Недавно в парламенте был зарегистрирован довольно необычный по своему содержанию законопроект. Название говорит само за себя – «Об азартных играх» (№8401). Необычность заключается в том, что попытка узаконить и дать определение азартным играм уже исключает моральную составляющую этого вопроса. Понятное дело, что в азартные игры играли, играют и будут играть, и попытаться запретить курице нести золотые яйца, по крайней мере, нелогично. Есть вещи, которые можно искоренить только вместе с человечеством, и любовь к азартным играм входит в их число.

По мнению автора законопроекта, народного депутата Украины Сергея Осыки, государству необходимо создать такой механизм государственного регулирования индустрии азартных игр, который обеспечивал бы баланс между потенциальными потерями игроков, доходами игорного бизнеса и преимуществами для общества, вытекающими из доходности этой индустрии (налоги, рабочие места, спонсирование общественно важных программ и т. п.). Иными словами, подчеркнул г-н Осыка, азартные игры подлежат цивилизованному государственному регулированию. Такое регулирование при сохранении прибыльности сферы азартных игр будет осуществлять действенную защиту игроков, контролировать возможные потери и сводить их к минимально возможным величинам, содействовать дополнительным поступлениям в бюджет.
Необходимо отметить, что разработчики законопроекта акцентируют внимание на том, что документ предлагает при урегулировании сферы азартных игр (к которым, кстати, отнесена и лотерея) использовать международный опыт. «Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться во всех тонкостях законопроекта и определить основные пути развития «азартного» бизнеса в Украине в случае принятия этого документа.

Все игры будут лицензироваться

Итак, начнем, пожалуй, с понятийного аппарата. Законопроект дает четкое определение азартным играм, более того, определяет несколько их видов – например, игра в карты, в кости, на игровом автомате, цилиндрическая игра, рулетка и так далее. Если честно, документ включает более 50 понятий, и подробно разбирать каждое из них нет смысла, так что, пожалуй, остановимся на нескольких основополагающих.
К таковым смело можно отнести понятие лотереи, которая стала родственницей азартных игр. Согласно проекту, лотерея – это азартная игра независимо от ее названия, условиями проведения которой предполагается розыгрыш призового (выигрышного) фонда между игроками, выигрыш (приз) в которой имеет случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением (зданием). В свою очередь, лотерея делится на несколько видов: разрядная, числовая, бинго, тото и мгновенная. Более того, с принятием этого проекта будет образована государственная монополия на организацию и проведение азартных игр, в том числе и на организацию государственных денежных лотерей, которая предусматривает создание и функционирование Национального организатора азартных игр с установлением лимита лицензий на проведение государственных денежных лотерей в количестве не более пяти. То есть основными средствами государственного регулирования рынка азартных игр станет лицензирование хозяйственной деятельности в сфере азартных игр, патентование операций по предоставлению услуг в сфере азартных игр и сертификация игрового оборудования и программного обеспечения к нему.

Без 5 млн евро открыть казино не получится

Проектом также устанавливаются жесткие требования к финансовому состоянию операторов государственных денежных лотерей и азартных игр в казино. Так, уставный (составной) капитал для «лотерейщиков» должен быть никак не меньше, чем у банков, которые осуществляют деятельность на всей территории Украины, т. е. 75 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро. Что касается операторов азартных игр в казино, то их уставный (составной) капитал не может быть меньше, чем сумма стоимости лицензии и стоимости игорного оборудования, которое используется для проведения игр. Эта сумма составляет более 40 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро.
Законопроектом также предусмотрено, что казино разрешается размещать исключительно в пределах единой специальной территориальной игровой зоны для размещения казино и объектных зон проведения азартных игр. При этом отмечается, что территорией таких специальных игровых зон считается территория трех- и пятизвездочных гостиниц с количеством номеров не менее 60 в Автономной Республике Крым (кроме Севастополя) и курортов Буковеля, Трускавца, Моршина, Мукачева и пгт Славское в их географических границах, установленных законодательством Украины.

