Мысль о том, что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте», многие воспринимают не более как удачную фразу. А зря. Пришло время не только понять, что за словом «бежать» скрывается применение современных инноваций, — этого «моторчика» прогресса. Самое время (и то — «на вчера») задаться острыми вопросами. Если не сильно «бежать», то помогут ли инновации отечественной промышленности? Есть ли в Украине инфраструктура, необходимая для роста инноваций? Какие шаги надо предпринять в ближайшие пару лет (долго раскачиваться просто некогда), чтобы наша страна, занимающая 64 место в Международном индексе инноваций, не потеряла конкурентоспособность?
Инноваторы объединяются
Характеризуя нынешнее время, ведущие мировые эксперты говорят о нем, как о начале 4-ой промышленной революции (кратко — 4.0). Что же это за революция такая? Имеется в виду, что промышленность все в большей степени использует (или, по крайней мере, должна использовать) интеллектуальный потенциал тех креативных кластеров и компаний, которые задействованы в сфере информационных технологий. Казалось бы, в Украине в этом плане все не так и плохо: вполне доступны практически все современные ІТ-технологии и есть значительное количество разработчиков, которые их успешно используют… для западных заказчиков. А могли бы — для своей страны. И это дало бы более весомый эффект. Поскольку отечественные ІТ-специалисты входят в рейтинг ТОР-30 самых квалифицированных представителей этой профессии на мировом рынке и (при должном внимании к этой отрасли на со стороны государства) Украина к 2020 году могла бы увеличить количество этих востребованных специалистов как минимум вдвое.
ІТ-сообществу известно достаточно примеров того, как нашим специалистам приходится… переделывать работу, выполненную их зарубежными коллегами, которые, тем не менее, благодаря последовательной инновационной политике их государств выше котируются на мировом рынке и, соответственно, больше зарабатывают. Но почему не слышно о конечной хайтек-продукции, которая производится в Украине? Какие барьеры мешают этому, если у нас есть такие замечательные кадры? И главный вопрос: что реально нужно сделать игрокам хайтек-рынков, чтобы индустриальная революция 4.0 представляла для отечественной экономики спасительные возможности, а не новые угрозы?
Неудивительно, что под давлением обстоятельств украинские инноваторы ищут и находят пути для объединения. Свою интеллектуальную площадку для формирования стратегии экономического развития страны, организации диалога экспертов, бизнеса и власти, привлечения лучшего мирового опыта, содействия конвертации идей в реальные проекты — Kyiv International Economik Forum (или KIEF) — они сделали постоянной.
На первом KIEF, в 2014 г., были обозначены контуры структурных реформ, нацеленных на совершение экономического прорыва. Одним из главных результатов второго KIEF, в 2015 г., собравшего 67 спикеров из 20 стран и более 800 гостей, стал вывод: не следует торопиться отдавать экономику страны на откуп т. н. вольного рынка, разумнее и перспективнее управлять отечественной экономикой при помощи треугольника «власть—бизнес—общество». Ну, а тематика KIEF-2016 оказалась максимально приближенной к привлечению в страну инвестиций для участия Украины в глобальных процессах развития революции 4.0.
Развитие решает все
Примеры того, как остро отрасли отечественной экономики нуждаются в инновационном развитии, — вокруг нас. В частности, те, кто считает, что украинская «молочка» без проблем займет свое место на мировом рынке, сильно ошибаются: ее легко обходит даже «совковая» Беларусь. «Пивной» всплеск креативности конца минувшего века тоже подупал, как пена от этого хмельного напитка. А если кто-то уверен в скором прорыве нашей металлургической отрасли, то не следует забывать о призванной обеспечивать ее работу инфраструктуре, которая оставляет желать лучшего.
Так как отечественным предприятиям развиваться в условиях кризиса, если предложения об их инновационном развитии (в существующих реалиях) не всегда доходят до потенциальных адресатов? Препятствий хватает. Притчей во языцех стала неповоротливая госмашина с чиновниками, привыкшими работать по-старинке. Есть еще «чистая» наука, не желающая снисходить до частных проблем. Да и многим бизнесменам привычнее работать по накатанной схеме «купи-продай», чем озадачиваться какими-то там инновациями. Есть над чем подумать и что обсудить. Вот лишь некоторые мнения спикеров KIEF-2016.
Надежда ВАСИЛЬЕВА, гендиректор «Майкрософт Украина»: «Мы живем в начале периода, когда будет меняться все, в первую очередь — в промышленности и на рынке труда, причем, следующий такой перелом будет не скоро. Грядут цифровая революция и расцвет биотехнологий. В Украине — хорошо развитый ІТ-аутсорсинг, но осталось советское наследство в виде крупных предприятий, ориентированных на госзаказ, которые остро нуждаются в модернизации. Кроме того, украинская Академия наук (АН) особо не связана ни с вузами, ни с бизнесом, ей не хватает прикладной направленности. При этом она требует большого госфинансирования, хотя в развитых странах АН финансируются бизнесом. Что нужно Украине? Децентрализовать экономику, чтобы стартапы получали венчурные инвестиции (этот процесс идет, что радует). Развивать государственно-частное партнерство. Объединить бизнес и разработчиков-инноваторов. Привлечь АН к работе со стратапами».
Подключить к продвижению и претворению в жизнь инновационных проектов экономические аргументы предлагает Зиновий МАТЧИШИН (СЕО uMuni): «У украинского бизнеса имеется барьер в восприятии инноваций. Лучший подход для преодоления этого барьера — финансовый: с предпринимателями речь должна идти об экономии средств путем внедрения того или иного решения».
