Борьбу с коррупцией, похоже, в нашей стране снова отложили до лучших времен. Или, по меньшей мере, до того момента, пока депутаты хорошенько отдохнут и наберутся сил, чтобы броситься в очередной схватку с этим непобедимым явлением. Как объяснили журналисту МАИР в профильном комитете, парламент вернется к рассмотрению законопроекта, который был подан Президентом страны Виктором Януковичем в конце прошлого года, разве что в феврале. Впрочем, и в самом законопроекте есть нюансы.
Вообще, борьба с коррупцией в Украине - явление довольно странное. С одной стороны, ленты новостей пестрят сообщениями о том, сколько человек у нас задержано за взятки и скольких осудили за злоупотребления служебным положением. С другой - какой бы мы вопрос не попытались решить, надо сразу готовить конверт.
«Моя бабушка живет во Львове, - рассказывает фотограф Александр Паненко. - Когда ей сделали операцию, заведующий отделением намекнул маме, что необходимо отблагодарить врачей. Но если анестезиолог молча принял конверт, то хирург демонстративно пересчитал тысячу долларов, а потом бросил ее маме в лицо со словами: «Вы, что издеваетесь?» Мама не ожидала такого хамства и от бессилия расплакалась».
Когда я спросила Сашу, обратилась ли его мама с заявлением в правоохранительные органы, он лишь покачал головой. Мол, все равно из этого ничего хорошего не выйдет.
В какой-то мере он, безусловно, прав. Когда я позднее пересказала эту историю заместителю министра здравоохранения, он спокойно ответил: «Вы же знаете, что рядовые врачи не являются субъектом коррупционных деяний. Чего же Вы хотите?» Вот такая незамысловатая логика.
К сожалению, такое отношение у нас не только в медицине, но и в других сферах жизни. Не случайно в прошлом году Украина с показателем в 2,4 балла (из 10 возможных) заняла 134 место по уровню коррупции среди 178 стран мира. Об этом свидетельствуют результаты исследования группы Transparency International.
Как сообщает творческое объединение «Торо», являющееся контактной группой Transparency International в Украине, Индекс восприятия коррупции (ИВК) в 2010 г. показывает, что коррупция остается очень серьезной проблемой для Украины. Несмотря на улучшение в сравнении с 2009 годом, показатель в 2,4 балла далек от желаемого результата, отмечают эксперты.
Transparency International считает любой результат ниже 3 баллов «позором для нации», которая вынуждена жить в тотально коррумпированном государстве. Отслеживая уже в течение последних 12 лет уровень восприятия коррупции в Украине, Transparency International неоднократно высказывало обеспокоенность критической ситуацией в государстве.
В частности, если в 2006 году Украина имела оценку в 2,8 балла и занимала 99-104 место среди 163 стран мира, в которых проводилось исследование, то в 2009 г. с результатом в 2,2 балла Украина уже оказалась на 146 месте среди 180 стран.
Подобную ситуацию представители власти на протяжении этих лет объясняли несовершенством законодательства. В то же время, эксперты в области юриспруденции неоднократно подчеркивали, что на самом деле в Украине давно существует достаточная антикоррупционная законодательная база. Это не только традиционные для мирового сообщества уголовно-правовые, административные и дисциплинарные средства, но и специальные - с 1995 года действует Закон Украины «О борьбе с коррупцией», аналогов которому в большинстве стран мира длительное время не было.
Но даже принятие в 2009 году пакета трех антикоррупционных законопроектов ничего не изменило. Поскольку их вступление в силу постоянно откладывалось - народные избранники отчаянно голосовали за их отсрочку. Речь идет о принятых 11 июня 2009 года парламентом и подписанных президентом законах «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по поводу ответственности за коррупционные правонарушения».
«Я изучал опыт многих стран, которые побороли коррупцию, - рассказывает первый заместитель главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Геннадий Москаль. - Это можно сделать только жесткими, радикальными непопулярными мерами. На это у нас в стране никто идти не хочет. Хотя, по большому счету, эти три закона – «детские», легкие и невинные».
Но даже такие законопроекты испугали депутатов, а потом разочаровали и новую команду, которая пришла к власти после президентских выборов. Поэтому было принято решение бороться с коррупцией по-новому. «Сегодня Украина демонстрирует незначительную тенденцию к улучшению уровня борьбы с коррупцией в государстве. Этот фундамент был заложен еще в 2009 году, когда парламент принял пакет антикоррупционных законов, Кабинет Министров ввел должность правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики и начал системно внедрять мероприятия по борьбе с коррупцией. Эти инициативы были поддержаны уже новой властью во главе с Президентом Виктором Януковичем, который одним из своих первых указов создал Национальный антикоррупционный комитет и поручил ему разработку Национальной антикоррупционной стратегии», - говорилось в сообщении Национального антикоррупционного комитета.
Однако вряд ли можно назвать Национальной антикоррупционной стратегией законопроект, который был подан в парламент в декабре прошлого года. И благодаря которому так и не вступил в силу многострадальный антикоррупционный пакет. Но на безрыбье, как известно…
Тем более, что параллельно в стране началась административная реформа, которая должна улучшить качество и повысить эффективность работы государственных служащих.
«Плохое качество власти, тотальная коррупция, использование собственной должности как способа зарабатывания денег – это болезни, которые мы имеем уже девятнадцать лет. Поэтому глава государства дал четкое указание немедленно провести административную реформу», - объяснил представитель Президента в парламенте, народный депутат Юрий Мирошниченко.
