Наконец все это закончилось. Без малого год власть неутомимо находила объяснения неспешности и нерешительности. «Давайте, сначала переживем президентскую кампанию. Парламентские выборы. Создание коалиции. Формирование правительства. Распределение должностей в комитетах Верховной Рады».

Пережили. Выжили. Теперь обещания «жити по-новому» обязаны наполниться конкретным содержанием.

Способно ли выстраданное политиками правительство запустить многострадальные реформы?

Совсем скоро мы узнаем, оправдает ли новая исполнительная власть ожидания страны. Пока же мы решили помочь читателям ZN.UA разобраться, чего можно и нужно ожидать от каждого конкретного члена правительства. Попытаться установить степень его компетентности во вверенной сфере. А также степень его возможной зависимости от чужих интересов, далеко не всегда совпадающих с интересами государственными.

Именно от этих обстоятельств в первую очередь будет зависеть, справится ли правительство с поставленными перед ним задачами. Решать которые ему придется, пожалуй, в самый сложный период новейшей отечественной истории.

Круг людей, призванных возглавить операцию по спасению государства, определен. Но уповать только на них было бы нечестно. Они нуждаются и в нашем контроле, и в нашей поддержке не меньше, чем мы нуждаемся в их добросовестности и профессионализме. Мы в одной лодке, давшей течь, но остающейся на плаву. И спасение — дело наших рук. Наших общих усилий.

Вот почему мы и решили помочь членам Кабинета разобраться в том, что их ожидает.

Не секрет, далеко не каждый министр может похвалиться опытом пребывания во власти, обладает точным знанием структуры и специфики отданного на его попечение ведомства. Кое-кто даже не имеет достаточного представления о суровых отечественных реалиях.

С этой целью мы и предоставляем правительственным мужам и дамам небесполезную справочную информацию. О теневых схемах, используемых в их министерства и подлежащих (с нашей точки зрения) решительному уничтожению. А также о первоочередных шагах, на которые (по нашему разумению) должны безотлагательно отважиться реформаторы-неофиты.

Посмотреть проект «Спасательный круг» можно здесь

Премьер-министр

Имя: ЯценюкАрсений Петрович

Возраст: 40 лет

Партийность: «Народний фронт».

Чьи интересы может лоббировать. В порядке убывания: Рината Ахметова, Андрея Иванчука, Павла Юрышева, Николая Мартыненко, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука.

Доход и имущество в Украине: 1 954 232 грн доходов за 2013 год, из которых 150 812 грн — зарплата, 614 320 грн — проценты по банковским депозитам, 980 000 грн — доход от отчуждения движимого имущества (продажа внедорожника Range Rover). Сумма средств на банковских счетах — 6 610 504 грн. Автомобиль: Mercedes S 2010 года выпуска, купленный за 610 тыс. грн. Земельный участок площадью 3012 кв. м, жилой дом площадью 298 кв. м, три квартиры общей площадью 342 кв. м (две в Киеве и доля в квартире в Черновцах), садовый дом площадью 114 кв. м и гараж площадью 45 кв. м.

Доход жены Терезии Яценюк — 643 тыс. 204 грн, из которых 557 тыс. 284 грн — доход от предпринимательской деятельности и 85 тыс. 920 грн — проценты по банковским депозитам.

Бизнес

Круг благодарных друзей.

Занимаемые ранее должности:

1992 — вместе с сыном тогдашнего губернатора Черновицкой области Валентином Гнатышиным участвовал в создании в Черновцах юридической фирмы «ЮрЭк Лтд». Совмещал учебу в университете с предпринимательской деятельностью. До 1998 г. возглавлял фирму.

1998 — консультант кредитного департамента банка «Райффайзен банк Аваль».

1998–2001 — советник председателя правления банка, заместитель председателя правления банка «Аваль».

2001–2003 — министр экономики Крыма.

2003–2004 — первый зам главы Нацбанка Сергея Тигипко.

2004 — и.о. главы НБУ.

2005 — заместитель главы Одесской ОГА Василия Цушко.

2005–2006 — министр экономики в Кабмине Юрия Еханурова.

2006–2007 — первый замглавы Секретариата президента Виктора Ющенко.

