Пяти-, семилетка бума строительства торгово-развлекательных центров (ТРЦ) по всей стране создала огромные торговые площади, наполненные дорогим, зачастую импортным товаром. Но, увы, и она не сделала отечественную торговлю цивилизованной. Даже за блеском витрин и подчеркнутой услужливостью продавцов дорогих бутиков скрывается огромная густая «тень».

Население по-прежнему более половины своих расходов тратит на приобретение товаров, реализующихся в «теневом» секторе экономики. Так, свежие расчеты Минэкономразвития за I квартал 2017 г. по методу «расходы населения — розничный товарооборот» зафиксировали уровень теневой экономики в 55% от объема официального ВВП. А те же данные с учетом объема предоставляемых населению «теневых» коммерческих услуг и продаж домашними хозяйствами сельхозпродукции на неформальных рынках достигают 61% от ВВП. Где же берется и как реализовывается неучтенная продукция? А главное — как осуществить детенизацию?

Неограниченное ограничение

Заходим в ТРЦ, примеряем в одном из бутиков джинсовую рубашку Levis по астрономической (как для покупательной способности среднеукраинской зарплаты) цене в

3399 грн. Дальше — касса. Но не обольщайтесь, вам там не вручат чек с надписью «фискальный», ведь кассового аппарата (стоимость которого стартует с 5 тыс. грн) нет. Зато аккуратно занесут информацию о покупке в компьютер, где хранятся данные для хозяина торговой точки, ведущего строгий внутренний учет реализованного.

Вместо фискального чека покупателю дадут документ для внутренней отчетности, который ставит под вопрос его потребительские права. Государство вообще оказывается вне игры — физлицо-предприниматель (ФЛП), арендующее бутик, находится на упрощенной системе налогообложения и, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществлять свою деятельность без регистратора расчетных операций (РРО), если его торговый оборот, не превышает 1 млн грн в год.

Как определить этот самый реальный годовой оборот без РРО да еще в условиях необязательности для ФЛП учета приобретенного и реализованного товара, вкупе с освобождением от любого документального подтверждения происхождения этих товаров, — вообще непонятно…

Граница на замке?

При всем при этом у нас еще и нет границы. И дело даже не в буквальной «приватизации» какого-то конкретного участка в 150 км. Проблема в том, что при нынешнем законодательстве и ситуации на местах для контрабандистов граница фактически прозрачна. Один товар без уплаты налогов вывозится из Украины, другой теми же людьми ввозится назад. Как вариант — крупный опт по одну сторону границы разбивается на партии, чтобы потом снова сконцентрироваться в крупную партию, но уже по другую сторону границы. Таким образом, целые фуры и вагоны товара, без уплаты налогов и сборов, частями перемещаются предприимчивыми гражданами якобы для их «личного пользования». Это полноценная «работа» для жителей приграничных населенных пунктов: изо дня в день утром они пересекают границу с грузом, чтобы вечером вернуться назад с «импортированным» товаром.

Едут на спецавтобусах, на автомобилях, бусиках. Кто на чем может. И таможня им не помеха. Там тоже работают местные, и случаи, когда за праздничным столом встречаются ответственный работник таможни и предприимчивый контрабандист, не так уж редки.

Но кто бы все это возил, если бы в стране не была налажена четкая система сбыта, да еще и фактически безналоговая…

Как же реализуется подобный «импорт» и неучтенная контрафактная продукция, производимая внутри страны?

Раковый офшор

Отсутствие возможности для объективной проверки оборота ФЛП, находящихся на упрощенной системе налогообложения, привело к тому, что крупные субъекты предпринимательской деятельности, ведущие свою деятельность в сферах продажи дорогостоящей бытовой и электронной техники, ювелирных изделий, брендовой одежды и обуви и даже лекарств, используют предпринимателей второй и третьей групп как внутренний офшор. Последний не только позволяет им неограниченно оптимизировать налогообложение, но и дает доступ к неконтролируемой наличке, получаемой от неучтенной реализации на многие миллионы гривен. (Напомним, что официальный ВВП страны в 2016 г. составил почти 2,4 трлн грн. Т.е. значительно более триллиона гривен тратится населением на покупки в «тени».) Понятно, что такие деньги — не для мелких предпринимателей. Речь о том, что упрощенная система нагло используется крупным бизнесом.

Причем используется массово. По экспертным данным на конец 2016 г., 65% зарегистрированных ФЛП, по сути, не вели собственную предпринимательскую деятельность, а использовались собственниками крупного бизнеса в качестве внутреннего офшора. За неконтролируемый «кэш», полученный от этого офшора, и оплачивается продукция, поступающая на рынок по «теневым» каналам, в том числе и с использованием разрешенных законодательством вариантов ввоза товаров (например, пересылки по почте) якобы для личных потребностей. Свою лепту в «теневую» коммерцию вносит и интернет-торговля, объемы которой ускоренно растут. Схему с использованием мнимых ФЛП, ничуть не стесняясь, используют даже флагманы отечественного интернет-бизнеса, за которыми стоят (или недавно стояли) высокопоставленные представители власти.

И перед государством стоит задача как можно скорее отделить раковую опухоль оптимизаторов от настоящего малого бизнеса. Это позволит не только существенно увеличить налоговые и таможенные поступления в госбюджет, но и:

— оживит конкуренцию и защитит истинных упрощенцев от самозванцев. Ведь в нынешних условиях легальному предпринимателю, как минимум, некомфортно вести бизнес в стране с такой «тенью» в экономике, как максимум — он неконкурентоспособен, если не сможет (или не захочет) вести свою деятельность (хотя бы частично) в «тени»;

— привлечет инвестиции, в том числе иностранные. Кто будет производить или импортировать товар, если та же продукция завозится и реализуется в стране без уплаты налогов?

