционного правительства, уверяла автора статьи, что он таки будет обнародован. Впрочем, комитет давно славится своей закрытостью и кулуарным принятием решений.
«ЗН» удалось ознакомиться с содержанием документа.
Ключевые идеи и схемы совпадают и с проектом, который с лета доступен на сайте ВРУ, и с вариантом, который комитет по экономической политике пытался протащить весной этого года (см. статью «Тендерное ружье висит на стене. Ждем выстрела?», «ЗН», №12 от 5 апреля 2009 г.).
Законопроект является плодом совместных усилий, его завизировали регионалы И.Акимова, И.Горина и бютовцы С.Осыка, А.Яценко. Эдакая широкая коалиция вокруг вопроса стоимостью в две сотни миллиардов гривен. Бютовские народные депутаты давно известны как идеологи Тендерной палаты, они входили в органы ее управления, а А.Яценко еще и курирует данную тему как глава подкомитета по вопросам регулирования рынка госзакупок, госзаказа, конкурсов и деятельности госпредприятий комитета по экономической политике.
Проект по-прежнему содержит одну из наиболее сомнительных норм. Жалобы участников будет рассматривать «независимый» орган обжалования (комиссия) при Минэкономики. Из 14 его членов одну половину составят представители ведомств, вторую — «независимые специалисты». Срок их полномочий — три года. Кандидатуры «независимых» окончательно будут утверждаться парламентскими комитетами по экономической политике (глава — коммунист А.Ткаченко) и по финансам и банковской деятельности (глава — регионал Н.Азаров). Примечательно, что еще две недели назад законопроект не предусматривал участия азаровского комитета.
Процедура и критерии отбора «независимых» экспертов стали более открытыми и детальными по сравнению с предыдущими вариантами.
Новым является и включение в орган обжалования представителей СНБОУ и секретариата президента Украины. Этот реверанс необходим, похоже, для облегчения прохождения проекта.
Несмотря на эти и другие изменения, орган обжалования все равно остается «коллективным тендерным рейдером». Его статус и ответственность так же неясны и размыты, как это было с подобными комиссиями и комитетами при АМКУ, Счетной палате и Минэкономики. Он сам утверждает регламент своей деятельности, его решения не должны визироваться Минюстом. Так что участие двух комитетов Рады в отборе «независимых» членов выглядит как попытка регионалов защитить свои интересы.
Сторонники идеи такого органа ссылаются на прошлогоднее мнение экспертов Всемирного банка о том, что жалобы должен рассматривать орган, независимый от ведомства, уполномоченного регулировать сферу госзакупок. При этом они намеренно забывают, что с тех пор позиция экспертов ВБ претерпела изменения. Ведь в условиях Украины подобная «независимость» быстро вырождается в бесконтрольность и безответственность.
Кстати, еще в апреле Главное юридическое управление Рады отмечало, что «конституционная модель организации власти в Украине… не предусматривает возможность создания и функционирования такой комиссии».
Впрочем, есть и некоторые положительные моменты. Законопроектом предусматривается лишение народных депутатов и «всеукраинских общественных организаций» права подавать жалобы с угрозой отмены или приостановки торгов.
Авторы также отказались от одиозной нормы, которая позволяла возобновить практику взимания мзды частными «консультантами». В их роли должны были выступать оценщики. «ЗН» уже высказывало предположение, что активисты тендерных схем начали осваивать новую сферу — оценочной деятельности (см. статью «Каждый кулик хвалит свое болото. Коррупционное», «ЗН», №33 от 5 сентября 2009 г.). Идея тендерных остапов бендеров была проста — заставить участников торгов платить за оценку «рыночности» их тендерных предложений оценщикам. Оценку, естественно, проводили бы только избранные.
В предыдущем рабочем варианте предусматривалось, что участников торгов обяжут подавать заказчикам некий документ, подтверждающий соответствие цены тендерного предложения методике. Без него победитель торгов не смог бы получить свои деньги. Правда, оставалось непонятным, кто же будет выдавать эти вердикты о соответствии — вероятно, независимая комиссия по рассмотрению жалоб определяла бы «своих» оценщиков. Которые, к тому же, получали доступ к конфиденциальной информации — предложениям участников торгов — еще до их официального раскрытия.
Впрочем, исчезновение в одобренном проекте этой и других крайне сомнительных норм не означает, что они не воскреснут уже в законе. Ведь идеологи тендерных схем уже не раз протаскивали их через сессионный зал.
Предполагалось, что проект нового закона о госзакупках будет рассматриваться парламентом в среду, 21 октября. Однако, как утверждают источники в парламенте, комитет своим письмом попросил спикера изъять его из повестки дня. Истинные причины этого неожиданного решения пока неясны. По одной версии, в игру вступил Владимир Литвин, который в течение года демонстрировал нелюбовь к построителям тендерных схем. Согласно другой, по тормозам ударила Юлия Тимошенко…
«Она обещает...»
Между тем, сфера госзакупок стремительно движется к распаду, а сомнительные схемы внедряются на практике, несмотря на отсутствие закона.