2007 — министр иностранных дел.

2007–2008 — глава Верховной Рады.

2009 — возглавил партию «Фронт змін».

2010 — участие в президентских выборах, 4-е место (6,96% голосов).

2012 — председатель совета «Объединенной оппозиции» («Фронт змін» и «Батьківщина»).

2012 — председатель фракции ВО «Батьківщина» в парламенте седьмого созыва

С февраля 2014 — премьер-министр Украины

Уровень компетентности во вверенной отрасли

Как ни странно, но лучший ответ на этот вопрос дал Юрий Луценко: «Поддержка А.Яценюка на должность премьера 27.11 означала уважение к результатам народного волеизъявления и признание его личной квалификации. Однако невозможно не признать две ключевых проблемы предыдущего Кабмина. Во-первых, за 8 месяцев он так и не начал реформ. И ссылки на войну не принимаются. Наоборот, в это критическое время только радикальные реформы являются путем к победе.

Вторая проблема — коррупция (Украина в 2014 году переместилась со 136-го на 142-е место по уровню коррупции. — Ред.). Сотни миллионов и дальше разворовываются практически в каждом ресурсном министерстве. Взяточничество остается характерным признаком власти». Как говорил известный персонаж: «Пенсия у меня маленькая, но хорошая».

Цитаты

«Якщо куля в лоб, то куля в лоб».

«У меня такое впечатление, что зачастую я на ферме работаю. Потому что свинство, которое присутствует в этом зале, иногда не имеет границ»

«Я вам дам рецепт, как вернуть курс с 12 грн/$ до 8 грн/$. Найдите своего бывшего лидера Януковича, пусть млрд, которые он украл из валютных резервов, вернет, и будет доллар по 8».

Первоочередные реформаторские шаги

— Для решения двух важнейших задач — системные реформы и борьба с коррупцией, Кабмину и премьер-министру необходимо коренным образом изменить подходы к подготовке и принятию законов и подзаконных актов. Первое — законы должны быть актами прямого действия; для этого они должны быть выписаны подробно и детально, включая все необходимые процедуры и механизмы на этапе их практической реализации, без предоставления права Кабмину (министерствам, ведомствам) издавать подзаконные акты — постановления и распоряжения Кабмина, приказы и положения, издаваемые министрами и руководителями ведомств. Второе — в некоторых случаях, четко оговоренных в принимаемых Радой законах, органам исполнительной власти может быть предоставлено право издавать подзаконные акты в развитие и для внедрения законов. В таких случаях для исключения коррупционных схем и механизмов проекты подзаконных актов на этапе их подготовки (до их подписания премьером, министрами, руководителями ведомств и до регистрации в Министерстве юстиции) должны проходить обязательную антикоррупционную экспертизу в создаваемом ныне Антикоррупционном бюро. Как говорил генерал КГБ: «Друзья! Давайте следить друг за другом, и все будет хорошо!»

— Не дожидаясь полномасштабной админреформы, правительству следует перераспределить полномочия и сферы ответственности между отдельными министерствами. Не Министерство финансов — фискальный орган, прежде всего озабоченный наполнением бюджета и его балансом, а профильное Министерство экономического развития должно стать главным инициатором и координатором реформы налоговой системы в стране.

— Необходимо пересмотреть полномочия Министерства финансов, в котором ныне объединены несовместимые по своей сути функции: формирование основ налоговой и таможенной политики, практического сбора налогов, их распределение между министерствами и ведомствами, текущее исполнение бюджета (выделение средств через систему Госказначейства) и в то же время, контроль целевого использования бюджетных средств всеми исполнительными органами посредством Главной финансовой инспекции. Абсолютно очевидно, что Главная финиспекция должна стать структурой всего Кабмина, а не Минфина, и должна функционально замыкаться на премьер-министра. Если что не досмотрит — Счетная палата узреет…

— Правительству вместе с президентом следует инициировать изменения в законодательство касательно компетенции и полномочий концерна «Укроборонпром». Созданная Януковичем-Саламатиным структура, с одной стороны, является субъектом экономической деятельности и работает на получение прибыли; в то же время, этой бизнес-структуре закон предоставляет право формировать основы военно-промышленной политики в стране и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

— Логичным шагом Кабмина, который будет всецело поддержан всеми оборонными предприятиями и экспертной средой, стало бы создание Агентства по вопросам развития ОПК. На Агентство следует возложить функции формирования приоритетов развития оборонной промышленности, основ военно-технической политики, координации процессов создания и производства систем вооружений и военной техники, в интересах всех силовых структур государства и для экспорта за рубеж.

