Украина вновь оказалась в центре международного скандала. Делегация Подкомитета ООН по предупреждению пыток (ППК) приостановила свой визит в Украину после того, как ей отказали в доступе к местам, где, по их подозрению, сотрудники Службы безопасности Украины лишают свободы и пытают задержанных.
Делегация начала работать в Украине 19 мая.
Визит должен был закончиться 26 мая, однако прекратился досрочно: подкомитет ООН заявил о невозможности выполнить программу в полной мере.
Делегация ООН провела мониторинг всех пенитенциарных заведений, которые планировала посетить в Украине.
Но провести внеплановую проверку управлений СБУ в Мариуполе и Краматорске представители спецслужбы им не дали.
«Этот отказ в доступе является нарушением обязательств Украины... Он означает, что мы не смогли посетить некоторые места, о которых мы слышали многочисленные серьезные свидетельства о содержании лиц под стражей, где могли иметь место пытки или жестокое обращение», – заявил руководитель делегации Малкольм Эванс.
Подкомитет ООН по предупреждению пыток обычно представляет собой непубличный орган, поэтому его пресс-релиз был как гром среди ясного неба.
Еще бы, ведь в истории подобное случалось лишь раз – в 2015 году в Азербайджане.
На следующее же утро действия СБУ осудили председатель комитета ВР по вопросам прав человека Григорий Немыря и омбудсмен Валерия Лутковская.
Почему не пустили: нелепые оправдания
В ответ председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак заявил, что СБУ обоснованно отказала делегации ООН в доступе в помещения районных подразделений спецслужбы в Мариуполе и Краматорске, так там не удерживают задержанных или заключенных.
«Я лично подписывал документы, разрешающие посещения учреждений содержания лиц, находящихся под стражей – СИЗО. Но это не означает, что иностранные наблюдатели должны заходить в районные подразделения СБУ в зоне АТО. Если вы приедете, например, в США и захотите зайти в ЦРУ или ФБР – в подвал, в кабинет – вас туда пустят?!» – спрашивает глава СБУ.
В подвалы ЦРУ и ФБР делегацию ООН против пыток и действительно не пустили бы, потому что США, в отличие от Украины, не является участником Конвенции против пыток, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в связи с чем, кстати, в Штатах до сих пор применяется смертная казнь).
Своим заявлением Василий Грицак лишь продемонстрировал свою неосведомленность в вопросах международного права, а именно с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, который Украина ратифицировала в 2006 году.
Согласно статье 12 протокола, наша страна обязуется давать подкомитету беспрепятственный доступ к местам содержания под стражей. И не только СИЗО – речь идет о «любой форме содержания под стражей или тюремного заключения или помещения лица в государственное или частное место содержания под стражей, которое это лицо не имеет права покинуть по собственному желанию...»
Кстати, визиты подкомитета ООН конфиденциальны, информация об их результатах не распространяется без согласия правительства.
Однако действия СБУ посеяли во всем мире подозрения о пытках, которые в Украине применяются к задержанным.
«Обязательство государств перед подкомитетом по предупреждению пыток является абсолютным. Во-первых, потому что запрет пыток абсолютен, а во-вторых, потому что ППК имеет абсолютное право в любое время посещать любые места несвободы, какие захочет», – комментирует руководитель по адвокации Международной сети Дома прав человека Флориан Ирмингер.
Заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова попыталась найти другое оправдание: мол, СБУ не допустила миссию подкомитета ООН в свои управления в Мариуполе и Краматорске из-за присутствия в ее составе россиянина.
Тут уже не выдержала председатель фракции зеленых в Европейском парламенте Ребекка Хармс, которая на следующий день направила письмо украинскому правительству.
«Такое оправдание СБУ своих действий непонятно мне и дискредитирует подкомитет, поскольку, согласно официальным документам, ни один из членов делегации не имел российского гражданства», – написала она.
В этом несложно убедиться, посетив сайт Верховного комиссара ООН по правам человека, где указан состав делегации: Малкольм Эванс (Соединенное Королевство), Мари Амос (Эстония), Джун Каридад Пагадуан Лопез (Филиппины) и Виктор Захария (Молдова).
«Прерывание визита делегации ООН свидетельствует, что Украина не хочет сотрудничать с международным сообществом в вопросах прав человека», – говорит Флориан Ирмингер.
«Со времен Евромайдана, аннексии Крыма и конфликта на Востоке хотелось бы ожидать полного сотрудничества правительства с международными правозащитными механизмами, чтобы построить страну, уважающую универсальные ценности прав человека», – отмечает правозащитник.
Проблема, на которую закрывают глаза
Кроме репутационных потерь на международной арене, этот скандал поставил ребром проблему, на которую в Украине уже два года закрывают глаза: существование незаконных мест лишения свободы, контролируемых СБУ.
«Мы показали около 600 человек, задержанных СБУ, дела в отношении которых находятся на стадии досудебного расследования или ожидают суда. В свою очередь со стороны «Д/ЛНР» был дан допуск только к четырем людям. Вот вам статистика. Мы ничего не нарушали в этом плане», – заявил Василий Грицак, добавив: «У нас не удерживаются люди в районных подразделениях СБУ. Зато там работают оперативные сотрудники. Там стоит аппаратура засекречивания, находится оружие, документы».
В то же время есть основания сомневаться в правдивости заявления Грицака.
