Несколько событий в верхах украинской власти, на первый взгляд, не связанных между собой, свидетельствуют о том, что в окружении главы государства вновь обостряется борьба за влияние. Причем на этот раз сильные козыри получает условно именуемая «партия войны» - группа из президентского окружения, ратующая за дельнейшее «закручивание гаек». В числе свидетельств того, что эта группа пошла в наступление – и концепция новой Военной доктрины, и «наезд» главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова на «грантоедов», и даже лоббирование решения о вывешивании красных флагов. Похоже, что власть пытается снова расколоть общество политически, дабы микшировать его социальное недовольство.
«Нехорошие парни» и государственная измена
События эти имеют разные временные «корни». Так, Военная доктрина готовилась не один месяц и была засекречена не только от общественности, но и от экспертного сообщества в целом. Тем не менее, стало известно, что в перечне угроз национальной безопасности оказалось не только проявления сепаратизма, но и такая угроза, как «вмешательство во внутренние дела, осуществляемое с помощью информационного влияния, экономического давления, финансовой и моральной поддержки отдельных политических сил, неправительственных организаций, чья деятельность направлена на дискредитацию власти».
В условиях строжайшей секретности, которая сопровождала принятие Военной доктрины, введение в нее подобного четко указывает нам на основные страхи власти. Главный из них понятен и давно описан – страх перед собственным народом и активной формой проявления недовольства. Получив «прививку» первым и вторым Майданами, базовую опасность нынешние власть имущие видят именно в подобных угрозах. Ни о каком соотнесении этого пункта с принципами свободы слова, собраний и базовыми положениям демократии речи нет. А последующие высказывания Александра Ефремова о «молодых ребятах», которые на деньги Джорджа Сороса и Бориса Березовского готовят в Украине североафриканский сценарий, концентрирует страхи власти до уровня паранойи. И очень четко ложатся на матрицу электорального ядра Партии регионов – с его верой в «козни Запада», «проплаченый майдан», «наколотые апельсины» и «сильную руку».
Враги государства
Напомним, что глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов – человек серьезный в партийной и чиновничьей иерархии - находясь на родине в Луганске, поведал, что Джордж Сорос выделил средства для подготовки в Украине неких «молодых ребят», «которые могли бы по варианту Северной Африки запускать любые проекты, которые есть». Так Ефремов вбросил обществу информацию о том, что власть настороже, она готова к отражению любых протестных действий, а сами такие действия будут считаться как спонсируемые извне, и попадающие теперь под признак государственной измены. Власть четко показывает, кого и чего боится – не столько оппозиции политической, сколько стихии улицы и влияния общественных организаций. Боится «твиттерных революций». Африканский «звоночек» все-таки был ею услышан.
В России, как известно, деятельность подобных фондов и организаций либо вообще запрещена, либо поставлена под жесткий контроль. Украинская вертикаль власти, ориентирующаяся на российскую модель отношений с обществом, пытается действовать точно также. С поправкой на то, что мы официально стремимся к евроинтеграции. И потому подобные заявления в формат евроустремлений никак не вписываются.
Гранты «мимо кассы»
Внешний контекст заявлений Ефремова односторонен – против Запада. ПР предстает теперь партией почти что советских стереотипов, чья риторика не очень отличается от риторики Путина или Лукашенко. Видимо, на их опыт «регионалы» и будут ссылаться при разработке подобного законопроекта. А там недалеко и до заявлений о «пятой колонне», которую следует «прижать».
Устами другого известного деятеля ПР – Вадима Колесниченко – идея конкретизируется: мол, речь идет не о запрете, а о контроле над деньгами, идущими через фонды. Колесниченко утверждает, что «различные институты и фонды работают в своих личных интересах». Правда, далее он ссылается на заявления Бориса Березовского о том, что последний спонсировал оранжевую революцию. Березовскому, как персонажу эпатажному, веры нет и быть не может. Зато Колесниченко в данном контексте верить следует: контроль «регионалы» действительно хотят получить. Столько денег проходит «мимо кассы»! Так что интересы идеолого-электоральные сочетаются с сугубо меркантильными.
Кому «перекроют кислород»
Большинство общественных организаций, занимающихся написанием проектов на гранты, не связаны с политикой. Лишь небольшая часть работает с вопросами законодательства и т. д. Первыми «под раздачу» попадут правозащитные организации, ведь диапазон их «вредительской» деятельности может быть максимально широк: от обеспечения прав граждан в столкновении с силовыми органами до юридических консультаций для гражданских активистов. «Постучать по карману» могут и тем, кто финансирует экологические проекты и проекты по охране памятников: в большинстве своем, деятельность этих организаций входит в противоречие с интересами большого бизнеса, застройщиков и т.д.
Может быть «зарублено» и финансирование учебных программ и частных учебных заведений. Ведь в них может насаждаться мировоззрение не с «тем» уклоном. Да и Минобразования в лице Дмитрия Табачника не прочь проконтролировать финансовые влияния, с помощью которых в головы молодого поколения вбивают идеи «западной демократии» вместо «русского мира».
Наконец, сюда могут быть отнесены любые организации, ставящие целью содействие малому и среднему бизнесу, а также написание законопроектов. В последнем случае показателен пример закона о доступе к публичной информации, который был написан при прямом западном участии. О многочисленных программах по борьбе с коррупцией уже и говорить нечего.