— Войти в историю не только с карьерным достижением, но и значимой результативностью Арсению Яценюку помогла бы реальная борьба с теневыми монополиями. Первым шагом для создания оживляющей экономику конкуренции должна стать открытость всех собственников, обладающих, в первую очередь, активами в энергетической отрасли, банковской, авиаперевозках, СМИ, недропользовании, газораспределении, землепользовании, транспортных перевозках, химпроизводстве. Раскрытие структуры собственности не до «Gde ukrast komputer Limited», а до реального бенифициара, позволит публично установить наличие реальных искусственных монополий.

— Перед масштабной приватизацией, входящей в планы правительства, провести инвентаризацию объектов государственной собственности. А для того чтобы не кивать на себя же самих в роли «папередников», провести аудит наиболее ресурсных министерств, госкомпаний и компаний с высокой долей госсобственности. Привлечь к этому аудиторские компании из «Большой четверки».

— Способствовать принятию закона, определяющего контрольный пакет как «50+1». В Европу так в Европу. При этом обеспечить защиту прав миноритарных акционеров.

Теневые схемы, подлежащие первоочередному закрытию

В этом вопросе, как и в задачах, не станем мелочиться, пройдемся по самым крупным историям.

— Остановить субъективно предоставляемые «льготы» олигархам. Манипуляции с начислением рентных платежей, в первую очередь, в рудодобывающей сфере. Обеспечить реальное применение закона о референтных ценах. Закрыть схему ухода от налогообложения посредством манипуляции с ценными бумагами, для чего неплохо бы сменить попавшего под люстрацию, но, несмотря на это все, еще возглавляющего Комиссию по ценным бумагам ставленника Ахметова г-на Тевелева. Схлопнуть схемы по отмыванию фальшивого НДС посредством налоговых ям. Отстоять интересы государства в «Укрнафте», добиться реальных дивидендов и запретить продажу добываемого компанией дешевого газа предприятиям Коломойского, а не населению. Не расталкивать админлоктями конкурентов, а диверсифицировать поставщиков электроэнергии и угля из-за рубежа. И все это под простым лозунгом: «Меняю откат на державную выгоду».

— Всерьез заняться борьбой с контрабандой и занижением налоговой стоимости товаров. Перекрыть нелегальный ввоз товаров через «зеленку». В первую очередь, из Приднестровья. При пересечении таможни добиться переведения «кубов» в мебель, «канцтоваров» в айфоны, «килограммов» секонд-хэнда в брендовые одежду и обувь. Потери от невзимаемого с контрабандных сигарет акциза, по мнению специалистов, исчисляются областными бюджетами.

— Начать реальную борьбу с рынком контрафакта. По данным ZN.UA, Налоговая как бы уничтожила 350 млн акцизных марок — четверть от объема, произведенного государственным полиграфкомбинатом «Украина». Объективной проверке подлежат две вещи: режим работы заводов «Укрспирта» и вероятность передачи схем легендарного Ивана Ивановича Абрамова Андрею Иванчуку.

Вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Имя: ЗубкоГеннадий Григорьевич

Возраст: 47 лет

Партийность: квота БПП.

Чьи интересы может лоббировать: в политику пришел из бизнеса. Возглавлял Житомирскую областную организацию партии «Единый Центр». Однако, как только ее лидер Виктор Балога ушел из АП, Зубко покинул «ЕЦ». В том же 2010 году возглавил областную ячейку партии «Фронта змін» и стал соратником Арсения Яценюка. На парламентских выборах 2012 года баллотировался от «Батьківщини». На последних парламентских выборах, будучи первым замом главы АП Порошенко, возглавил Житомирский штаб избирательной кампании БПП. Человек политически многовекторный и ситуативно-конъюктурный. Сегодня его считают стопроцентным человеком президента.

