В обиходе украинских политиков в этом году закрепилось «таинственное и новое» понятие «смотрящие». Криминальный оттенок термина, внедряемого в деловую речь оппозицией, придает особенный колорит явлению, существующему при всех властях.
В разгар местных выборов в Крыму произошел занятный случай. Местная партийная ячейка «Батьківщини» пыталась обжаловать бездеятельность одного из теризбиркомов, требуя от суда запретить присутствие в ТИК… «смотрящих» от Партии регионов. Требование оказалось настолько нелепым, что судьи сперва даже не знали, с какой стороны взяться за дело. Но, немного подумав, в удовлетворении иска «Батьківщині» отказали, мотивируя свое решение тем, что в отечественном законодательстве попросту не существует понятия «смотрящий». Чего не скажешь об украинской действительности, где это слово теперь вертится на языке у многих политиков.
Хорошо забытое старое
Едва ли найдется в деловых кругах человек, не знающий, что в бытность премьерства Юлии Тимошенко «куратором» углепрома была председатель парламентского комитета по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская. Полукриминальным термином «смотрящая» ее, конечно же, никто не называл, но сути дела это не меняло. Г-жа Королевская фактически выполняла функции отраслевого вице-премьера. А министр угольной промышленности считался фигурой, полностью зависимой от «луганской Леди Ю», официально наделенной лишь полномочиями законодателя.
Нынешняя власть в методах управления страной не стала изобретать велосипед. Параллельно с назначением официальных должностных лиц Виктор Янукович планомерно расставляет и собственных «кураторов». По наблюдениям политологов, большинство из них либо являются близкими друзьями гаранта, либо имеют с ним плотные бизнес-политические контакты. Немаловажный критерий отбора — наличие у претендента на должность «куратора» мандата народного депутата, который гарантировал бы ему неприкосновенность. Так что верхушка неформальной власти страны все так же заседает в украинском парламенте. С той лишь разницей, что теперь на смену «кураторам» пришли «смотрящие».
Оппозиционные силы охотно пропагандируют криминальную составляющую термина. «В процессе формирования системы «смотрящих» есть четкая структура. Находят человека, который раньше занимался какой-то сферой деятельности, и ставят его главным над ней. Ему говорят, что он должен заработать в «общак» определенную сумму. Например, если это касается контрабанды, то за ней ставят компетентного в этом вопросе человека с уголовным прошлым», — описал «ВД» свое видение подбора «смотрящих» нардеп-бютовец Сергей Мищенко. Впрочем, очевидно, что главное подспорье кураторства в регионе и отрасли — бизнес-интересы народных депутатов.
Невидимые полномочия
Если присмотреться внимательнее, выяснится, что официальные чиновники в близкой «куратору» сфере — его же ставленники. «Человек берется за решение каких-то конкретных задач, но при этом говорит: «Дайте мне невидимые полномочия», — утверждают собеседники «ВД» в парламенте. На практике такие невидимые полномочия реализуются очень просто: публичная власть не имеет права ничего подписывать без разрешения своего «смотрящего». «Это вроде комиссаров. Люди, которые имеют прямой доступ к первому лицу страны. Они гораздо быстрее решают проблемы, чем тот же министр или глава администрации», — делится впечатлениями о президентской попытке выстроить собственную сеть «смотрящих» Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр». В таких условиях, считает господин Небоженко, наряду с назначением «куратора» во главе ведомства президенту выгоднее всего поставить не слишком самостоятельного, а то и вовсе безвольного руководителя. Хотя бы для того, чтобы в нужный момент отправить его в отставку, обвинив во всех провалах ведомства, в котором на деле всем заправляет приставленный к его руководителю «смотрящий».
И если «верхний эшелон» «смотрящих» начал формироваться после президентских выборов, то местные выборы активизировали этот процесс «в низах». После 31 октября на местах выстроилась целая очередь людей, готовых по собственной инициативе взять на себя бремя «смотрящего». «У главных «смотрящих» появляются свои ответственные — такие же «смотрящие», но рангом пониже, — говорит один из парламентариев. — Скажем, у человека может быть фирма низшего звена, но если он — доверенное лицо, то с низшего звена перемещается наверх».
Инициатива поощряется
Практика показывает, что зачастую статус «куратора» во власти его обладатели лоббируют самостоятельно, исходя из собственных сил, ресурсов и предыдущей сферы ответственности во время работы в оппозиции. Так, например, произошло с регионалом Сергеем Киваловым. Даже когда Партия регионов была отодвинута от управления государством, этот народный депутат держал руку на пульсе кадровых решений в судебной системе, умудряясь дружить с тогдашним главным юристом БЮТ и экс-народным депутатом Андреем Портновым. После перехода Портнова в Администрацию президента их тандем с Киваловым укрепился. И если бывший бютовец реализует юридические таланты в роли чиновника, то Сергей Кивалов предпочел не рисковать мандатом и неприкосновенностью, сделавшись самым влиятельным «смотрящим» за судебной системой.
