— Скажите, дефолт — это хорошо или плохо? Его бояться или ждать с нетерпением?
— Дефолт — это ни хорошо, ни плохо, это как повезет.
(Диалог в соцсетях)
В продолжение этого диалога приведу аналогию. Дефолт можно сравнить с хирургическим вмешательством в экономику. Операция — это хорошо или плохо? Ответ однозначен: когда остальные средства исчерпаны, лечение невозможно — остается оперировать, и результат операции в некоторой степени непредсказуем.
Я всегда подчеркиваю, что ни одно экономическое или политическое явление не имеет однозначных последствий для экономики. Дефолт не исключение. Как результат хирургической операции определяют мастерство хирурга и сила организма, так и последствия дефолта зависят от квалифицированных действий правительства и запаса прочности экономики.
Конечно, в ситуации, когда страна давно балансирует на грани, простому украинцу не стоит сидеть сложа руки, рассчитывая на безграничную выносливость отечественной экономики или профессионализм наших политиков и финансистов. Если дойдет до радикального лечения болезни государственных финансов, то есть смысл позаботиться о себе лично или по крайней мере знать, что делать, чтобы легче пережить тяжелые времена…
Прежде всего, следует напомнить, что дефолты бывают разные. Суверенный дефолт — это невозможность государства рассчитаться по своим обязательствам с кредиторами. Существует два вида дефолта: фактический и технический. Технический дефолт — это ситуация, когда государство не может погасить определенные обязательства в конкретный момент времени, но в перспективе остается платежеспособным. А фактический означает, что денег в государстве для расчетов с кредиторами нет и не предвидится. Кроме того, важно, какие долги государство не может отдать — внешние или внутренние, и в какой валюте они номинированы. В зависимости от этого дефолт может объявляться только по внутренним или только по внешним обязательствам. Ну и совсем «тяжелый» случай — полная невозможность государства погасить все долги, как внешним кредиторам, так и собственным гражданам, и субъектам экономики.
Как следует из определения, суверенный дефолт связан с нерациональной долговой политикой, когда объемы заимствований и расходы на обслуживание государственного долга превышают возможности государства аккумулировать средства. Однако большой государственный долг сам по себе не является первопричиной дефолта. Если обратиться к классикам макроэкономики, то они вообще отвергали возможность «банкротства» государства, объясняя это тем, что правительство может рефинансировать долги, увеличивать налоги и печатать деньги, что, конечно, не исключает негативных последствий для экономики. Фактически, термин «банкротство» действительно неправомерно применять к государству, поскольку, в отличие от предприятия, его нельзя продать или закрыть за долги. Впрочем, глубина и частота кризисов конца ХХ — начала ХХІ в. в условиях усиления глобализации заставляют относиться к вопросу дефолта серьезнее.
По мнению экономистов, риск возникновения дефолта более свойственен развивающимся странам со слабыми экономиками и низким уровнем ВВП. При этом срабатывает ряд катализаторов — неэффективная денежно-кредитная политика, политические или социальные потрясения, бюджетный популизм, системный банковский кризис и потеря доверия к банкам, высокая зависимость от конъюнктуры на сырьевых рынках, рост безработицы и потеря доходов бюджета и т.п. В некоторой степени объединение этих факторов для каждой страны уникально, поэтому и причины, и следствия дефолта существенным образом отличаются.
Если рассматривать опыт соседней России, которая пережила дефолт в 1998 г., следует отметить несколько моментов. На фоне постоянных финансовых трудностей, начавшихся после распада Советского Союза, слабости банковской системы и хронического дефицита бюджета, и предопределявшего значительные заимствования, с целью преодоления инфляции проводилась жесткая монетарная политика. Она сопровождалась поддержкой завышенного курса рубля. Это привело к чрезмерному росту импорта и уменьшению внутреннего производства. Правительство не успело своевременно провести девальвацию, опасаясь банкротства банковской системы, которое, в конце концов, произошло — уже под влиянием внешних факторов. Катализатором послужили резкое падение цены на нефть (зависимость от конъюнктуры на сырьевых рынках) и азиатский финансовый кризис (утечка капитала с развивающихся рынков). В связи с этим следует сказать, что нынешнее девальвирование курса гривни — оправданный, даже несколько запоздалый шаг, как бы болезненно это ни сказалось на жизненном уровне населения и какой бы шквал критики правительства ни вызвало.
Какие последствия вообще может иметь дефолт? Если рассматривать обязательства перед внешними кредиторами, ситуация редко бывает критической. Как уже упоминалось, суверенное государство — не предприятие, и кредиторы хочешь не хочешь вынуждены идти на компромисс, рестуктурируя долги. Украина уже оказывалась в ситуации технического дефолта по некоторым внешним займам. До сих пор правительству удавалось успешно договариваться c кредиторами. В истории известны и ситуации с частичным списанием долгов, как, например, Польше и Египту в 1992 г., хотя они, скорее, исключение, чем тот случай, на который следует рассчитывать.