Доход и имущество: в 2013 году задекларировал 1 млн 71 тыс. 27 грн. дохода. Из них 239 тыс. 27 грн. — заработная плата, 832 тыс. грн. — доход от преподавательской, научной и творческой деятельности, 35 тыс. 582 грн. — материальная помощь.

На счету в банке — 71 тыс. гривен

В собственности вице-премьера — земельный участок площадью 2 тыс. кв. м, садовый (дачный) дом площадью 100 кв. м, квартира площадью 85 кв. м, гараж площадью 24 кв. м., а также авто — ВАЗ 2109.

Жена Людмила Зубко владеет земельным участком площадью 2500 кв. м, квартирой 85 кв. м., а также автомобилем «Toyota RAV-4» 2006 года выпуска.

Бизнес: по данным СМИ, Геннадий Зубко продолжает контролировать ОАО «Житомирский завод ограждающих конструкций», где до 2012 был председателем правления, его жене Людмиле Зубко принадлежит две компании в Житомире: львовская кофейня «Брама» (через ООО «Батерфляй К») и ООО «Аркада», которое занимается торговлей продуктами питания.

Перед назначением в АП Зубко был замечен в скандале с Житомирским ликеро-водочным заводом, где столкнулся с Сергеем Пашинским, который хотел приватизировать завод, принадлежащий ДУС.

Занимаемые ранее должности

1988–1992 — инженер-программист.

[…]

2006–2010 —депутат Житомирского горсовета.

2010–2012 — председатель правления ПАО «Житомирский завод ограждающих конструкций».

2010–2012 — депутат Житомирского областного совета VI созыва, председатель фракции «Фронт змін».

С 2012 — депутат ВРУ фракции «Батьківщина».

2014 (май—июнь) — вр.и.о. руководителя Государственного управления делами (ГУД).

10 июня — 2 декабря 2014 — первый заместитель главы Администрации президента Украины.

Уровень компетентности во вверенной отрасли

Восьмилетний депутатский стаж на местном и областном уровне.

Работа на посту первого заместителя главы комитета ВР по вопросам строительства, ЖКХ и региональной политики, законодательные инициативы в сферах строительства и ЖКХ позволят министру Зубко управлять вверенным министерством. Состоится ли Зубко в качестве вице-премьера как ответственный в Кабмине за главную реформу — децентрализацию власти и расширение полномочий местного самоуправления, — покажет время. Пока такой уверенности нет.

Цитаты

«Я готов сегодня поддержать каждого, кто поддерживает президента Порошенко, любого... потому что нам нужно побеждать» (7 октября).

Первоочередные реформаторские шаги

— Безотлагательно принять пакет законов, обеспечивающих старт децентрализации власти в Украине.

— Ликвидировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСК) и передать ее полномочия органам местного самоуправления, что позволит сделать качественный шаг в дерегуляции строительной сферы.

— Внести изменения в закон о градостроительной деятельности, с целью упрощения процедуры получения лицензий, отменив заложенные в него коррупционные механизмы и схемы.

— Усовершенствовать закон об ОСМД и внедрить реальные механизмі их создания в старом жилом фонде 60—70 гг.

— Создать реальный конкурентный рынок в сфере обслуживания жилых домов; ликвидировать посредников на рынке услуг ЖКХ; обеспечить прозрачность в формировании тарифов на услуги ЖКХ, установить в домах и квартирах счетчики воды и тепла.

Теневые схемы, подлежащие первоочередному закрытию

— Разрушить монополию в системе теплокоммунэнерго и водоканалов, приводящую к диктату цен и тарифов и, как следствие — вымыванию миллиардных потоков и выведению теневых средств через зарегистрированные в оффшорах компании.

— Внедрить прозрачные механизмы формирования тарифов на услуги ЖКХ, подконтрольные общественным организациям и местным громадам, с целью уменьшения «дельты», на которой наживаются за счет потребителей.

— Обеспечить беспрепятственный доступ к сетям и трубопроводам новых производителей электрической и тепловой энергии, прежде всего на основе возобновляемых источников.