Трансформация судебной власти, которую нардеп провернул на пару с апологетом судебных реформ Андреем Портновым, сделала его одной из ключевых фигур в вопросах назначения и увольнения судей. Именно его креатура — Владимир Колесниченко — является председателем Высшего совета юстиции. Глава Высшей квалификационной комиссии судей Игорь Самсин тоже в «долгу» у председателя комитета ВР по вопросам правосудия, поскольку ученую степень получил не без его помощи, будучи у того аспирантом. Так что все назначения, так или иначе, проходят через Сергея Кивалова. А благодаря принятию «нужного» Закона «О судоустройстве и статусе судей», «экс-патрона» отечественного правосудия Василия Онопенко наделили полномочиями «свадебного генерала».
Многие народные избранники осознают, что решать нужные вопросы «из парламента», обладая магической силой депутатской неприкосновенности, более чем удобно. Статус неприкосновенного «смотрящего» позволяет делать это быстро, надежно и без риска для себя. Им незачем спешить в кресло официального руководителя, где наравне с полномочиями приобретается и вся полнота ответственности. По информации источников «ВД» в парламенте, при действующем министре обороны Михаиле Ежеле виды на его кресло долгое время имел регионал Александр Кузьмук. Но теперь передумал. Поговаривают, что нынче за ним закреплено «кураторство» Министерства обороны. В свое время он уже поработал вице-премьером в правительстве Виктора Януковича и имеет достаточно оснований не стремиться к высоким постам.
Держа в страхе
Известность понятию «смотрящие» в политических кругах принесла фамилия народного депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко. Собственно, верно и обратное утверждение: известность Юрию Иванющенко принесла слава «смотрящего». При этом народного депутата СМИ упорно называют Юрой Енакиевским, который, по словам экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, является главным в системе криминальных «смотрящих». «Юрий Енакиевский сегодня выполняет роль представителя неформальной власти в сношениях с формальной, — утверждает Луценко. — В материалах МВД, связанных с этим господином, вполне достаточно информации — что, где и когда он делал. Правда, фамилии там достаточно известные».
Представители власти не спешат опровергать эти данные. Никто из регионалов, давно сотрудничающих с отечественными и зарубежными политтехнологами, не попытался «развеять миф о «смотрящих» во власти. По словам народного депутата Вадима Колесниченко, в этом направлении у Партии регионов нет никакой стратегии борьбы. «Зачем создавать стратегию против того, чего не существует?» — задается вопросом нардеп. — Начнешь оправдываться, значит, что-то есть». Между тем, оппозиционные депутаты добавляют новые штрихи к портрету одного из самых непубличных представителей украинского политикума. Когда «ВД» поинтересовалась масштабами влиятельности Иванющенко у его коллег по парламенту, один из народных депутатов заверил, что все операции с растаможкой контейнеров в далеко небедном Одесском порту контролирует фирма, находящая в сфере влияния Иванющенко. «За один контейнер нужно заплатить $25 тыс. в бюджет и дополнительно $40-45 тыс., которые распределяются между несколькими службами: УБОПом, СБУ, таможней, пограничниками, налоговой инспекцией, — утверждает депутат. — Бизнесмены платят, а одна фирма сидит на разнице в $5 тыс.». В месяц таких контейнеров через Одесский порт проходит порядка 8-10 тысяч.Присутствуют интересы депутата и в одной из самых доходных отраслей экономики — добыче угля. «Юрий Иванющенко, который живет в Монако, контролирует угольную промышленность через «менеджера» Аврамова Ивана Ивановича, — рассказывает бютовец Михаил Волынец. — Их влияние в угольной промышленности очень сильное. Люди знают, как взять деньги с отрасли и как отнести эти огромные суммы на Банковую». Собственно, интересы совладельца ЗАО «Донбассхолдинг», которым является Иван Аврамов, сосредоточены также на уровне угольного бизнеса в Луганской и Донецкой областях. Так что в подконтрольный Иванющенко актив записывают и эти два региона. Впрочем, совершенно очевидно, что Юрий Иванющенко — не единственный депутат-бизнесмен, интересующийся углепромом. Просто того же Рината Ахметова уже никто не решится назвать полукриминальным эпитетом «смотрящий».
Как бы там ни было, а система неформальной власти, наделенной влиятельными полномочиями, явление в Украине не новое. Сеть «кураторов», ключевые звенья которой сосредотачиваются в парламенте, существовала и при предыдущих правительствах. Так что появление в лексиконе политического бомонда термина «смотрящие» лишь разнообразило украинскую действительность, в которой одни «смотрящие» пришли на смену другим.