На начало апреля объемы угля на складах украинских ТЭС снизились до 750 тыс. т – это наименьший объем запасов за все годы независимости Украины. (Год назад на станциях находилось 4 млн. т угля, и еще примерно столько же лежало на складах шахт и обогатительных фабрик). Из-за отсутствия топлива не работали 24 блока и один корпус ТЭС суммарной мощностью 6924 МВт.
Долг госпредприятия «Энергорынок» перед тепловой генерацией достиг около 7.8 млрд. грн. и только за март 2015 г. увеличился на 1.6 млрд. грн. По итогам I-го квартала 2015 года генерирующие компании ТЭС получили отрицательную рентабельность (-24%).
Станции не могут закупить уголь из-за низкого тарифа на реализацию электроэнергии и долгов за поставленный ток. В частности, компания «Центрэнерго» закончила первый квартал этого года с убытками 400 млн. грн. «В этом году никакой подготовки к зиме не будет», – резюмировал и.о. коммерческого директора «Центрэнерго» Сергей Лукьянов. Важно отметить, что речь не идет о повышении розничных тарифов на электроэнергию. Нужно просто прозрачно и эффективно распределить собранные средства между предприятиями разных видов генерации.
Фокусы и их разоблачение
Представители тепловой генерации отмечают, что нынешний уровень тарифа даже не покрывает затрат на топливо, не говоря уже о проведении ремонтов и выплате зарплаты. Топливная составляющая в себестоимости электроэнергии ТЭС при текущей цене на уголь равна 0.91 коп/кВтч, а полная себестоимость с учетом остальных затрат — 1.2 грн./кВтч. Расчетный тариф, установленный для ТЭС на март, составляет всего 80 коп./кВтч. Между тем комиссия повышает тарифы другим участникам рынка. И в НКРЭКУ признают, что тариф тепловой генерации в феврале был ниже цены топлива. «Себестоимость угля существенно влияла на экономику всех компаний, которые работают на оптовом рынке. В феврале тарифы не покрывали топливную составляющую. Это достаточно серьезный удар по тепловым компаниям», – отметил член НКРЭКУ Владимир Евдокимов.
В свою очередь, министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин обвинил крупнейшего игрока на рынке тепловой генерации — компанию ДТЭК в саботаже и нежелании покупать отечественный уголь. «Сегодня киловатт импортного тока покупаем по 80 копеек, тариф ДТЭК – около 90 копеек. И как минимум в апреле импорт будет существенным конкурентом для дончан», – сказал министр. Он добавил, что ДТЭК после февраля отказывается покупать уголь государственных шахт и имеет около 0,5 млрд. грн. задолженности за его поставки в январе-феврале этого года.
Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко заявления министра назвал безосновательными: «У нас никогда не было тарифа 90 коп. Начнем с того, что России оплачивается 100% электроэнергии, делается предоплата в валюте. А тепловой генерации платится в феврале 70 коп., в марте 80 коп. И 20% неоплаты. То есть, наш тариф 60 – 65 коп.».
В ДТЭК также заявили, что готовы покупать весь объем угля, который производит «Львовуголь» и «Волыньуголь» по цене 1,5 тыс. грн./тонна. Это более привлекательная цена по сравнению с импортной альтернативой, считают в компании, и она позволит покрыть расходы на добычу и выплату зарплаты шахтерам госшахт без дотаций со стороны государства.
В ДТЭК также опровергли, озвученную Демчишиным информацию о задолженности перед ГП «Уголь Украины» в 500 млн. грн. «На 1 апреля ДТЭК перечислил 223 млн. грн., – говорится в сообщении компании. – Еще в марте ДТЭК заплатил госпредприятию более 200 млн. грн., но их странным образом направили в проблемный банк «Киевская Русь», где они и зависли».
Вместо реформ
Какова на сегодняшний день реальная цена украинского угля? Председатель Профсоюза работников угольной промышленности Украины (ПРУП) Виктор Турманов считает, что предложенная министром энергетики стоимость угля занижена: «Тут вообще никто ничего не поймет. Он сегодня декларирует 1,1 тыс. грн. за тонну, а на реализацию уголь сейчас идет по совсем другой цене».
По мнению главы Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаила Волынца, минимальная цена украинского угля должна составлять 1,5 тыс. грн./т. А учитывая, что господдержка угольной отрасли в бюджете- 2015 не предусмотрена, она может быть и выше. Шахтеры и энергетики считают, что министр взял курс на полное уничтожение отечественного производителя, как угольной отрасли, так и тепловой генерации.
Экс-министр угольной промышленности Украины Виктор Тополов полагает, что НКРЭКУ преднамеренно занижает цену угля в тарифе для ТЭС, и эти действия комиссии связаны со стремлением правительства в ручном режиме регулировать процесс ценообразования в энергетике.
По мнению экспертов, нынешнее руководство энергетической отрасли стремится переложить ответственность за кризисную ситуацию на частный бизнес. Член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук полагает, что Владимир Демчишин в данной ситуации должен поддержать энергетиков и шахтеров. «Но этого не делается, потому что, как я понимаю, идет подковерная борьба за влияние на энергорынке», — предположил Корольчук. Он назвал такой подход к отрасли не государственным.
Аналогичного мнения придерживается сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «На сегодняшний день, в условиях ухудшения во всех секторах энергетики, бездействовать и обвинять всех и во всем неприемлемо. Минэнерго так и не начало реформ в энергетике, более того, о них даже не говорят», – сказал Марунич. По его мнению, отраслевому министерству и НКРЭКУ следует предпринять срочные меры — в частности, сбалансировать тарифы теплогенерации и стоимость угля шахтеров, чтобы отрасли могли нормально работать.
Занижая тарифы для ТЭС, НКРЭКУ увеличила «Энергорынку» цену закупки российской электроэнергии на апрель на 6,8%. Эксперты уверены: дальнейшего импорта электроэнергии из РФ можно избежать.
«Прошедшей зимой импорт электроэнергии из России, как и закупки угля, были в какой-то степени оправданы. Системная авария стоила бы экономике десятки миллиардов долларов. Но сегодня нужно предпринять все усилия, чтобы избежать зависимости от импортных поставок», — уверенглава «Бюро комплексного анализа и прогнозов» Сергей Дяченко.
Но для того, чтобы отказаться от импорта энергоресурсов, необходимо разработать и утвердить энергетический баланс страны на 2015 год. На этой неделе «Укрэлектропрофсоюз» организовал совместную встречу с участием министра Демчишин, руководителей НКРЭКУ, ГП «Энергорынок», ГП НЭК «Укрэнерго» и представителей энергогенерации. Участники надеялись получить от Минэнергоугля прогнозный энергобаланс и услышать предложения по преодолению кризисной ситуации в отрасли. Однако министр так и не явился, а энергобаланс на 2015 год, который должен был быть готов в конце прошлого года, НКРЭКУ еще дорабатывает. Похоже, ближайших две недели будут решающими - отчета министра по текущей ситуации ждут депутаты в Верховной Раде, а энергобаланс должен быть представлен кризисному энергоштабу