Впрочем, сами инноваторы, как и инновации, бывают разные, считает Александр ЮРЧАК, гендиректор Ассоциации предприятий промавтоматизации Украины: «У нас есть три категории технологических инноваторов: ведущие ІТ-разработчики, уже интегрированные в мировое пространство и уже почти не работающие на украинскую промышленность, интеграторы-»консерваторы», имеющие, впрочем, доступ к промышленности и большой потенциал роста, а также отдельные большие промзаказчики. Проблема — вторичность ІТ-АСУ в сравнении с основными фондами предприятий».
Инновации нынче жизненно необходимы, считает Ярослав КИЗИМА, гендиректор Львовского завода радиоэлектронной медапаратуры: «Если нет инноваций, предприятие теряет рынок, просто исчезает из него. Инновационная компания — это та, которая не боится рисковать, не привязывается к текущей ситуации».
По словам Евгения Саранцова, основателя Blockchain.fund, «мы располагаем хорошим людским капиталом и потенциалом развития, но в стране слабо развита инфраструктура инноваций».
О недостаточно развитой инфраструктуре, необходимой для инноваций, говорил еще один спикер KIEF-2016 Максим РОМАНОВ, представляющий ПАО «ApселoрМиттал Кривой Рог». В частности, о том, что оборудование у них достаточно современное, а продукция востребованная, но ее еще надо умудриться вывезти по изношенным транспортным магистралям... Но запомнился и выделился он даже не этим. Только вдумайтесь: на хорошо подготовленную и организованную по международным стандартам дискуссию о том, есть ли шансы у страны прорваться из третьего мира в первый, реальны ли инструменты ее экономического роста, какими должны быть приоритетные отрасли и ключевые точки развития, как на деле сократить не только уже существующий, но и все увеличивающийся разрыв между нашей промышленностью и современными технологиями прибыл… один (из множества приглашенных!) представитель крупной украинской промышленности — М. Романов. Надо полагать, что на остальных предприятиях все в порядке и с инновациями, и с инвестициями, а советы и рекомендации тех, кто хочет и может помочь, «вооружить» инновационными проектами и новыми знаниями, не нужны? Да и зачем, если наша экономика и так работает блестяще, верно?
Новое видение инновационных подходов
Участники «Индустрии 4.0» очертили, как минимум, пять важных причин, почему высокотехнологические сектора экономики должны объединиться на единой платформе.
Во-первых, 4-ая промышленная революция дает четкий водораздел стран на две группы: очень богатые и очень бедные. И соответствующее место в мировом распределении труда и материальных благ все в большей степени определяется тем, как быстро страны осваивают новые технологии. К слову, у ряда соседних с Украиной стран с этим — все ОК. Вот и мы должны выбрать: хотим становиться богатыми или оставаться бедными?
Во-вторых, назрела необходимость позиционирования Украины как страны высокотехнологического инжиниринга, а не сырьевого придатка. Это сложно, ведь все более очевидным становится, что мы, по существу, уже являемся таким придатком для развитых стран. Значит, только массовое внедрение технологий 4.0 может приостановить тренд деиндустриализации, дать импульс перерабатывающей промышленности, производствам с высокой добавочной стоимостью.
В-третьих, главное преимущество — человеческий капитал — сегодня в Украине не используется на 100%. Да, IT-специалисты успешно интегрируются в глобальную мировую сеть. Но в целом они далеки от проблем украинской промышленности, где, в лучшем случае, доминируют специалисты узких производственных технологий. А наши системные интеграторы, инжиниринговые компании, машиностроители миру не известны. Следует, взяв лучшее в IT, объединить их усилия.
В-четвертых, надо приблизить переход от состояния «государство — тормоз развития» к состоянию «государство — партнер в развитии». От разговоров об индустриальных и технопарках самое время переходить к ускорению реформ в образовании и научной сфере, т. к. одних технологий мало, нужны те, кто будет их продвигать, и заботиться об этом должно государство, ускоряя реформы.
И последнее: «невозможно поставить ракетный двигатель на подводу». Дисбаланс между уровнем вендоров-разработчиков и пользователями — промышленными предприятиями — огромен. Последние остро нуждаются во внятной «дорожной карте» трансформации своих предприятий и смены моделей управления.
Лет через десять участники движения «Индустрия 4.0» видят нашу страну в числе высокотехнологичных мировых стран. Технологии 4.0 в сочетании с отечественным мощным человеческим капиталом — один из ключевых факторов успеха. Другие элементы на этом пути — это полная синхронизация с мировыми трендами 4.0, фокусирование на производствах с высокой добавочной стоимостью. Объединение обозначает конкретные действия в конкретных направлениях, приоритетными из которых являются: просвещение рынка в технологиях 4.0, рост культуры промышленных предприятий, взаимодействие с мировыми объединениями в 4.0, совместная разработка дорожных карт, рост и объединение технологических инноваторов, всестороннее содействие созданию и развитию инновационных кластеров. Лидерство при этом остается за ІТ-сектором.
И, наконец, важно понять, что в дискуссии о модернизации промышленности речь не идет о «спасении» гигантов постсоветской промышленности — металлургических комбинатов, машино-, авиа- и судостроительных заводов и прочих крупных предприятий. «Индустрия 4.0» нацелена на развитие тех, кто действительно хочет быстро интегрироваться в мировую экономику — малого и среднего бизнеса, инновационных стартапов. Обо всем этом участники движения и подписали соответствующую Хартию.