Юристы, близкие к главе Минобразования Дмитрию Табачнику организовали схему добывания «денег из воздуха». Как это у них получилось.

Сборщики музыкальной подати

В одной из столичных сети пабов на столиках были расставлены таблички примерно с такой надписью: «Мы вынуждены увеличить сумму каждого счета на 50 копеек. Представьте, как эти 50 копеек собираясь в могучий поток текут на счет УЛАСП, откуда перераспределяются между музыкантами, чьи произведения мы слушаем в заведениях. Для вас это пустяк, а для Брайана Джонсона (AC/DC) – подмога!». И в конце приписка: «Тому, кто застукает Брайана Джонсона за получением переводика из Украины от УЛАСПа, от нас скидка 99% на 5 лет».

Владельцев бара можно понять – они не хотят платить за то, что в их заведении играет радио или исполняются музыкальные воспроизведения. Кабмином еще в 2003 году установлен сбор роялти за публичное исполнение или воспроизводство фонограмм в размере от 1 до 2% от дохода предприятия. Основными плательщиками роялти за «публичку» являются кафе-бары-рестораны и торговые сети, в общем, те коммерческие заведения, где играет музыка. Это мировая практика. Но в Украине хаос, царящий на рынке сбора роялти, не располагает к доверию владельцев кафе.

Мы надеялись наказать предпринимателей за шутку и показать цепочку: как деньги из киевского бара попадают в карман зарубежного артиста. У Джонсона подписан договор с международным лейблом «Sony Music». Но в Московском представительстве этой организации, которое опекает Россию и Украину, на просьбу показать логику получения украинских денег фронтменом AC/DC не отреагировали. В УЛАСПе (Украинская лига авторских и смежных прав) предложение утереть нос коммерсантам тоже не вызвало энтузиазма. «Это не простая схема, тяжело показать, как именно эти деньги идут конкретному артисту. Тем более, кафе, в котором стояла такая табличка, сейчас платит роялти самозванцам», - рассказывает юрист УЛАСПа Александр Никин.

В последнее время правительство все делает для того, чтобы потуже закрутить гайки в сфере защиты авторского права. Причиной тому является включение Украины Международным альянсом интеллектуальной собственности (IIPA) в так называемый «список 301» - перечень стран, в которых нарушения авторского права носят системный характер. Наша страна пребывает в нем почти постоянно. Последний раз IIPA рекомендовал торговой палате США включить Украину в этот список в феврале. Результатом этого может стать лишение Украины «общей системы привилегий» - программы американского правительства по поддержке экономического роста развивающихся стран. В ее рамках в США беспошлинно ввозится 3,4 тыс. видов товаров из 140 стран. Лишение же Украины этой привилегии ударит по металлургической и химической промышленности.

Одной из акций в рамках повышения статуса страны, как защитника авторских прав, стало перераспределение рынка сбора роялти за публичное исполнение фонограмм. В соответствии с законодательством, сбором роялти в Украине занимаются так называемые организации коллективного управления авторскими правами (ОКУ). Всего их по Украине около 15, хотя в соответствии с приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта должно быть не больше трех. Для того чтобы ОКУ могла собирать вознаграждение за авторские и смежные права, она должна получить от Госслужбы интеллектуальной собственности (ГСИС) свидетельство об определении ее уполномоченной ОКУ. Упомянутый приказ №1175 от декабря 2008 года, которым определяется порядок предоставления свидетельства уполномоченной ОКУ, вносит неразбериху. В некоторых положениях он расходится с законом. Например, документ предусматривает в каждом виде сборов (за публичное, эфирное и кабельное воспроизведение фонограмм) по одной ОКУ. Между тем, в законе это четко не прописано. Результатом стало то, что сейчас за публичное исполнение фонограмм роялти собирают полдесятка ОКУ.

Сами ОКУ считаются не прибыльными организациями. Они живут за счет своего процента со сборов, который определяется договором с правообладателями, чаще всего - с записывающими компаниями. Бывший представитель Universal в Украине Андрей Даховский говорит, что в мировой практике эта цифра колеблется в рамках 20-50%, в зависимости от охвата рынка конкретным сборщиком.