О существовании таких мест неоднократно сообщала Мониторинговая миссия ООН по правам человека, которая работает в Украине с марта 2014 года. Эти места остаются недоступными для Национального превентивного механизма и международных организаций.
Председатель Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фиона Фрейзер заявляла, что неофициальные места лишения свободы есть в Харькове, Запорожье, Мариуполе и Краматорске.
В ООН называют достоверными сообщения, которые поступают от жертв пыток и их родственников.
Там убеждены: в Украине распространена практика, когда сотрудники СБУ лишают задержанных любых контактов с семьями и доступа к адвокату.
Так, информация Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) свидетельствует, что по состоянию на февраль 2016 года в здании Харьковского областного управления СБУ незаконно находились под стражей без связи с внешним миром от 20 до 30 человек.
Большинство из них не были обвинены и арестованы в законном порядке, несмотря на то, что их держали якобы за связи с вооруженными группами.
«Эти задержанные находятся в таких условиях до тех пор, пока не будут выданы вооруженным группам в рамках одновременного освобождения (обмена) задержанных», – говорится в докладе УВКПЧ.
Харьковский адвокат Александр Шадрин рассказывает истории своих клиентов, которых он защищал в судах. Так, Игната Кромского в течение 95 суток, начиная с 12 сентября 2014 года, держали в изоляторе временного содержания СБУ в Харьковской области, которого официально не существует. Другая его подзащитная – Юлия Колесникова – провела там 38 дней. «За это время она потеряла в весе 20 кг и постарела на 10 лет», – говорит адвокат.
В докладе ООН приводится пример 74-летней женщины, которую 8 декабря прошлого года задержали в поселке Щурово в Донецкой области, разыскивая ее сына. Женщину удерживали в здании СБУ в Мариуполе, обвинили в терроризме и били. Мониторинговая миссия ООН посетила ее в Мариупольском СИЗО 24-25 декабря прошлого года.
После того, как УВКПЧ сообщило об этом случае военной прокуратуре, было возбуждено уголовное производство по факту жестокого обращения.
Кроме того, мониторинговая миссия ООН задокументировала случай с тремя женщинами, которых задержали в мае 2015 году в городе на Донбассе, подконтрольном Украине. Среди них были жена командира незаконного вооруженного формирования и его дочь. По сообщениям, дочь сильно пытали и обеим угрожали сексуальным насилием.
В еще одном случае, задокументированном миссией ООН, одессита, сторонника федерализации Украины, пытали в УСБУ в Одесской области, заставляя сознаться в этом – душили надетым на голову полиэтиленовым пакетом и били. После этого, как сообщает потерпевший, сотрудники СБУ вывели его в коридор и показали его сына. Сына отвели в отдельный кабинет, и отец «слышал его душераздирающие крики».
Бывший член незаконных вооруженных формирований в декабре 2015 года сообщил о фактах жестокого обращения с ним (вероятно, со стороны СБУ) в сентябре 2014 года в Славянске. Его удерживали под стражей в подвале местного колледжа и регулярно избивали. Позже его перевели в Изюм, где держали в подвале вместе с 12 другими задержанными.
Мужчина заявил, что, находясь там, стал свидетелем внесудебной казни.
26 января этого года троих мужчин осудили за терроризм на основании признаний, которые их заставили подписать после пыток в Запорожском УСБУ. В СБУ оставили без внимания сообщения о пытках, хотя показания, полученные в результате пыток, не могут использоваться как доказательство в судебном процессе.
Безнаказанность как правило
В ООН заявляют о нежелании властей расследовать заявления о применении пыток.
Особенно в тех случаях, когда жертвами пыток становятся люди, задержанные на основаниях, связанных с национальной безопасностью, или считающиеся сепаратистами.
«Пытки можно предотвратить лишь при условии, если задержанные безотлагательно предстанут перед судьей», – говорится в докладе УВКПЧ.
На практике же происходят задержки, что часто приводит к потере решающих доказательств того, что происходили пытки.
«К сожалению, для борьбы с пытками и незаконными задержаниями сегодня нет политической воли, – говорит Александр Шадрин. – И если в Европе даже несколько часов незаконного содержания считают серьезной угрозой правам человека, то в Украине сейчас такой срок по некоторым лицам составляет более полутора лет!»
Есть высокая вероятность, что нашему государству придется заплатить за эти нарушения уже в ближайшем будущем в Европейском суде по правам человека.
В ЕСПЧ уже направлено одна из таких дел – «Марецкий и другие против Украины».
Как выйти из тупика?
Не допустив подкомитет ООН по предупреждению пыток, Украина на весь мир признала, что не выполняет свои международные обязательства и у нее есть, что скрывать.
Сейчас единственный выход – пригласить делегацию ООН вернуться в Украину еще раз и показать им все, что они хотят увидеть. А также объяснить, что причина недопуска – в некомпетентности руководства СБУ, которое не знало о международных обязательствах Украины. Пока Василий Грицак свою ошибку не признает.
Хочется надеяться, что ситуация наконец изменится. Что пытки и содержание в незаконных местах лишения свободы в СБУ наконец прекратятся – ведь есть законные пути, есть механизм задержания и ареста.
Хочется верить, что будет проведено эффективное расследование случаев, имевших место. Что на уровне общества придет осознание, что пытать нельзя никого – даже «террористов» и «сепаратистов».
Иначе чем мы отличаемся от «ДНР»?