Новый председатель займётся восстановлением репутации ведомства, которая из-за частых скандалов сильно пошатнулась. Оппозиция опасается, что НАПК может стать инструментом борьбы на будущих выборах.
28 марта новым председателем Национального агентства по предупреждению коррупции был избран Александр Мангул, а его заместителем стал Станислав Патюк. И тот и другой были назначены в состав агентства только в начале 2018 года. Обе кандидатуры получили единогласную поддержку.
Мангул заменит Наталью Корчак, у которой завершился отведенный законом двухлетний срок председательства. Накануне дня голосования Корчак на своей странице в Facebook сообщила, что не будет держаться за должность и ожидает во главе НАПК нового председателя.
Бремя славы
«Не сомневайтесь, за должность не держусь и с большим удовольствием «бремя славы» переложу на чужие плечи», — пишет Корчак.
Эмоциональное заявление даёт основания полагать, что бывший председатель НАПК плохо знает законодательные нормы, в рамках которых работает ведомство. Согласно закону о предотвращении коррупции, одно и то же лицо не может занимать должность председателя два срока подряд. Аналогичное замечание сделал в Facebook бывший член НАПК Руслан Радецкий.
«Не знаю, зачем Корчак сама себе подписала приказ об отставке, это должен был сделать уже новый председатель, и чёрт с ним. Но почему Корчак ставит на голосование вопрос об избрании заместителя председателя, когда она уже не председатель?» — недоумевает Радецкий.
НАПК является центральным органом исполнительной власти по формированию антикоррупционной политики. Основной задачей является проверка деклараций государственных служащих, а также случаи злоупотребления властью. Агентство было создано в марте 2015 года, оно ответственно перед Верховной Радой и подотчётно Кабинету министров. В состав НАПК входят пять членов, которых избирает специальная конкурсная комиссии по отбору на четыре года. Председатель избирается членами агентства на два года. Создание НАПК было одним из требований по отмене визового режима с Европейским союзом.
После создания агентства в его состав входили Наталья Корчак, Александр Скопич, Виктор Чумак, Руслан Радецкий и Руслан Рябошапка. Народный депутат Виктор Чумак (внефракционный) от должности отказался по политическим мотивам. Летом 2017 года после ряда публичных конфликтов с Корчак подали в отставку Радецкий и Рябошапка. Тогда же на место Чумака был избран Александр Серёгин. Ещё два вакантных места удалось «закрыть» только в конце минувшего года: в декабре конкурсная комиссии избрала Александра Мангула и Станислава Патюка. Распоряжение об их назначении Кабинет министров обнародовал в январе 2018 года.
Новые высоты
До прихода в НАПК Александр Мангул возглавлял Мелитопольскую районную государственную администрацию в Запорожской области. В период с 2000-го по 2013 год занимал разные должности в Министерстве экономического развития и торговли. Следует отметить, что с марта по декабрь 2012 года министерство возглавлял нынешний президент Пётр Порошенко. Сразу после избрания председателем НАПК Мангул заявил журналистам, что с Порошенко лично не знаком. Но пересекался несколько раз во время работы в министерстве, утверждает он.
Мангул заявил прессе, что в первую очередь займётся ситуацией, сложившейся вокруг электронных деклараций для общественных организаций и активистов в сфере борьбы с коррупцией.
«Мы рассчитывали, что парламент отменит решение о подаче деклараций антикоррупционерами. Этого не произошло. Мы должны работать в том правовом поле, которое есть. Поэтому завтра (29 марта. — Фокус ) соберём внеочередное заседание, чтобы принять разъяснения, в которых мы максимально учли рекомендации западных партнёров по поводу декларирования общественных активистов», — обещает новый председатель НАПК.
Станислав Патюк в период с 2003-го по 2014 год занимал разные должности в прокуратуре Донецкой области. До избрания в НАПК работал помощником адвоката в адвокатском объединении «Патюк и партнёры». По данным государственных реестров, компания зарегистрирована на его супругу Светлану.
Председатель общественного комитета при НАПК Виктор Таран в разговоре с Фокусом отметил, что от нового руководства агентства ждут «открытой и понятной работы». В первую очередь это касается оформления проектов решений по результатам проверок.