Но самое интересное то, что подобный законопроект может перекрыть каналы поддержки «русским соотечественникам» в Крыму и Юго-Востоке. Там получение подобных грантов поставлено на поток, и практически все эпатажные акции активистов «русских движений» направлены на оправдание подобных вливаний. С 2010 года помощь подобного рода была урезана, и особенно тоскливо стало «профессиональным соотечественникам», как называют эту категорию «грантоедов», после снятия мэра Москвы Лужкова, тратившего на поддержку пророссийских организаций в Крыму деньги московского бюджета. Нормы нового закона можно будет применить и к ним – и это может быть проделано, дабы лишний раз показать Крыму и прочему юго-востоку, насколько Партия регионов прочно удерживает монополию на власть.
«Партия войны» усиливает натиск
Между тем, бояться у власти есть основания. Только за два последних месяца, согласно соцопросу, проведенному Центром Разумкова*, количество жителей Украины, негативно оценивающих развитие ситуации в стране, увеличилось с 58 до 63,8%. Уровень поддержки главы государства снизился до 11,3%. 47,6% выразили несогласие с политикой главы государства. Характерно, что Тимошенко доверяют при этом 9,6% граждан – т.е. разница в рейтинге с главным соперником составляет меньше 2%.
В этих условиях активизация условной «партии войны» в окружении президента может рассматриваться как попытка части элиты переломить ситуацию в обществе «через колено» и упрочить свое влияние путем жестких мер на некий длительный период. Нынешнее «закручивание гаек» может быть даже более серьезным, чем попытка, предпринятая перед новым годом, когда были проведены аресты министров Тимошенко, были отправлены в тюрьму активисты налогового майдана и «тризубовцы», а в придачу состоялась показательное избиение оппозиционеров в парламенте.
Один из организаторов предпринимательского сопротивления Александр Данилюк сообщает, что 1 и 9 мая могут произойти провокации, связанные с противостоянием «крайних» левых и правых сил, после чего и будет реализовано упомянутое «закручивание». Конечно, его заявление можно счесть попыткой привлечь внимание к себе и запланированным на 14 мая протестным акциям протии «реформ» правительства. Но в пользу версии говорит последнее решение парламента об обязательном вывешивании красных флагов по всей Украине на 9 мая. Равно как и заявленный во Львове на то же 9 мая марш «Русского единства». «Свобода» уже готова встретить его «во всеоружии». Ну как после этого не заподозрить власть в желании снова разделить украинцев по политическому признаку, дабы лишить кумулятивного единства в неприятии экономической и социальной политики режима?
Александр Данилюк вновь говорит, что в президентском окружении борются две группы – «партия мира», исповедующая некоторые уступки оппозиции и Западу, диалог с гражданским обществом и показательную отставку премьер-министра вместе с наиболее одиозными министрами Кабмина, и «партии войны», целью которых является увеличение силового давления на общество. Имена тех, кто входит в эти группы, Данилюк не назвал. Собственно говоря, подобные «утечки информации» являются «секретом Полишинеля». Ранее «партией войны» считалась условная «группа Фирташа», куда входили, в частности, Валерий Хорошковский, и, что немаловажно, глава президентской администрации Сергей Левочкин. Ринату же Ахметову и ориентированным на него чиновникам приписывалась чуть не роль «голубей мира». Теперь персональное наполнение этих групп подверглось изменению. Всемогущий Сергей Левочкин уже не числится таким уж «ястребом», зато в число таковых можно включить группу «старых донецких», желающих сохранить влияние на Виктора Януковича и защитить позиции Николая Азарова.
При этом «ястребы» готовы дать отпор всем формам выражение народного недовольства – как экономического, так и политического, как «прозападного», так и «пророссийского». «Партия войны» стремятся к унификации общественно-политических проявлений в стране. Образно говоря, их принцип - «ни Сталина, ни Бандеры». Ни «Русского Единства», ни «Тризуба». Их лозунг – «все будет ПР», а вертикаль власти должна быть максимально усилена, причем тесно кооперироваться и опираться на власть партийную. Кстати, именно эта группа провалила идею о департизации чиновников, которую сам Янукович пытался ввести в закон о госслужбе.
«Либеральному» тренду сопротивления в таких условиях формально достанется больше, да и внешняя идеология наступления на гражданские свободы будет близка к российского-белорусской. Однако теоретиков и практиков «русского мира» на территории Украины также будут «щемить» - скорее саботировать и дискредитировать, нежели впрямую преследовать.
Возможного триумфа «ястребов» можно ожидать уже в ближайшие недели. И если на майские праздники провокации не состоятся – это будет первый звоночек к тому, что Янукович решил не переходить черту с очередным «закручиванием». Как отнесется власть к акциям протеста 14 мая и после – будет вторым тестом на ее намерения. И третьим станут возможные ротации в правительстве. Которых все ждут, но которые могут быть отложены до осени. В таком случае, борьба в верхах будет снова переведена в кулуарную форму. Однако вряд ли все будет так спокойно. Ведь градус общественного недовольства нарастает, и решать эту главную для власти проблему нужно уже сейчас.
*Исследование проводилось с 1 по 5 апреля 2011 года. Были опрошены 2009 респондентов старше 18 лет во всех областях Украины, Киеве и АР Крым. Погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95.