МВФ не спешит кредитовать Украину – с 24 января переговоры перенесены почти на неделю. Поэтому Нацбанк и Минфин лихорадочно ищут способы «выманивания» валюты у населения.
В течение всего 2012 года золотовалютные резервы НБУ уменьшались. Небольшой рост «подушка безопасности» страны показала лишь в апреле (+1,7%) и июле (+2,6%). Но это не смогло перекрыть остальные десять месяцев падения. В результате года имеем сокращение резервов на треть. В денежном выражении Нацбанк истратил за год 7,5 млрд. долл. 2012-й НБУ закрыл, имея на счетах чуть более 24,5 млрд. долл. Напомним, критическим эксперты считают уровень в 20 млрд. долл.
В четверг 24 января 2013 года украинское правительство должно было встретиться с миссией МВФ, но встречу перенесли на 29 января. Зато теперь известно, что миссия пробудет в Киеве две недели, до 12 февраля. Однако эксперты международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) считают, что двумя неделями переговоры с МВФ не ограничатся.
«Предоставление новых кредитов со стороны МВФ зависит от реализации ключевых структурных реформ… Дискуссии с МВФ могут затянуться на несколько месяцев, а заключенные соглашения будет непросто реализовать», – говорится в аналитическом отчете S&P.
Даст ли нам МВФ новый кредит, пока судить рано. Однако потребность Нацбанка в твердой валюте просто критическая. Чиновники из НБУ неоднократно заявляли, что главная «черная дыра», ежемесячно пожирающая золотовалютные резервы – пополнение населением «подматрасных» сбережений. К примеру, только в ноябре 2012 население купило 3,3 млрд. долл., а продало чуть более 1 млрд. долл. То есть «под матрасами» осело около 1,8 млрд. долл. (столько получается, если вычесть из купленных 2,3 млрд. долларов объем прироста депозитов населения за ноябрь – 0,5 млрд. долларов в эквиваленте).
По оценке директора департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке НБУ Александра Дубихвоста, на руках у населения находится минимум 50 млрд. долл, то есть сумма, в два раза превышающая размер золотовалютных резервов НБУ.
Принципиально иную оценку предложил «Деньгам» исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук: «Нормальный человек держит на черный день не более 150 – 200 долл. непосредственно дома, а крупные суммы хранит в банке. Тысячи и миллионы, которыми хотят пополнить золотовалютне резервы, – это не тот клад, который нужно искать. По моим оценкам, сумма валюты «в стеклянных банках» завышена примерно в 10 раз. Расчет прост: 22 млн. человек работоспособного населения, пускай у каждого в среднем есть 200 долл. Вот вам 4,4 млрд. долл.».
И все же финансовые аналитики оценивают «подматрасные» накопления населения в среднем в 53 млрд. долларов. Эти деньги не дают чиновникам из Нацбанка покоя, ведь за их счет можно заметно «поправить здоровье» резервов украинского центрального банка.
Осенью 2012 года Минфин уже предлагал населению инвестировать в долларах «на благо государства», выпустив казначейские обязательства в валюте. Надо сказать, что бумаги первого выпуска, стартовавшего 10 октября 2012 года, уже раскуплены. Сейчас в продаже есть только казначейские обязательства серии B с доходностью 8% годовых (начало выпуска 30.11.2012). Напомним, объем каждого выпуска – всего 200 млн. долл. Вдохновившись успехом, Минфин может попробовать делать такие размещения хоть каждый месяц, привлекая по 150–200 млн. долл. Таким образом, за год правительство может получить от населения минимум 2 млрд. долл.
Еще один путь «извлечения валюты из-под матрасов» – активное привлечение валютных вкладов госбанками. В частности, Ощадбанком – вторым по сумме привлеченных вкладов населения. Уже сейчас на его счетах находится около 30 млрд. грн. Из них примерно 20% – это валютные вклады, то есть менее 1 млрд. долларов. При том, что в среднем по банковской системе соотношение вкладов в гривне к валютным депозитам составляет 50/50. Так что у Ощадбанка есть огромный потенциал в привлечении валюты от населения. Козырь госбанка – доверие населения (он единственный имеет прямые госгарантии по вкладам населения) и широкая география присутствия.
Немного маркетинга – и валюта потечет в Ощадбанк рекой. А тот, в свою очередь, сможет, например, кредитовать Нафтогаз для закупок газа или приобретать валютные облигации правительства.
Но самой резонансной и вполне результативной попыткой НБУ вернуть валюту в систему стала инициатива введения 10% «валютного» сбора. В декабре 2012 года, когда законопроект активно обсуждался и его принятие уже казалось неотвратимым, многие украинцы побежали сдавать доллары, чтобы избежать будущих поборов. В результате объем покупки и продажи валюты населением в последний месяц года был практически одинаковым (1,44 млрд. долл. к 1,65 млрд. долл.). И это при том, что девальвационные ожидания оставались высокими. То есть, для достижения цели закон о сборе с продажи валюты даже не пришлось принимать, достаточным оказалось слегка припугнуть население такой возможностью, и, вуаля - валюта сама потекла в банки.
Сейчас одиозный законопроект слегка подзабыт. Но вполне возможно, что в скором времени его вновь извлекут из-под кипы бумаг, чтобы погрозить украинцам, начавшим скупать валюту. А то и просто ввести новый сбор – при ставке в 3–5% продавить новый закон вполне реально.
- - Новые валютные облигации Минфина
- - Ужесточение условий резервирования по валютным депозитам в коммерческих банках
- - Ослабление условий резервирования по валютным депозитам в госбанках
- - Выпуск сберегательных валютных сертификатов госбанками на предъявителя