— Реализовать курс на решительную дерегуляцию в строительной отрасли, где взятки и поборы исчисляются миллиардами.

— Путем передачи полномочий на места, в рамках децентрализации власти, ликвидировать взяткоемкие функции в центральных министерствах и ведомствах, где чиновники «зарабатывают» на схемах согласования и утверждения проектов и выделения бюджетных средств.

Вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам — министр культуры

Имя: КириленкоВячеслав Анатолиевич

Возраст: 46 лет

Партийность: «Народний фронт».

Чьи интересы может лоббировать: ряд общественных активистов полагает, что новый министр окажется более сговорчивым, чем его предшественник, в вопросах застройки исторических и зеленых ареалов в украинских городах. Однако серьезных оснований для подобных подозрений пока нет: Кириленко уже занимал правительственный пост, а в коррупционных скандалах его имя не фигурировало. Возможно, способен проявить чуткость к интересам Игоря Коломойского как давнего мецената партии «За Україну!»

Доход и имущество: за 2013 год задекларировал 247 774 грн зарплаты и 35 826 грн материальной помощи. В собственности две квартиры — площадью 53,2 кв. м. и 154,8 кв. м., автомобиль Skoda Superb 2013 года выпуска.

Доход членов семьи за 2013 год составил 96 615 грн. Также в собственности членов семьи — земельный участок площадью 0,78 га и паркоместо 16,6 кв.м.

Бизнес: нет информации.

Занимаемые ранее должности

1998–2002 — народный депутат Верховной рады Украины третьего созыва («Народний Рух», №18 в списке).

2002–2005 — народный депутат Верховной рады Украины четвертого созыва (блок В.Ющенко «Наша Украина», №20 в списке).

2005 — министр труда и социальной политики в правительстве Юлии Тимошенко.

2005–2006 — вице-премьер-министр по гуманитарным и социальным вопросам в Кабинете министров Юрия Еханурова.

2006–2007 — народный депутат Верховной Рады Украины пятого созыва (блок «Наша Украина», №6 в списке).

2007–2012 — народный депутат Верховной Рады Украины шестого созыва (блока «Наша Украина — Народная самооборона», №2 в списке).

2007–2008 — глава фракции блока «Наша Украина — Народная самооборона».

с 2010 — лидер партии «За Украину!» (в сентябре 2014 года принято решение о ее объединении с партией «Народный фронт»).

2012–2014 — народный депутат Верховной Рады Украины седьмого созыва (ВО «Батьківщина», №6 в списке).

2014 год — избран народным депутат Верховной Рады Украины восьмого созыва (партия «Народний фронт», №8 в списке).

Уровень компетентности во вверенной отрасли

В гуманитарной сфере г-н Кириленко — не дебютант, поскольку в прежнее время занимал пост профильного вице-премьера. В общественных проявлениях, в медийных посылах демонстрирует заинтересованность в качественном реформировании гуманитарной (в частности, культурной) сферы. Представитель звена «политики для культуры», которые априорно декларируют политические (идеологические) цели и задачи, реже углубляются в реальные механизмы создания собственно «культурного продукта». Подлинный уровень компетентности может быть определен лишь в процессе решения министром узкоотраслевых задач в культурной сфере. Насколько министр Кириленко осведомлен о специфике таких сложных и разветвленных направлений как культурное наследие, кинопроизводство, театральное хозяйство, библиотечная отрасль, народные промыслы, живопись, скульптура, etc. — можно будет определить уже по результативности его стартовых действий.

Отдельные наблюдатели полагают, что появление в правительстве столь ярко окрашенного национал-патриота может послужить дополнительным раздражителем. Напомним, что именно Кириленко 23 февраля 2014 года внес в повестку дня заседания Верховной Рады законопроект «О признании утратившим силу «Закона о государственной языковой политике», создавший формальные предпосылки для сепаратистских выступлений в Крыму и на Донбассе.

Цитаты

«Суперзавдання Кремля — це щоб ми потроху забували українську мову».

Первоочередные реформаторские шаги

— Реализовать на законодательном уровне проект «О введении моратория на строительство объектов в охранных (буферных) зонах и на прилегающих территориях объектов всемирного наследия, исторически сформированных частях населенных пунктов, внесенных в Список исторических населенных мест Украины».