«При Корчак не выполнялись нормы, которые обязуют НАПК размещать проекты решений за десять дней до рассмотрения. Как правило, их вносили за день до заседания: ни общественность, ни журналисты не могли их изучить. А среди этих документов могли скрываться неправдивые данные. Мы ждём, что будет принята Государственная антикоррупционная стратегия. Срок действия предыдущего документа закончился в 2017 году, предоставленный проект при Корчак был очень низкого качества, поверхностный. Поэтому в Кабмине его завернули», — говорит Таран.
Он также отмечает, что агентство не уделяет достаточно внимания конфликтам интересов на уровне местных советов, а по результатам запущенного в работу контроля за финансированием политических партий до сих пор нет никаких выводов.
За два года председательства Наталья Корчак запомнилась рядом скандальных событий. Вплоть до того, что во время отчёта НАПК премьер-министр Владимир Гройсман призвал Корчак и весь состав агентства уйти в отставку, которой, впрочем, не последовало. За эти два года НАПК сорвало сроки запуска электронного декларирования, Корчак неоднократно высказывались претензии в СМИ за премии в 200 тыс. грн, которые она сама себе назначала. Сотрудники аппарата агентства заявляли о фальсификации проверок деклараций, а Национальное антикоррупционное бюро заинтересовалось её незадекларированным автомобилем.
Рокировка под выборы
«Учитывая, что НАПК — коллегиальный орган, ждать чего-то нового в его работе не приходится. Думаю, будут изменения в менеджменте, всё-таки Мангул и Патюк — это новые члены агентства. Очень надеюсь, что удастся провести настоящую разработку и запуск автоматической проверки деклараций», — говорит Фокусу заместитель парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игорь Попов (Радикальная партия).
Ещё один член профильного комитета, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», по сути, разделили сферы влияния в НАПК.
«Серёгин и Мангул — люди, близкие к АП, Патюк, Корчак и Скопич входят в сферу «фронтовиков» — кто через Министерство юстиции, а кто — МВД. Это было известно, ещё когда «самая честная» комиссия по отбору их выбирала», — говорит собеседник Фокуса.
Бывший член НАПК Руслан Рябошапка подтверждает, что две крупнейшие парламентские фракции получили контроль над работой агентства.
«БПП и НФ «поделили» НАПК между собой. Ни одна из этих политических сил не хочет терять влияния на орган, который может во время избирательного процесса стать инструментом влияния на результат выборов. Сейчас трое представляют НФ и двое — БПП.
«Переформатирование» состоялось таким образом, что НФ имеет большинство, достаточное для принятия решений, независимо от представителей БПП, а БПП, в свою очередь, влияет на формирование аппарата — председатель НАПК назначает и увольняет работников аппарата. То есть создан своего рода режим сдержек и противовесов», — рассказывает Рябошапка Фокусу.
По словам народного депутат Игоря Луценко («Батькивщина»), рокировка в НАПК могла произойти в пакете кадровых торгов. «Народный фронт» согласился на уступки в обмен на поддержку Людмилы Денисовой на должность Уполномоченного по правам человека.
«Учитывая, что так называемые лидеры мнений временами пишут о декларациях тех или иных политиков, думаю, стоит ожидать, что НАПК станет мощным инструментом в избирательной гонке», — предупреждает Луценко.
В свою очередь, Рябошапка подчёркивает, что первоочередной задачей нового руководства НАПК станет восстановление репутации агентства, которая пострадала в результате скандалов.
«Это попытки улучшить уничтоженный имидж, попытки на первых порах особенно не раздражать общество явно ангажированными решениями. В целом же ожидать прорыва не следует, поскольку нынешний его состав сформирован совсем не для этого. Те, кто их делегировал, от них ожидают выполнения инструкций без лишних комментариев и дискуссий», — утверждает Рябошапка.
Согласно отчёту Национального агентства по предупреждению коррупции о работе за 2017 год, по состоянию на 31 декабря была проведена полная проверка 634 деклараций по 480 субъектам декларирования.