Иск Юлии Тимошенко против «РосУкрЭнерго» и иск Юрия Луценко против украинской прокуратуры были поданы в американские суды с разницей в полгода. Их рассмотрение чрезвычайно важно. Не только из-за возможных последствий для ряда украинских политиков и даже не из-за потенциальной возможности возвращения бюджету Украины стоимости 12 миллиардов кубометров газа (это пока что весьма туманные перспективы), но и для создания некоего эталона для сверки часов и сравнения американской и «печерской» юстиции. Тот факт, что политическая целесообразность во многом подменила собой украинское правосудие, известен давно. Но не хватает живого, масштабного его сравнения с правосудием настоящим.
Поэтому дела, рассматриваемые в окружном суде Нью-Йорка и Федеральном суде округа Колумбия очень важны для всей страны. Поэтому втройне обидно, когда они спотыкаются на ровном месте.
Любому постороннему наблюдателю, интересующемуся происходящим в украинской политике, время от времени приходится задавать себе вопрос «Как отличить действия тайной ложи от явной лажи?» Как могут умные люди в хороших костюмах упускать, казалось бы, стопроцентные шансы? По умыслу или по ошибке?
Последние события, разворачивающиеся вокруг американских судебных дел Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, заставляют задать себе вопрос «Злой умысел или фатальный недосмотр?» как минимум дважды.
Американский просчет
ZN.UA уже писало об иске Юрия Луценко в Федеральный суд округа Колумбия. Напомним, ответчиками по нему выступают, помимо прочих, генпрокурор Виктор Пшонка, его заместитель Ренат Кузьмин и следователь прокуратуры Сергей Войченко, которых Луценко обвиняет в незаконном аресте и неоправданно долгом содержании под стражей.
При этом между иском Луценко и одной из двух частей иска Тимошенко есть определенное сходство: оба ссылаются на тот же акт американского законодательства (так называемый Alien Tort Statute), позволяющий судам США разбирать дела против иностранцев. Более того — и это крайне важно — адвокатами на обоих процессах работают представители одной и той же юридической конторы — McCallion & Associates LLP, возглавляемой Кеннетом Маккаллионом.
И эта контора в деле Луценко допустила фатальную ошибку. Как утверждается, по техническим причинам адвокаты истца в установленный судом срок не предоставили в суд данные об обстоятельствах получения ответчиками повесток. Удивительно то, что эти данные у них были: по заверениям народных депутатов Гримчака и Арьева, 16 февраля все данные после заверения их в консульском отделе посольства США были переданы в Америку. У соратников Юрия Луценко, совершивших героический прорыв в ГПУ, в ходе которого генпрокурору Пшонке и его первому заму Кузьмину было передано уведомление об американском иске, есть «корешок» почтовой компании DHL от 16.02.2012 г., посредством которой в США были переданы все необходимые документы. Последним сроком подачи этих данных в суд было 22 февраля, однако в McCallion & Associates по неизвестным причинам затянули передачу документов. Закономерным итогом стало отклонение судом иска, о чем и было объявлено 23 февраля.
Затем месяц адвокаты морочили голову украинским коллегам, соратникам Луценко и спонсорам процесса: за день все решим; дайте неделю — все сделаем; через 10 дней все восстановим; давайте переподадим иск и перевручим ответчикам уведомления… В итоге адвокаты попросили суд возобновить рассмотрение иска, аргументировав задержку данных тем, что их представитель не был зарегистрирован в электронной системе суда и не смог вовремя получить e-mail с оповещением об обязательном предоставлении суду отчета. Однако судья Колин Коллар-Котелли не вняла таким объяснениям, сославшись на то, что адвокаты и так должны мониторить реестр судебных решений в рамках дела, в котором участвуют. И отказала.
Что это было? Резкий приступ непрофессионализма? Так вроде бы в McCallion & Associates не вчерашние студенты работают. Неизвестная политическая игра на международном уровне? Или кто-то потянул за ниточку, тянущуюся к большому кошельку кого-то из ответчиков?
В одном можно быть уверенным: что бы ни двигало американскими адвокатами, доверие своих клиентов они подрастеряли. Представители «Народной самообороны» сейчас пытаются решить, обжаловать ли решение суда или подавать новый иск. Разумеется, после выяснения, что стало причиной ошибки американских адвокатов. А может, на самом деле не надо было терять время и сразу обжаловать действия адвокатов, потребовав расследования в Американской коллегии адвокатов?
