Владельцы магазинов обычно объясняют рост цен на потребительские товары общей инфляцией, повышением арендной платы и рост коммунальных тарифов… Но это не вся правда.
Типичная картина в супермаркете: услужливые продавцы, симпатичные кассирши и охранники, следящие за покупателями. Однако, в действительности следить нужно не только за ними. “Основные категории магазинных воров, если исключить грабителей, это покупатели, персонал (кассиры, офисные работники, кладовщики, экспедиторы, грузчики), поставщики и даже сами охранники, - рассказывает эксперт Вадим Комаров. - Причем персонал может нанести убытка больше, чем посторонние”. По данным охранных агентств, потери магазина от воровства персонала могут доходить до 80 % (владельцы магазинов говорят, что до 50 %).
Чтобы предотвратить все это, магазин оснащают камерами, следящие за залом, за каждой кассой, складами, подсобками, и мониторы, на которые без роздыху глядят сотрудники службы безопасности, техникой, контролирующей кассовые аппараты. Дальше: охранная сигнализация; система оповещения и оперативной связи; второй, третий дубли магнитных защит на товаре. А еще тренинги персонала, технические аудиты приглашенными специалистами, чтобы глаз не замыливался. Так называемые агенты - контролеры, которые под видом покупателей бродят по торговому залу, следят за кассирами и ассистентами, выкладывающими товар.
И, тем не менее, даже максимально предусмотрительная система безопасности не в состоянии снизить потери магазина от краж ниже чем до 0,1 - 0,5 процента от оборота.
Все это - торговые издержки, и их размер заложен в цену каждой товарной единицы. Какую конкретно долю цены составляют эти расходы - коммерческая тайна. Владельцы магазинов молчат, специалисты по безопасности не знают. Независимых исследований нет. Однако, в том, что честные покупатели вынуждены из собственных карманов компенсировать убытки магазина от воровства сотрудников, сомневаться не приходится.
Например, если в овощном отделе гастронома за рабочую смену выбраковывают много картошки и яблоки, сумма потерь переносится на цену экзотических фруктов. В итоге наценка, например, на зимнюю клубнику может доходить до 150 %.
Конечно, бороться с такими накрутками невозможно - за руку торговцев не поймешь. Но стоит иметь в виду, что более высокая по сравнению с другими магазинами цена на один и тот же товар отнюдь не гарантирует его особого качества.