Второй блин снова комом
Итак, что же нового появилось в законопроекте? По мнению большинства экспертов – практически ничего. Поскольку он почти под копирку переписан с тех законодательных норм, которые предлагались ранее. Но все же одним из ключевых нововведений законопроекта стало расширение круга лиц, на которых распространяется ответственность за коррупционные правонарушения. К широкому перечню, в который входят президент, министры, губернаторы, народные депутаты, председатель СБУ, генпрокурор и ряд других высоких чиновников добавились руководство и члены Высшего совета юстиции, члены Центральной избирательной комиссии, руководители частично финансируемых из бюджета общественных организаций, помощники-консультанты народных депутатов и иных избираемых лиц. А также те, кто предоставляет публичные услуги: аудиторы, нотариусы, оценщики, эксперты, арбитражные управляющие, третейские судьи.
Для большинства этих категорий лиц опять же устанавливаются ограничения на принятие подарков. Как они после этого будут жить, непонятно. Где брать дорогие украшения, сумочки, часы, особняки и престижные иномарки? На зарплату ведь ничего подобного не купишь, а получать в качестве подарка можно только совсем «недорогие мелочи».
Согласно законопроекту, стоимость одного легального подарка не должна превышать 50% минимальной зарплаты, а общая стоимость подарков от одного источника за год - одной минимальной зарплаты (на настоящий момент - 941 гривна). Так что чиновникам, как и простым смертным, после принятия закона придется отслеживать, как меняется размер социальных выплат. Например, в апреле стоимость подарка уже может быть 960 гривен. Но делать это будут лишь те, кто очень захочет продемонстрировать подарки окружающим. Для остальных, по большому счету, ничего не изменится.
Кстати, именно подарки стали одним из камней преткновения в предыдущем антикоррупционном пакете. Уж очень не хотелось народным избранникам лишать себя и своих друзей, занимающих высокие посты на госслужбе, подношений и дорогих «игрушек».
«Некоторые доказывали, мол, это ментальность, традиция дарить подарки. Ну, извините! На Западе, если тебе пришлют SMS или открытку по электронной почте – это большой знак уважения. А у нас как? У министра день рождения – все области съезжаются с цветами, подарками, дорогими картинами, яхтами, машинами», - продолжает Геннадий Москаль.
Во многих странах мира, дабы не искушать чиновников, подарки вовсе запретили. Например, в США служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или групп лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. В обязанность служащим вменено докладывать «в соответствующие инстанции» обо всех замеченных случаях злоупотреблений и коррупции.
Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх основной («карьерной») зарплаты. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».
А в Германии госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.
Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется, какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность; какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и т.д. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.
Именно вопрос совместительства вызывает наибольшие дискуссии в украинском законопроекте, поскольку зарплаты наших госслужащих настолько низкие, что они вынуждены искать дополнительный заработок. Например, читая лекции в учебном заведении.
Законопроект также запрещает государственным служащим нанимать на работу близких лиц для руководства госпредприятий, учебных заведений, других должностных лиц и юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджетов. Вот только и здесь есть небольшая оговорка. При желании можно трудоустроить всех своих родственников, если проживать в сельской местности или горном районе.
Но для всех без исключения государственных служащих предусмотрен финансовый контроль. Проще говоря, они обязаны декларировать свои доходы и расходы. Правда, в отличие от предыдущего антикоррупционного пакета, в новой версии законопроекта не оговорено, что высшие должностные лица страны должны декларировать не только свои доходы, но и доходы членов своей семьи. Так что им никто не мешает переписать все «добро», нажитое «непосильным трудом», на родственников. Один мой знакомый, который длительное время занимал высокий пост в Киевской городской администрации, вообще оформлял всю недвижимость на тещу, полагая, что ее проверять никто не будет.
Однако далеко не факт, что народные избранники вообще захотят поддержать такую норму, как финансовый мониторинг. Ведь парламент в конце прошлого года благополучно провалил отдельный законопроект о финансовом контроле доходов и расходов представителей органов власти и членов их семей.
«Этот закон был идеологическим в борьбе с коррупцией, - говорит один из авторов документа, член парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Власенко. – У нас сегодня с коррупцией борются по принципу «держи вора». Ищут чиновников среднего звена где-нибудь в сельской местности, ловят «на горячем», и потом, в лучшем случае, сажают. Это средневековый метод. Наш законопроект предлагал борьбу не столько с самой коррупцией, сколько с условиями, способствующими ее развитию. Взять, к примеру, Америку, там получить взятку – не проблема, проблема – ее потратить, чтобы никто не заметил. Пока такой контроль не введут у нас, никакие карательные меры не устранят взяточничество».
Новый закон предусматривает за взятку до 85 грн. штраф в размере 8500-12750 грн. или арест на 6 месяцев. Введено понятие взятки в значительных размерах (85-3400 грн.), за нее полагается штраф 12750-25500 грн. или лишение свободы на 2-5 лет. Сейчас за взятки до 3400 грн. предусмотрено одинаковое наказание - штраф 12750-25500 грн. или лишение свободы на 2-5 лет. Сами чиновники, с которым беседовала журналист МАИР, воспринимают такие новшества спокойно.
«Тех, кто брал деньги за свои «услуги», ничем не напугаешь, - поделилась своим мнением одна из сотрудниц налоговой службы. - Остальные, как и прежде, будут надеяться на повышение зарплаты».