Лига лишенных

ГСИС - правонаследник департамента интеллектуальной собственности в Минобразования. Ведомство, возглавляемое Дмитрием Табачником, и сейчас курирует вопросы защиты авторских прав через эту службу. В мае она аннулировала свидетельство уполномоченной ОКУ «Украинской лиги музыкальных прав» (УЛМП), которая занималась сбором роялти последние семь лет. В начале июня учредители этой организации, среди которых record-компании «COMP Music», «Lavina Music» и «Украинская звукозапись», провели пресс-конференцию. На ней представители ОКУ пожаловались на первого заместителя главы ГСИС Алексея Янова, лишившего свидетельства Лигу музыкальных прав. «Есть деньги – нужно их отобрать. Но это не значит, что одна организация заменив другую будет лучше работать. Эта организация просто будет приносить деньги не музыкантам, артистам и продюсерам, а тем, кому нужно. Это даже не рейдерство, это обычный рэкет», - публично заявил директор «Lavina Music» Эдуард Клим.

Эдуард Клим, помимо того, что выступает соучредителем УЛМП, продюсировал многих украинских исполнителей. В их числе Ани Лорак, «ВВ», «Mad Heads», Тина Кароль, «Скрябин», «Океан Эльзы» и другие. С 2004 года Клим стал продюсером группы С.К.А.Й. и певицы Гайтаны, которая является его супругой.

Как оказалось, УЛМП была лишена свидетельства в связи с нарушением закона "Об авторском праве и смежных правах”. Распределение средств, собранных с пользователей (кафе-баров-ресторанов и торговых сетей) должно происходить на основе их отчетов. Каждое заведение обязано предоставлять ОКУ информацию о фонограмме, которая у нее играла, ее авторе, исполнителе и т.д. По словам председателя общественной организации «Коалиция исполнителей и продюсеров Украины» Дмитрия Прикордонного, исполнение закона физически невозможно, если в кафе, например, играет радио. Поэтому УЛМП избрала более простой метод распределения собранного роялти – в соответствии с рейтингами, предоставленными радиостанциями. Этот метод, по словам Прикордонного, является распространенной практикой в Европе и вполне объективно отображает уровень популярности, а следовательно – дохода того или иного исполнителя.

Лига музыкальных прав в свое время зашла на рынок сбора роялти, выдавив с него Всеукраинское объединение «Обериг». Эта ОКУ была первопроходцем на украинском рынке сбора роялти, получив свидетельство еще в 1994 году. Однако в 2003 году «Обериг» был обвинен в неправильном распределении средств, собранных в виде вознаграждения, и его место заняла Лига. Новую ОКУ возглавил Алексей Гуменчук – бывший юрист «Оберига».

Руководитель «Оберига» Сергей Ступак уверен, что лишение УЛМП свидетельства уполномоченной ОКУ – оправданный шаг. Старожил рынка заявляет, что эта организация тоже не может похвастаться справедливым распределением собранного роялти. Причиной тому руководство рейтингами радиостанций для определения правообладателей. «Радиостанций в стране очень много. Тем не менее, берутся отчеты только от крупных сетевых радиостанций и то в прам-тайм – в то время, когда за деньги транслируются песни наших хороших певиц, к примеру – Гайтаны и Ани Лорак (обеих певиц продюсирует соучредитель УЛМП Эдуард Клима). Под этот кусочек сетки распределяются все, в том числе и собранные на периферии, средства, хотя там могут больше крутить местных исполнителей», - говорит Ступак.

Дело - Табак

После лишения статуса уполномоченной ОКУ Лиги музыкальных прав, ГСИС не предоставил этого статуса другой организации. Правда, обороты начал набирать новый игрок на рынке – упомянутая в самом начале «Украинская лига авторских и смежных прав» (УЛАСП). Как рассказал нам ее директор Станислав Калиниченко, в 2011 году УЛАСП собрал более 1,5 млн грн. роялти. Однако сбор велся в пользу «Лиги музыкальных прав», которая на тот момент имела нужный статус. Согласно договора между двумя ОКУ УЛАСП передавал «Лиге» лишь 50% сбора. Та, в свою очередь, забирала свой процент, и лишь остаток распределялся между правообладателями.

 

УЛАСП появился в конце 2010 года. Несмотря на устоявшийся рынок, она без проблем была зарегистрирована в ГСИС, как ОКУ. Ее учредителями выступила лишенная впоследствии статуса уполномоченной «Лига музыкальных прав» и пять неизвестных на рынке коммерческих структур. Самая интересная из них - ООО «Бизнес-Груп», директором и учредителем которой является Наталья Никина. Супруг Натальи – юрист УЛАСПа Александр Никин. Он известен тем, что будучи замначальника отдела государственного земельного кадастра ГУ Госкомзема в Харьковской области, в октябре 2009 года был задержан по обвинению в получении взятки. В мае 2010 года Киевский районный суд Харькова оправдал его в связи с отсутствием состава преступления. Никину удалось быстро зарегистрировать УЛАСП, убрать конкурента Лигу музыкальных прав и за короткий срок стать одной из самых мощных организаций по сбору роялти.