— защитит права потребителей, которые получат возможность цивилизованно приобретать легальный товар;

— остановит (существенно сократит) поток контрабанды и производство контрафактной продукции. Ведь контрабанда, ввезенная под предлогом «для личного пользования» станет просто экономически невыгодной, т.к. продать ее за черный «кэш» станет невозможно;

— защитить здоровье и жизни людей от лекарственного фальсификата, возможность реализации которого через аптечные пункты без РРО в настоящий момент фактически обеспечена законодательством.

Детенизация

Чтобы осуществить эту задачу, в первую очередь требуется алгоритм, который позволит отличить истинных ФЛП от наемных работников, тщательно «загримированных» под предпринимателей их работодателями-оптимизаторами. Этот алгоритм должен, наконец, предотвратить беспрепятственную перепродажу в центре европейского государства незадокументированного товара (а фактически — контрабанду, контрафакт или даже краденое) в фешенебельных магазинах.

Такой механизм предложен в законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и в некоторые законодательные акты Украины в отношении мер по детенизации оборота товаров и услуг» №7142.

Авторы документа предлагают вывести из «теневой» экономики торговцев рисковыми категориями товаров (лекарственные средства и подакцизные товары) и товаров высокого ценового сегмента (сложная техника и ювелирные изделия). Кроме того, детенизируется деятельность коммерсантов, ведущих свою деятельность на больших торговых площадях, для которых существуют высокие риски использования крупным бизнесом для оптимизации налогообложения и продажи товаров нелегального происхождения.

Новый критерий — торговая площадь

Для разделения реальных и мнимых предпринимателей законопроект добавляет еще один критерий, освобождающий предпринимателя от использования РРО. Теперь основополагающим будет не годовой оборот в 1 млн грн, который на практике доказал свою неэффективность, а используемая предпринимателем торговая площадь. (Старый критерий останется лишь для небольших торговых объектов реально малого бизнеса.) Если конкретно — предлагается ввести обязательное использование РРО предпринимателями-упрощенцами, которые торгуют самостоятельно в отдельных объектах торговли площадью от 150 кв. м и в отдельных помещениях площадью от 100 «квадратов». С одновременным введением для таких ФЛП обязанности учета первичных документов на приобретенные товары.

Логика нового критерия вполне прозрачна. Она объективна для предпринимателя, в расходах которого только аренда 150 «квадратов» площади в ТРЦ, по самым скромным оценкам, достигает 0,5 млн грн (даже из расчета 10 долл. за 1 кв. м в месяц, хотя встречается и на порядок дороже)… И это при том, что его годовой оборот (не прибыль!) не должен превышать 1 млн грн, иначе Налоговый кодекс требует использовать для учета РРО. Неужели бедолаги торгуют себе в убыток?

К слову, на YouTube размещено видео телеканала ATR на тему «Кассовые аппараты для предпринимателей: за и против». Один из участников тематической программы, президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб, пытаясь защитить присутствие в ТРЦ ювелирных сетей с вывесками известных брендов и чеками от ФЛП, упомянул еще и о платном франчайзинге. Мол, предприниматели, чтобы торговать в брендовых ювелирных бутиках, кроме аренды, платят еще и за франшизу. И все это с учетом ограничения в 1 млн грн, что эквивалентно 37 тыс. долл. в год?

Именно таких «предпринимателей» авторы законопроекта намереваются «вытащить» на свет Божий, заставив работать по-белому. Тем более что приобретение кассового аппарата вряд ли пошатнет их финансовое положение, и уж точно не разорит.

РРО плюс оприходование товаров

Т.е. согласно законопроекту №7142, у вчерашних оптимизаторов появляется РРО, и одновременно — обязанность оприходования товаров, полученных от плательщиков НДС. Последнее условие позволит реально контролировать цепочку поставщиков товаров, начиная от производителя и импортера до точек розничной реализации. Для честного бизнеса в этом ничего страшного нет, ведь они и раньше получали документы от своих поставщиков, плательщиков НДС, но не сохраняли их, так как закон того не требовал. А вот для тех, кто сбывал «неучтенку» или контрабанду, — это действительно может стать проблемой. Зато у них появится мотивация для выхода из «тени», потянув с собой всю экономику.

Подчеркнем: эти изменения касаются исключительно торговцев рисковыми категориями товаров (лекарственные средства, подакцизные товары), товаров высокого ценового сегмента (сложная техника и ювелирные изделия), а также торговцев, ведущих свою деятельность на больших торговых площадях.

При этом авторы законопроекта не изменяли условия пребывания на «упрощенке», не увеличивали налоговую нагрузку на бизнес, чтобы никоим образом не ущемить права реального малого бизнеса — истинных упрощенцев, работающих на рынках, в МАФах, помещениях с небольшой площадью…

Поэтому странно читать в письме Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» (копия находится в редакции. — Ред.) о том, что в случае принятия законопроекта, он «уничтожит упрощенную систему налогообложения». Тогда как речь идет, скорее, о защите малого бизнеса, о том, чтобы поставить на место тех, кто нагло использует упрощенцев, обворовывая государство.