Несколько слов о возможных последствиях

Говоря о последствиях «возвращения» азартных игр в цивилизованное русло, следует учитывать следующее. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предусматривается, что:
– средства от проведения азартных игр будут использоваться на социальные нужды и развитие спорта, реализацию мер по предотвращению негативного влияния азартных игр на уязвимые группы населения, профилактике и предупреждению возникновения игровой зависимости, по содействию развитию ответственной игры, а также на участие в международном сотрудничестве в сфере азартных игр;
– национальные стандарты и технические регламенты игорного оборудования и программного обеспечения, используемого для проведения азартных игр, должны будут соответствовать общепринятым международным стандартам и наилучшей сложившейся практике стран Европейского Союза относительно требований к игорному оборудованию и программному обеспечению в сфере азартных игр;
– реклама азартных игр будет ограничиваться как по месту расположения, так и по содержанию и социальной направленности в соответствии с европейскими стандартами условий осуществления рекламы азартных игр.
Как видно, налицо существенное изменение подхода к пониманию азартных игр и всего, что с ними связано. Если в действующем законодательстве, например, в УК Украины, написано: «Занятие игорным бизнесом наказывается», то проект предлагает кардинально изменить существующую трактовку, заменив название и содержание статьи: «Организация или проведение запрещенных азартных игр наказывается». Кроме Уголовного кодекса, изменения коснутся и ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Из этого нормативно-правового акта исключается часть о лицензировании такого вида деятельности, как выпуск и проведение лотерей. Это означает, что лицензирование хозяйственно деятельности в сфере азартных игр будет осуществляться этим же законом, но с учетом особенностей, определенных ЗУ «Об азартных играх». Что называется, почувствуйте разницу.

Справка

Что не следует считать азартными играми

Каким бы ни был новый закон об азартных играх, он не должен распространяться на:

– розыгрыши, проводимые юридическими и физическими лицами за счет собственных средств с целью содействия продаже любого товара или оказанию платных услуг (работ), которые предусматривают участие в них потребителей товаров (услуг) без внесения за это платы;
– развлекательно-спортивные игры: бильярд, кегельбан (боулинг), дартс, другие игры при условии, что выигрыши (призы) в них не обеспечиваются за счет средств, полученных от их участников;
– игровые автоматы типа «кран-машина», где как выигрыш (приз) игрок получает исключительно материальные вещи в виде игрушек, или аттракционы, симуляторы и прочие увеселительные игровые автоматы, не предусматривающие денежный выигрыш (приз);
– эмиссию, обращение и погашение ценных бумаг, по которым осуществляется выплата доходов в форме выигрышей (призов), а также выплату выигрышей (выдачу призов) по вкладам (взносам) в банках и других финансовых учреждениях в соответствии с законодательством.

Проект №8401

ЗАКОН УКРАЇНИ «ПРО АЗАРТНІ ІГРИ» (витяг)

Стаття 11. Обмеження на види азартних ігор

На території України дозволяється організовувати та проводити такі види азартних ігор: державні грошові лотереї, ігри в карти, ігри в кості, ігри в рулетку, парі, тоталізатор, ігри для електронного (віртуального) казино.
В Україні забороняється організовувати та проводити інші види азартних ігор, зокрема інтерактивні ігри, інші теле- та радіоігри, що передбачають внесення фізичною особою плати за участь у них (в тому числі як плати за послуги телефонного зв’язку).
Забороняється організовувати та проводити будь-які азартні ігри без ліцензії на провадження відповідного виду господарської діяльності у сфері азартних ігор. Зазначене обмеження не поширюється на Національного організатора азартних ігор.
Забороняється сприяти проведенню будь-яких азартних ігор суб’єктам господарювання, які не мають ліцензії на провадження відповідного виду діяльності у сфері азартних ігор.
Спортивні, благодійні, безкоштовні ігри в карти, ігри в кості, циліндричні ігри (в тому числі в рулетку) дозволяється проводити виключно в казино.