— Максимально содействовать в разработке, продвижении и принятии «Закона о меценатстве», который давно необходим культурной отрасли. Закона прямого действия, который нельзя будет «стреножить» по примеру волонтерского.

— Эффективно реализовать, уже начатый прежним составом Минкульта, проект по внедрению контрактной системы в культурных учреждениях Украины.

— Принять систему неотложных мер для сохранности объектов культурного наследия (которые еще можно сохранить), поддержки подлинных украинских патриотов из культурной сферы — на оккупированных территориях на востоке Украины, а также на аннексированной территории Крыма.

— Лоббировать и практически реализовать льготы в налогообложении, от которых особо зависима культурная сфера, в частности, украинское книгоиздание.

Теневые схемы, подлежащие первоочередному закрытию

— Непрозрачное прохождение бюджетного финансирования киноотрасли. «Откаты» в этой сфере давно стали притчей во языцех.

— Лоббирование вопросов, связанных с разрешениями на застройки в исторических и зеленых ареалах. В составе исполнительной власти не должно быть места тем чиновникам, которые в правительстве В.Януковича были проводниками этих схем.

— Непрозрачное принятие решений в сфере книгоиздания, дотируемого за государственный счет.

Вице-премьер-министр

Имя: ВощевскийВалерий Николаевич

Возраст: 58 лет

Партийность: Радикальная партия

Чьи интересы может лоббировать: по роду службы и политической деятельности пребывал в командах как Сергея Левочкина, так и Валерия Хорошковского — двух крыльев венского узника — Дмитрия Фирташа. Согласно мартовским предвыборным договоренностям между олигархом и будущим президентом группе должна была отойти сфера ТЭК. Но, похоже, она понравилась президенту. Взамен инфраструктурный вице-премьер и профильный министр. Оба родом из дружественных бизнес-кругов. Кластер!

Доход и имущество: декларацию не предоставил.

Бизнес: глава набсовета и собственник 88% «Черниговской кондитерской фабрики «Стрела». Также владеет строительной компанией «Житлобудинвест».

По данным «Деловой столицы», в орбите влияния Вощевского — киевская фирма «Укрдорстройинвест». Эта фирма участвовала в махинациях с имуществом дочерней структуры «Укравтодора» в то время, когда Вощевский возглавлял «Автомобильные дороги Украины».

Занимаемые ранее должности

2001 — член Координационного совета по развитию аграрной отрасли при Кабинете Анатолия Кинаха.

2002–2003 — заместитель руководителя Главного управления по вопросам внутренней политики Администрации президента Украины Леонида Кучмы.

2003–2005 — первый заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Валерия Хорошковского (отвечал за связи с Верховной Радой).

2005—2006 и 2008—2010 — глава правления ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины».

17 марта 2010 г. Кабмином Николая Азарова назначен главой «Укравтодора». Уволен через два месяца после назначения.

С 2000 года возглавлял Украинскую селянскую демократическую партию. В парламентских выборах 2002 года партия принимала участие в составе «Команды озимого поколения» В.Хорошковского, в 2006-м — в составе Народного блока Литвина, в 2007-м — в составе блока «Аграрная Украина».

Валерий Вощевский был фигурантом уголовного дела, возбужденного по факту превышения власти и служебных полномочий в отношении экс-председателя Государственной службы автомобильных дорог Украины Вадима Гуржоса. Вощевский, будучи главой ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины», поставил подпись под инструкцией о передаче имущества ГП «ДРБУ №100» частной компании ЗАО «ДРБУ №100». По оценкам транспортной прокуратуры, это действие было незаконным, и факт передачи собственности государственного предприятия в частные руки нанес государству убытков на 12,78 млн грн. Во время представления Вощевского на должность вице-премьер-министра в Верховной Раде разразился скандал, когда выяснилось, что депутатам выдали официальную биографию кандидата, в которой был указан этот факт. Сам вице-премьер назвал эту информацию провокацией, но, тем не менее, подтвердил, что уголовное дело в отношении его действительно было открыто, но спустя несколько недель его, по словам Вощевсктого, закрыли.