В зависимости от совокупности других факторов, дефолт по внешним обязательствам может пройти и незамеченным для большинства экономических агентов, как это было до сих пор в Украине, но в случае объявления суверенного дефолта — приведет к серьезным испытаниям для экономики. Прежде всего, произойдет снижение инвестиционного рейтинга страны и полная ее изоляция от внешних финансовых ресурсов, повышение и так немалых процентных ставок и отток капитала. Банковская система особенно чувствительна к таким процессам, поскольку рейтинги банков зависят от рейтинга страны, а значит, они потеряют возможность привлекать дешевые внешние ресурсы. Повышение процентных ставок больно ударит по экономике, сузив и так не очень широкие возможности доступа предприятий к кредитным ресурсам. Как следствие — сворачивание производства, увеличение безработицы, снижение жизненного уровня населения и новый виток бюджетного дефицита. Еще одно негативное последствие — значительные потери банковской системы из-за девальвации национальной денежной единицы, что послужит причиной неединичных случаев банкротств банков, а по «эффекту домино» — и предприятий. В случае суверенного дефолта по внешним долгам государство часто теряет часть своего экономического суверенитета, что выражается в несамостоятельности правительства в принятии решений, их переориентации на интересы кредиторов, а не национальной экономики. Глубина кризиса будет зависеть от того, как все эти явления совпадут во времени и насколько эффективно будет действовать правительство.
Впрочем, есть и положительные последствия. Отказ от выплат по внешним обязательствам уменьшает нагрузку на государственный бюджет и позволяет направить ресурсы на внутренние нужды. В условиях отсутствия внешнего финансирования правительство вынуждено оптимизировать затраты, отказаться от популистских решений и ослабить неэффективную государственную поддержку устаревшего производства. Усиливаются приватизационные процессы, происходит структурная перестройка экономики. Государство также получает возможность договориться об уменьшении долга в части накопленных процентов, нередко довольно значительных. Сокращение импорта и его резкое подорожание заставляет потребителей переориентироваться на отечественные товары, что дает мощный толчок развитию национального производства. Вместе с тем повышаются возможности для экспорта, ведь удешевление рабочей силы и других факторов национального производства делает отечественные товары более привлекательными для внешнего потребителя. Для Украины это может стать предпосылкой развития наиболее перспективных отраслей, учитывая конъюнктуру мировых рынков, — сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности. В условиях дефолта неизбежно лопаются все финансовые пузыри, теряют трудоспособность наиболее раздутые сферы экономики. Дефолт, таким образом, становится инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики, что и позволяет сравнить его с хирургической операцией, после которой пациент (экономика) получает шанс на новую жизнь. Но только при условии эффективного государственного менеджмента.
Если говорить о внутреннем дефолте, то последствия могут быть схожими, но он значительно больше влияет на банковскую систему, особенно если она является основным кредитором правительства. Кроме того, внутренний дефолт приводит к большим социальным потерям населения из-за замораживания социальных выплат, сокращения занятости, потери сбережений.
Кто пострадает в числе первых в Украине в случае гипотетического дефолта? Ответ очевиден — те сферы, которые наиболее зависят от импорта и кредитных ресурсов. Это прежде всего строительство, машиностроение, торговля, частично — транспорт и легкая промышленность. Кроме потерь от девальвации национальной денежной единицы, уменьшения спроса на свою продукции, они могут столкнуться и с более жесткими условиями расчетов с зарубежными поставщиками. Сокращение внутреннего спроса затронет товары и услуги, не являющиеся первой необходимостью, — автомобили, ювелирные изделия, дорогую электронику, деликатесы, туристические и ресторанные услуги. Уменьшение розничного товарооборота затронет и ритейл. В банковской системе следует ожидать кризиса неплатежей по валютным кредитам и очередного роста портфеля токсичных активов. Неизвестно также, как поведут себя иностранные материнские банки в отношении своих отечественных дочек: продолжат поддерживать финансово, заморозят дальнейшие инвестиции или же захотят вывести капитал.
Ну и самое важное — что делать? Простых и универсальных рецептов не существует, но есть несколько важных вещей, которые надо делать уже сегодня, независимо от прогнозов. Прежде всего — это импортозамещение. Выиграет от ситуации тот, кто быстрее и эффективнее переориентируется на внутреннее производство, найдет замену импортному сырью или товарам. О «коротких деньгах» придется на какое-то время забыть, а капитал — направить в отрасли и сферы, привлекательные в средне- и долгосрочной перспективе: потенциально экспортоориентированные, независимые от импорта энергоносителей, те, чьи активы временно обесценились, в частности вследствие потерь от сворачивания торговли с Россией и странами Таможенного союза, ну и, конечно, — в энергосберегающие технологии. Большой потенциал, по моему мнению, есть у туристической отрасли. Яркий пример этого — ОАЭ, которые, планомерно развивая туристическую инфраструктуру, сумели компенсировать уменьшение доходов от добычи нефти.