Такие удачи молодого юриста можно объяснить его давним знакомством с первым заместителем главы ГСИС Алексеем Яновым, в одно время учившимся с Никиным на юридическом факультете в Запорожском государственном университете (сейчас - национальный).  Сам Никин завил, что не состоит в деловых отношениях с Яновым, а комиссионные УЛАСПа не способны заинтересовать госчиновников. «Я Алексея, естественно, знаю, но общаюсь с ним очень редко. Наша деятельность очень незначительная. Я не думаю, что она интересна кому-либо. Пускай, мы собираем 6-7 млн грн. в год. По договорам с правообладателями мы оставляем себе от 30 до 40%. За вычетом аренды и зарплат, это не большие деньги», - размышляет Никин. Между тем, по словам юриста сейчас даже в Киеве договорами на выплату роялти охвачены лишь около 20% потенциальных плательщиков. Это то, что охватили все работающие ОКУ.

Схема сбора происходит таким образом. ОКУ нанимает агентов и выдает им доверенность на сбор вознаграждения. Те, оформившись субъектами предпринимательской деятельности, ходят по кафе-барам-ресторанам, торговым сетям и предлагают их владельцам подписать договор на выплату роялти. Из сумы, которая выплачивается, агент получает свои комиссионные – обычно плату за первый месяц. Далее деньги идут в ОКУ, которая, если судить по договору УЛАСПа с Лигой, 50% средств оставляет себе. Остальное авторский совет ОКУ распределяет между правообладателями, с которыми подписаны договора. Определение «деньги из воздуха» больше всего подходит для такого вида заработка.

 

Контролирующий этот рынок чиновник Алексей Янов родился и вырос в Запорожье. В 2001 году он переехал в Киев, где работал в государственных и коммерческих структурах - директором общественной организации, чиновником в Днепровском райсовете столицы, юристом в фирме «IP&C Consult». Видимо, именно там Янов познакомился со своим будущим шефом Дмитрием Табачником. На сайте юрфирмы Янов до недавнего времени значился, как ее штатный юрист. А среди клиентов «IP&C Consult» упомянуты фирмы, связанные с министром и его братом Михаилом Табачником. Например, юрфирма обслуживала компанию  «Тико», которую, по данным журнала «Бизнес», братья Табачники продали «Лукойлу» за $30 млн. Также клиентом юрфирмы было ПАО «Дирекс-Телеком». По данным «Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка», гендиректором и одним из акционеров ПАО является советник министра Табачника Михаил Шмелев. После нашего разговора с Никиным, информация о юристах и клиентах с сайта «IP&C Consult» исчезла. Однако мы успели сделать скриншоты.

 

После формирования нового правительства, министр образования Дмитрий Табачник в августе 2010 утвердил Янова заместителем начальника Департамента интеллектуальной собственности в МОН. А после того, как в начале 2011 года департамент был выделен из министерства и преобразован в государственную службу, Янов стал первым замом руководителя службы Николая Паладия. Теперь Янов является самым важным госчиновником в сфере защиты авторских прав. Юрист в сфере авторского права Дмитрий Гузий называет Янова «техническим исполнителем воли семьи Табачников».

Юрист подтвердил, что сейчас рынок сбора роялти в Украине практически не развит. «В Украине не проблема собрать и сто миллионов гривен. Но у любой бизнес-схемы должна быть социальная легитимность. Если из ста миллионов которые тебе не принадлежат, ты украл пятьдесят, то ты вор, а если один – то тебе спасибо скажут. Но действующие люди с их стереотипами и подходами сделать прозрачный рынок на сто миллионов не могут», - говорит Гузий.

Урегулировать взаимоотношения между правообладателями, ОКУ и плательщиками роялти могла бы Верховная рада. В декабре 2010 года законодательный орган в первом чтении утвердил новую версию закона «Об авторском праве и смежных правах». Но, во-первых, принять его в целом Рада сможет лишь после парламентских выборов, а во-вторых, автор этого законопроекта народный депутат от Партии регионов Максим Луцкий - кум министра образования Дмитрия Табачника. Так что вряд ли приходится рассчитывать на усиление прозрачности рынка.

Прощаясь, Александр Никин сказал: «Мне все равно, что вы напишите обо мне. Плохо, что ваша статья будет способствовать дальнейшему уклонению владельцев кафе от уплаты роялти». Но так получилось, что нам не удалось показать, как деньги из киевского паба попадают в карман Брайана Джонсона. Зато очень просто прослеживается, как деньги этого же паба попадают в карман сначала самого Никина, а потом, возможно, - в карман Янова и Табачника.