Уровень компетентности во вверенной отрасли

Ващевский — вице-премьер без портфеля, но с портфолио: знаком с госслужбой, терминологией и традициями отрасли. Ждем реформ, разработанных «Новой Украиной».

Цитаты

«На мою думку, правильно було би, не дивлячись на закони, всіх членів уряду від першого до сьогоднішнього включно звільнити і заборонити — вибирати, бути обраним і займати держані посади на найближчі 10 років... Як я бачу моє завдання по життю, мою місію, привести до влади молодих людей. Якщо ви памятаєте «Озиме покоління», тоді також ця ідея була, але ні суспільство, ні той середній клас, який щойно почав формуватися, ще був не готовий, щоб прийти у владу. Сьогодні все відбулось, революція відбулась насправді, але революція, яка не змінила владу. Де-факто залишились при владі ті ж самі...Я не хочу називати прізвища, але якщо треба…Яценюк, Тимошенко, Порошенко... вони сьогодні знову хочуть до влади» (ТBI, программа «Статус», 12 октября).

«Я в свое время был назначен председателем «Укравтодора» и работал там ровно одну неделю. Меня из Администрации президента предупредили: уходи с должности, иначе в тюрьму посадим».

«От 8 до 10 млрд долларов ежегодно получает из бюджета («Укравтодор»). Госдолг — на уровне около 40 млрд грн. Такая структура не имеет в этой подотрасли права на существование».

Министр обороны

Имя: ПолторакСтепан Тимофеевич

Возраст: 49 лет

Партийность: беспартийный, квота президента.

Чьи интересы может лоббировать: будет исполнять распоряжения президента

Доход и имущество: доход — 149 637 грн. Доход семьи — 46 032 грн. Квартира площадью 89 кв. м, земельный участок площадью 679 кв. м.

Бизнес: нет данных.

Занимаемые ранее должности

С августа 1983 — на военной службе. Проходил службу в должностях командира взвода, роты, начальника штаба батальона, командира батальона, полка, бригады.

С марта 2002 — начальник Академии внутренних войск МВД. Кандидат педагогических наук, доцент, генерал-майор.

С 26 февраля 2014 — начальник Главного управления — командующий внутренних войск МВД.

15 апреля 2014 — командующий Национальной гвардии Украины.

С 14 октября 2014 — министр обороны Украины.

Уровень компетентности во вверенной отрасли

Получил образование, проходил службу и состоялся как руководитель не в Вооруженных силах, а в системе МВД. Боевой опыт приобрел в период проведения АТО. Не имеет масштабного и четкого стратегического видения и понимания перспектив развития армии. Однако учится. Небезразличен к жизни и здоровью подчиненных.

Цитаты

«Я хотел бы предупредить всех офицеров и генералов, которые не умеют быстро принимать решения, что мы будем учиться. Если не будет получаться быстро принимать решения в теплых кабинетах и хороших условиях, будем пытаться принимать решения на свежем воздухе в зоне АТО. Если и это не удастся, тогда мы просто попрощаемся».

«Противник действует так, как мы ему позволяем, и надеяться на то, что там, в Грозном, что-то будет или где-то в другом месте, нет никакого смысла. Мы должны готовить свои вооруженные силы, которые будут способны дать отпор любому противнику» (РБК-Украина, 4.12.2014)

Первоочередные реформаторские шаги

— Разработать Государственную программу развития Вооруженных Сил и Государственную программу развития вооружений и военной техники на пять лет.

— Создать Силы специальных операций как отдельный род войск высокой готовности и мобильности, в течение трех лет. Начать вчера!

— Утвердить новую схему территориальной дислокации частей и соединений с соответствующей инфраструктурой с учетом реальной угрозы на восточном и южном направлениях.

— Для противодействия российской агрессии вместо батальонных и ротных тактических групп развернуть на юго-восточном направлении 4–5 полноценных армейских бригад.

— Развернуть на базе Генштаба полнофункциональную Ставку Верховного Главнокомандующего для повышения качества планирования и управления войсками в зоне АТО и на случай введения военного положения.