Как удалось выяснить ZN.UA, главный защитник Юлии Владимировны, народный депутат Сергей Власенко о проблеме с иском Луценко был осведомлен, но, с подачи американских юристов, считал ее технической, незначительной и быстро решаемой. Но результат их «работы над ошибками», надо полагать, вызвал серьезные вопросы к зарубежным коллегам и у него.
С другой стороны, в эти дни «отличился» не один только Маккалион: украинские адвокаты Тимошенко также дали повод в себе усомниться.
Фирташ наяву
В марте руководитель компании «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ вышел из сумрака и начал появляться на публичных мероприятиях. Только на этой неделе — на совете Федерации работодателей во Львове, потом — на рабочей встрече с руководителями 70 крупных предприятий в Совмине Крыма. В начале же марта Фирташ провел пресс-конференцию, доступ на которую был открыт для всех. Почему-то ни на одно из этих мероприятий, включая пресс-конференцию после совета Федерации работодателей, не заглянул ни один из защитников или депутатов БЮТ.
Это странно. Напомним, по неоднократным заявлениям Сергея Власенко, Дмитрия Фирташа ждет не дождется повестка в американский суд. И только сложности с ее вручением тормозят дело «РосУкрЭнерго». Позволим себе процитировать фрагменты из интервью уважаемого адвоката ZN.UA:
«Наш случай сложен, поскольку в нашем перечне основных ответчиков числится г-н Фирташ. Это достаточно закрытый человек, с серьезной системой личной безопасности, что породило проблемы с вручением ему повестки… Не буду раскрывать детали, но думаю, что в скором времени мы его побеспокоим. Пусть г-н Фирташ, каждый раз куда-то отправляясь, нервничает: в каком аэропорту мира, в каком ресторане, гостинице или бутике мира он получит повестку… Подчеркиваю: задача №1 — вручить повестку Фирташу. Суд начнется через 21 день после вручения повестки последнему ответчику».
Казалось бы, уже не надо караулить Фирташа по заграничным бутикам и заведениям общепита — вот он, идеальный шанс вручить эту повестку публично и при свидетелях. Почему этот вариант не был использован?! Доступность ответчика защитой Тимошенко была просто проигнорирована. Понятно, Власенко живет в самолетах и Качановской колонии. Но ведь он далеко не один! Возможна ли такая фантастическая невнимательность — невзирая на то, какие ставки на кону? Получается как в том анекдоте: «Вы меня так хотите, как я вас боюсь»? По данным ZN.UA, около месяца назад адвокаты Тимошенко приняли решение запустить вариант передачи Фирташу повестки по Гаагской конвенции. И запустили. Однако процедура эта может занять многие месяцы: Минюст США, Минюст Украины, украинский суд, поиск ответчика судом. А ведь счастье было так близко...
Об упущенных шансах
Что будет, если повестка Фирташу не будет передана, и суд в Нью-Йорке не начнется? Проще сказать, чего не будет. Не будет создан вышеупомянутый нами эталон для сравнения принципов и эффективности работы украинской и американской судебных систем. Не будет объективного внеукраинского расследования «договорного матча», разыгранного РУЭ и «Нафтогазом» в Стокгольмском арбитраже. Это могло бы привести к крупнейшему коррупционному скандалу за всю историю Украины, но вместе с тем и возвращению в бюджет страны многомиллиардных средств. Не будет попытки американского правосудия раскрыть истинную структуру собственности «РосУкрЭнерго», включая газпромовскую ее часть. А значит, не раскроется секрет, масштабы которого выходят далеко за пределы Украины: кто кому Могилевич и какие именно бонусы получали представители высшего руководства Украины и России от деятельности РУЭ как посредника между «Нафтогазом» и «Газпромом». Не будут выявлены активы ответчика за пределами Украины
Разумеется, мы не говорим о том, что, если нью-йоркский суд возьмется за это дело, то мы сразу все узнаем о скрытых маневрах в многолетней истории газовых войн и союзов. Но это реальный шанс узнать правду. Странно, удивительно и очень обидно будет, если этого шанса Украину, Тимошенко и Луценко лишат адвокаты.