Милицию переименовать в полицию, изменить ее функции, очистить ряды, поставить блок на коррупцию – таковы амбициозные планы власти. Сроки реформы МВД пока что не очерчены, однако она назрела давно, а после событий во Врадиевке и на Майдане стала одной из приоритетных.
Частью реформы будет и децентрализация правоохранительных органов. У власти есть концепция, которую Украины разработала вместе с европейскими экспертами.
Врозь и вместе
Насколько будет связана деятельность муниципальной полиции (название условное, пока что Кабмин предлагает называть ее «Полиция местного самоуправления») с центральным аппаратом МВД – один из основных вопросов реформы.
Если концепцию воплотят в жизнь, то мы получим принципиально новый правоохранительный орган, который не будет входить в структуру МВД. Но все же связь останется.
Муниципальную полицию Украины будут создавать органы местного самоуправления: советы городов общегосударственного или областного значения, райсоветы или же советы нескольких населенных пунктов по договорному принципу. Кандидатуру начальника муниципальной полиции будет предлагать глава совета, а утверждать сам совет. В местном самоуправлении также будут решать, какое количество подразделений необходимо. Соответственно, и финансировать деятельность территориальной полиции будут из местного бюджета.
Однако МВД не будет стоять в стороне. Именно в учебных заведениях этого ведомства будут готовить кадры для муниципальной полиции. Центральный аппарат министерства также будет определять квалификационные требования к местным полицейским. Больше того, его сотрудники, при желании, смогут перейти в территориальные формирования. В остальном же штат будут комплектовать за счет найма.
Дополнительные полномочия центральный аппарат получит и в случае особых ситуаций. Военное и чрезвычайное положение, а также проведение АТО подразумевают, что муниципальная полиция будет подконтрольна и подотчетна МВД.
На профильный закон «О милиции» (хотя после реформы, его название изменится), предстоит ориентироваться и в вопросах соцзащиты местных правоохранителей. Их зарплата и пенсия будет не меньше, чем у работников центрального аппарата. Впрочем, местные власти, исходя из необходимости и возможностей, смогут назначать надбавки.
В будущем, МВД передаст муниципальной полиции часть своих территориальных объектов (например, помещения нынешних райотделов) и средств. Но, естественно не всех, поскольку полномочия местных полицейских все же не будут такими же, как у работников министерства.
Только на своей территории
В первую очередь, муниципальная полиция будет ограничена территориально – ее полномочия будут действовать только в границах, где действуют и полномочия, создавшего ее совета. Одна из задач полиции будет состоять в том, чтобы оказывать правовую помощь и обеспечивать выполнение решений местной власти. Однако она будет активно участвовать в делах об административных правонарушениях.
Права муниципальной полиции будут распространяться на такие сферы, как охрана культурного наследия, соблюдение госстандартов в вопросах благоустройства. Местные полицейские будут следить за правильной парковкой и соблюдением правил остановки, торговлей на рынках и «с рук», продажей алкоголя и табачных изделий, порядком в жилых домах. Также они будут контролировать соблюдение законодательства в сфере азартных игр, штрафовать тех, кто курит и пьет в общественных местах.
Исходя из этого круга обязанностей, полицейским и будут выделять спецсредства – наручники, резиновые дубинки, электрошокеры. Но никакого огнестрела.
На кого равняться?
Украина любит искать примеры в опыте других стран. Исходя из него, нужно уяснить и основные принципы деятельности местной полиции. Она должна быть не карателем, а гарантом безопасности местных жителей. Ее эффективность играет на руку местной власти, ведь полицейские будут отвечать за безопасность потенциальных избирателей. Все планы и намерения должны замыкаться именно на их интересах. Поэтому и реформу МВД нужно провести одновременно с децентрализацией власти и гибко подходить к дальнейшим изменениям в законах.
Например, в США полномочия местной полиции постоянно трансформируются и реагируют на новые вызовы, в частности, на угрозы терактов. В Германии власти земель сами их формулируют, исходя из нужд региона, и это право закреплено основным законом. Япония некоторое время выстраивала систему правопорядка по американским лекалам, но затем пришла к собственной концепции и вовлекла население в профилактику правонарушений. Сейчас уровень раскрытия уголовных преступлений там составляет почти 100%. Чехия полностью отказалась от коммунистических пережитков и приложила все усилия, чтобы в центральном аппарат работали гражданские, а муниципальная полиция использовала мирные методы в работе.
Законодательство в части правоохранительной деятельности большинства стран меняется чуть ли не ежегодно. Повсеместно они основаны на принципах демилитаризации, деполитизации и децентрализации. Государственное устройство страны – федерация или унитарный строй – значения не имеет. В свою очередь Украина до сих пор живет с законом «О милиции» образца 1990 г. Насколько он эффективен, можно судить по одной только цифре - по данным института социологии НАН Украины, 76,7% украинцев не доверяют правоохранителям.
Как работает местная полиция в странах с децентрализованной властью
Страна, название местного правоохранительного органа | Формирование | Полномочия |
Германия, Земельная полиция | В ФРГ 16 федеративных земель. Конституция предусматривает, что в каждой из них организация полицейских формирований происходит по собственному, важному именно для этой земли, принципу.
| Если унифицировать основные функции земельных полиций, то можно выделит их следующую структуру: - криминальная полиция (расследование особо опасных преступлений, борьба с незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью, аналитические исследования, спецобучение, координация следственных мероприятий и т.д.0; - полицейская служба (профилактика правонарушений, контроль за ситуацией на дорогах); - экстренная полиция (общая поддержка в связи с крупными мероприятиями и ЧС) - водная полиция; - воздушная полиция; - специализированные военизированные тактические отряды и мобильные разведотряды (специфическая деятельность и участие в особых расследованиях). |
США, Полиция штата, города, округа
| Руководителя местной полиции, как правило, назначает глава местного самоуправления или сам орган местного самоуправления. Глава полиции округа – шериф – как правило избирается на должность. Возглавить полицию штата или большого города может только штатский, а не полицейский. | Список полномочий полиции штата, города или округа обширен и постоянно пополняется. Однако функции по охране правопорядка полностью возложены на территориальную полицию. Они курируют множество вопросов, вплоть до борьбы с терроризмом (в Нью-Йорке) и спецопераций (силами S.W.A.T.). |
Чехия, муниципальная полиция | Власть городов и населенных пунктов формирует и руководит полицией. Ее деятельность ограничена территориально. Она тесно сотрудничает с центральной Полицией Чешской Республики. | В компетенцию муниципальной полиции входит: содействие охране безопасности граждан и имущества, надзор за соблюдением принципа сосуществования граждан, в установленных пределах содействие безопасности и бесперебойности дорожного движения, выявление проступков и других административных нарушений и т.д. |
Япония (конституционная парламентская монархия с децентрализованной публичной властью) Региональные полицейские бюро | Основа правопорядка в стране – местные полицейские - патрульные на опорных пунктах. Они подчинены райотделам, а те – полицейским бюро в префектурах с широкими полномочиями. Свою деятельность префектурные бюро координируют с Национальным полицейским управлением. | Почти половина все полицейских в Японии – это патрульные на 15 тыс. опорных пунктов (кобан - в городах и тюдзайсё – в деревнях). Их функции - профилактика правонарушений, своевременное обнаружение совершенных преступлений и передача дел в специализированные отделы и управления в районные бюро. |