Теневые схемы, подлежащие первоочередному закрытию

— Искоренить коррупцию в системе государственных закупок продовольствия, ГСМ, обмундирования, лекарственных средств и медицинского оборудования для армии, где объемы откатов и взяток исчисляются сотнями миллионов.

— Провести ревизию избыточного имущества в армии, прежде всего зданий, сооружений и земельных участков; решением Кабмина передать его Фонду госимущества для последующей продажи на открытых аукционах.

— Ликвидировать созданные предыдущей властью внебюджетные фонды при министерстве обороны, которые наполнялись участниками тендеров в добровольно-принудительном порядке.

— Искоренить взяточничество при назначении на должности, присвоении воинских званий, отборе кандидатов на обучение за рубежом и для участия в миротворческих миссиях.

— Внедрить информационную систему автоматического учета личного состава, вооружений и военной техники, всех финансовых и материальных средств министерства.

— Обеспечить прозрачность в выделении Генштабом частотных ресурсов для их использования в гражданском секторе, в интересах телевидения, радиовещания и связи в стране.

Министр внутренних дел

Имя: Аваков Арсен Борисович

Возраст: 50 лет

Партийность: беспартийный, квота «Народного фронта»

Чьи интересы может лоббировать: большинство экспертов полагает, что г-н Аваков в первую очередь будет лоббистским инструментом Игоря Коломойского. Интересы Арсения Яценюка, выступающего «политической крышей» главы МВД, разумеется, также будут учитываться. Если не будут идти вразрез с бизнес-интересами самого Авакова.

Доход и имущество: 282 457 грн — зарплата в 2013 г., из них 247 363 грн — зарплата, 35 094 — материальная помощь. За пределами Украины Аваков получил 18 тыс. евро дохода (198 720 грн на момент подачи декларации).

Владеет земельным участком 1200 кв.м. в Харьковской обл., тремя квартирами: 657,9 кв.м. (Харьков), 70,9 кв.м. (Харьков), 58 кв.м. (Чугуев).

Размер вкладов в статутный капитал предприятий — 9 037 428 грн, из которых 8 832 000 — за рубежом.

Супруга Авакова заработала 716 800 грн, из которых зарплата — 16 800 грн, остальное — 700 000 грн — значится в графе «подарки, призы, выигрыши».

Стоимость ценных бумаг жены Авакова — 1 315 817 грн.

Автомобилей или других транспортных средств у семьи Аваковых нет.

Бизнес: еще не так давно Арсен Борисович руководил небольшой бизнес-империей, именовавшейся АО «Инвестор» и объединявшей банк «Базис», ТЭЦ-3, супермаркеты, птицефабрику, чаеразвесочную фабрику, хлебозавод, завод газированных напитков, строительную фирму, офисно-складскую компанию, медиа-холдинг и многое другое.

Предметом особого внимания г-на Авакова были добыча и продажа газа. В его холдинг входили несколько предприятий, специализировавшихся на добыче, в частности ООО «Газоконденсатное месторождение «Денисовское», ООО «Надра», ООО «Соло Лтд», ООО «Инвестор-поиск». Свой интерес у Авакова был на пяти газоконденсатных месторождениях Харьковской области — Огульцовском, Нарижнянском, Марьинском, Денисовском и Сахалинском, На последнем структура Авакова ООО «Сахалинское» эксплуатировала сразу 7 скважин. Кстати, по сообщениям СМИ, в свое время имя Авакова фигурировало в деле о хищении газоконденсата с Балаклейского месторождения газопромыслового управления «Шебелинкагаздобыча».

В 2011 году журнал «Фокус» оценил состояние Арсена Авакова в 283 млн долл. В 2012 году Аваков публично признавался, что имеет бизнес в Италии.

За время президентства Януковича системный бизнес Авакова был разрушен, однако ему удалось реализовать часть активов и вывести средства за границу.

В частности, по сообщениям СМИ, занимавшуюся газодобычей компанию «Энергия-95», Аваков в 2012 году продал фирмам Ditek Gaz Energy Limited (Кипр) и Energy Ditek Limited (Британские Виргинские острова). Однако в августе этого года Хозяйственный суд Харьковской области признал сделку недействительной. Эксперты считают, что за этим реш