Если предприятия, работающие в премиум-сегменте, особенно не пострадают, то для остальных наступят тяжелые времена. Даже если средний класс в Украине не выйдет из этой категории, то будет стремиться оптимизировать свои расходы. Поэтому тем, кто ориентирован именно на таких потребителей, надо уже сейчас диверсифицировать свои товары и услуги, увеличивая их долю в более низком ценовом сегменте. Некоторым предприятиям стоит «переждать» кризис, что называется, на «холостом ходу» — поддерживая экономическую активность на минимально допустимом уровне, чтобы предотвратить еще большие потери. Не следует забывать и о ликвидности, в частности для ритейла. Ее придется нарастить, в том числе за счет жесткой экономии, ведь кредит ограничится и станет дороже.
Чего стоит ждать и что делать простым гражданам? Если вследствие дефолта начнется системный кризис, он не обойдет ни одного украинца. И превентивные меры следует принимать немедленно. Основные советы здесь просты и банальны: «подушка безопасности», ликвидность и диверсификация, контроль над расходами. Исследования показали, что многие украинцы не научились жить в пределах своих доходов и экономить. Не способствует этому и агрессивная реклама финучреждениями своих потребительских займов наподобие «жить лучше уже сейчас». Но если сегодня у вас есть работа и стабильные доходы, завтра все может измениться. Предприятия будут оптимизировать затраты прежде всего за счет сокращения персонала, как это уже было в 2008 г., некоторые должны будут в целом свернуть свою деятельность. Участятся невыплаты заработной платы, в том числе из-за проблем в банковской системе, сократится государственное финансирование социальных программ. На случай таких трудностей и нужна «подушка безопасности» — объем сбережений, который позволит прожить какое-то время без доходов. Ученые установили, что оптимален запас средств на полгода автономной жизни. Столько времени в среднем нужно, чтобы снова найти работу или другой источник доходов.
Экономить следует разумно. Если вы не рискованный инвестор и не планируете зарабатывать на резких колебаниях курса, диверсифицируйте свои вложения в различные валюты, тогда потеря по одним будет компенсироваться ростом по другим, и вы сохраните свой капитал. Но помните: покупать валюту нужно, когда она падает, а когда растет — продавать, а не наоборот. Сделайте небольшой запас наличных, например, арендуйте банковский сейф. Не держите все свои средства на одном счету или в одном банке. В случае банкротства банка выплаты по депозитам осуществляются за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц только в пределах определенной суммы, которая на сегодня составляет 200 тыс. грн. Проверьте, является ли ваш банк членом этого фонда. Учтите, что средства на счетах физических лиц-предпринимателей и счетах в ценных металлах не возвращаются! Выбирая банки, обходите те, которые предлагают очень высокие, по сравнению с другими, процентные ставки, — это часто свидетельствует о повышенном риске. Если вы не можете самостоятельно определить надежность банковского учреждения, посмотрите, что пишут о нем в средствах массовой информации. Полезными могут быть рейтинги надежности вкладов. Мониторьте ситуацию постоянно, и если возникнут малейшие сомнения в стабильности работы вашего банка, постарайтесь перевести средства в другой в безналичной форме. Открывайте только карточные счета — в случае ограничений по наличным операциям вы сможете рассчитаться карточкой в торговых сетях.
Оптимизируйте свои расходы уже сейчас: найдите отечественные аналоги импортных товаров, откажитесь от полуфабрикатов, фастфудов и вредных привычек, не покупайте вещи, без которых можете обойтись, не отдыхайте и не развлекайтесь в кредит. Сделайте небольшие запасы продуктов и лекарств первой необходимости. Никогда не берите в долг, если не ожидаете повышения доходов. Дорогой холодильник или домашний кинотеатр, купленные в кредит, — это не инвестиция. Но швейная машинка или компьютер могут стать источником дополнительного заработка. Если же по тем или иным причинам без кредита не обойтись, помните простое правило: брать в долг следует в той валюте, в которой получаешь доходы. Многострадальным заемщикам по валютным кредитам можно посоветовать только одно — искать способ перекредитироваться в национальной валюте. Если же это невозможно сделать — не пускайте все на самотек. Встретьтесь с представителем банка, договоритесь об отсрочке, кредитных каникулах, реструктуризации или других спасительных для вас мерах. В случае бездеятельности ваши следующие платежи пойдут, скорее всего, на погашение штрафных санкций и процентов, а долг уменьшаться не будет.
И последнее. Всегда сохраняйте спокойствие и здоровый оптимизм. Хотя это и не поможет избежать трудностей, пережить их будет значительно легче...