Украинское тендерное бессилие давно уже стало посмешищем в международных кругах. В интервью «ЗН» новый вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Средней Азии Филипп Ле Уору отметил, что «отсутствие прогресса в реформировании государственных закупок вызывает разочарование». Но — «в меня вселяет надежду обсуждение этих проблем с премьер-министром…»
Ему вторит глава представительства Европейской комиссии в Украине Жозе Тейшейра. Недавно он заявил, что Украине следует «сделать много шагов, которые уже давно нужно было сделать». В частности, это касается реформирования системы госзакупок.
Ситуация выглядит, мягко говоря, странной, поскольку еще в начале года специалисты Минэкономики и Всемирного банка согласовали приемлемый текст законопроекта — без тендерных рейдеров и «общественных контролеров». А потом за него взялся комитет по экономической политике…
В таких условиях все больше вопросов вызывает роль Юлии Тимошенко. С ее умением уламывать своих соратников согласованный проект уже давно был бы принят. Но воз и ныне там.
Месяц назад премьер признала, что госзакупки «стали позором страны», и «если нет отката в 50%, то тема не рассматривается».Между тем с 2008 года Кабмин периодически санкционирует расходование бюджетных миллиардов в обход процедур, установленных действующим положением. По данным Счетной палаты, в 2008-м и первом полугодии 2009 года Ю.Тимошенко и первый вице-премьер А.Турчинов своими протокольными поручениями разрешили закупки у одного участника на сумму около 52 млрд. грн. В закрытом режиме. Ведь протокольные поручения, в отличие от постановлений КМУ, не публикуются.А закрытость — прямой путь к коррупции и откатам. Реконструкция НСК «Олимпийский» к Евро-2012 без тендеров — один из самых скандальных примеров.
Эффект тендерного домино
Летом произошло событие, которое может привести к распаду всей системы госзакупок. По иску «Укрнафты» Окружной административный суд г. Киева обязал Кабмин вывести из-под действия правительственного Положения о госзакупках «предприятия и хозобщества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным предприятиям, и хозобщества, в уставном капитале которых госдоля превышает 50%».Минюст подал апелляцию на это решение. Однако ее перспективы спорны. Ведь юристы «Укрнафты» воспользовались аргументами КСУ: регулирование конкурентных отношений, сферы госзакупок относится к полномочиям парламента, а не правительства!Успех «Укрнафты» выведет из-под контроля общества и государства расходование нескольких десятков миллиардов гривен. Ее примеру могут последовать многие коммунальные, казенные и госпредприятия…В то же время бютовские идеологи Тендерной палаты из парламентского комитета по экономической политике успешно осваивают новые тендерные схемы. Точнее, новые старые схемы.В конце июля полномочия по рассмотрению жалоб были выведены из-под контроля Департамента по госзакупкам Минэкономики. Во главе нового подразделения — Виктория Сухова, бывший заместитель Тамары Дергалюк, ведающей госзакупками в ГлавКРУ. Все бы ничего, если бы сын последней не был в свое время адвокатом Тендерной палаты и связанных с ней «консультантов». Сотрудники департамента в неформальных беседах утверждают, что давление на министерство шло «с самого верха».В подразделение с валом жалоб зачастили представители организации инвалидов, неких частных компаний. В период расцвета ТПУ подобные структуры являлись «тендерными рейдерами». Подаешь жалобу, блокируешь торги — и берешь отступные как с заказчика, так и с участников.Минэкономики до сих пор не может утвердить стандартную тендерную документацию. Ведь некоторые из частных патентов на подобные документы по-прежнему действуют! (В этом можно убедиться в базе патентов на сайте ukrpatent.org.) Как известно, в начале 2000-х они были оформлены двумя физлицами — Антоном Яценко и Владимиром Врублевским. Первый патентообладатель стал народным депутатом от БЮТ, второй — его помощником. За использование «интеллектуальной собственности», защищенной патентами, с участников торгов требовали плату-роялти.Похоже, что схему с оценщиками начали реализовывать на практике, не дожидаясь принятия закона. В начале октября под эгидой НИИ при Минэкономики и Украинского общества оценщиков были проведены «курсы повышения квалификации оценщиков по вопросам закупок товаров, работ и услуг за госсредства» (так написано в программе). Курсы открывал Алексей Амфитеатров, вице-президент УОО. Но показателен другой факт: директором НИИ нынче является Игорь Манцуров — бывший ректор Университета финансов и права при Тендерной палате!Среди преподавателей курсов — Виктор Мирошниченко, заместитель начальника отдела госзакупок Минздрава. До 2004 года он являлся соучредителем ООО «Европейское консалтинговое агентство», которое, как неоднократно писало «ЗН», было ключевым звеном схемы с Тендерной палатой. А ведь совсем недавно министр здравоохранения Василий Князевич в интервью Kyiv Weekly на вопрос о коррупции признал «огромные проблемы с закупкой лечебных препаратов и нецелевым использованием бюджетных средств». Для их решения он предложил создать при Минздраве «спецорган борьбы с коррупцией». Можно не сомневаться, что с такими испытанными кадрами в отделе госзакупок у министерства все получится…