Уже более трех месяцев депутат-регионал Леонид Фесенко возглавляет Высший спецсуд по уголовным и гражданским делам (ВССУГД), замыкающий на себя около 700 общих судов. Недавно выяснилось, что это считается нормальным не только в Партии регионов, но и в самой судебной системе. Следовательно, все общие суды уже нужно рассматривать как часть организационной структуры Партии регионов (ПР).

Недавно состоялось заседание комитета Верховной Рады по правосудию, в котором — как член комитета — принимал участие председатель ВССУГД Леонид Фесенко. То, что высокопоставленный судья занимается непосредственным выполнением депутатских функций, совершенно никого не смутило. Причина проста — без господина Фесенко на заседании комитета не было бы кворума. Важно также, что за последние три месяца, когда Леонид Фесенко работал судьей и главой ВССУГД, его карточка активно голосовала в сессионном зале парламента. И продолжает это делать до сих пор.

На вчерашнем заседании комитета за всем этим спокойно наблюдали председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко, глава Высшего хозсуда Виктор Татьков и замглавы Высшего админсуда Михаил Цуркан. Точно так же спокойно вел себя и сам Леонид Фесенко. Он отметил, что сделал все от него зависящее для сложения депутатского мандата — подал заявление об уходе с депутатской должности. Последнее, по словам господина Фесенко, прошло через регламентный комитет Верховной Рады, но до сих пор не проголосовано в сессионном зале. Главу ВССУГД поддержал и председатель комитета Рады по правосудию Сергей Кивалов, который не усмотрел в этой ситуации вины господина Фесенко.

Но при этом Леонид Фесенко забыл ответить на другой вопрос: как он сможет доказать украинскому обществу, что действует не в интересах своей политической силы, а в интересах независимого, незаангажированного правосудия и защиты прав и свобод граждан. Работа судьи несовместима с политикой — это аксиома, причем закрепленная в Конституции. Ведь смешно утверждать, что судья, непосредственным образом связанный с политической силой, будет всегда рассматривать дела непредвзято и объективно. И уж о доверии к такому служителю Фемиды вряд ли стоит говорить.

Именно поэтому само назначение действующего депутата-регионала судьей и главой ВССУГД следует рассматривать как серьезную стратегическую ошибку действующей власти, о чем “і” неоднократно писали. И эта ошибка все больше усугубляется тем, что Леонид Фесенко в депутатском статусе не только налаживает работу самого крупного высшего суда страны, но и создает надлежащую рабочую атмосферу в сотнях нижестоящих судов. Это ставит под сокрушительный удар доверие общества ко всей системе общих судов, которые при таких обстоятельствах, скорее всего, даже судами называть будет некорректно.

Но главное состоит в том, что на должность главы ВССУГД Леонид Фесенко пришел не самолично — данный вопрос решался на самом высоком государственном уровне и при весомом участии ведущих юристов Партии регионов. Посему главная задача господина Фесенко — найти подходящие слова для пояснения ситуации упомянутым лицам. Если у них претензий не возникает, то и, соответственно, проблем никаких не будет. Ведь судьям сегодня вовсе не страшно недовольство украинских граждан — первые практически никак не зависят от вторых.

Поэтому и не переживают сегодня высокопоставленные представители действующей власти по поводу того, что сами же принуждают граждан делать выводы об отсутствии в Украине правосудия и о существовании неких органов, которые только формально принято называть судами. А в действительности этим органам пора начинать вывешивать на входных дверях партийные флаги регионалов.

Не особо удивляет и то, что Леонид Фесенко сам не отстраняется от судейской деятельности — ввиду наличия обстоятельств, которые ей принципиально противоречат. Суть подобных ситуаций прекрасно продемонстрировала история с экс-главой ВХСУ Сергеем Демченко, который достиг предельного для судьи 65-летнего возраста, но так вовремя и не ушел в отставку. Господин Демченко тоже “сделал все от него зависящее” — написал соответствующее заявление и своевременно подал его в Высшую квалификационную комиссию судей. Но все это привело только к тому, то Сергей Демченко еще более двух лет находился у руля ВХСУ. И при этом ни на секунду не задумался о том, чтобы отстраниться от выполнения этих функций и не наносить вред как своей репутации, так и репутации своего суда.

Выходит, что жажда власти и материального благополучия бывает подчас настолько сильной, что уничтожение репутации судебной системы и даже ее основополагающей сути перестают приниматься во внимание. А гражданам остается только подумать, кого именно они приводят к власти и кто именно из этого извлекает наибольшую выгоду. Это сегодня чересчур заметно в том числе и на примере судов. Ведь ныне совершенно несложно сказать, кто гарантированно сможет отстоять свои интересы в судах и даже задать им выгодные для себя правила работы.