Министерство здравоохранения не стало тянуть кота за хвост, и уже 1 ноября раздало акцепты по тендеру на приобретение автомобилей скорой помощи на общую сумму 859,96 млн грн. Хотя еще в понедельник 28 октября, когда состоялось раскрытие предложений, в МОЗ заявляли, что будут возиться с проверкой документов все отведенные законом две недели. Однако тендерный комитет управился намного быстрее, и поздно вечером в пятницу акцепт появился в "Вестнике госзакупок".
Главная новость - большую часть подрядов на общую сумму 713,68 млн грн. получило ПАО "НПО "Практика", которому еще до тендера пророчили победу некоторые нардепы от "Батьківщини".
Они возмущалисьтем, что тендер подстроен под эту компанию, а она вообще не производит таких автомобилей. Якобы "Практика" должна была купить их у официального импортера автомобилей Peugeot Boxer - компании "Види авеню", а уже потом нафаршировать их медицинским "оборудованием китайского производства сомнительного качества".
Вообще бютовцы считали, что МОЗ переплатит за все это счастье около 200 млн грн. из выделенных на закупку 922 млн грн., затем 13 нардепов еще до тендера написали обращение в Генпрокуратуру и СБУ с требованием не допустить растраты средств государственного бюджета.
Миллиардный тендер - в самом деле лакомый кусок для любого бизнесмена и чиновника. Поэтому нет никаких сомнений, что история с закупкой "скорых" будет тянуться еще долго и в ней будут появляться все новые и новые подробности, обвинения и изобличения. А пока что - о подробностях тендера из официальных документов.
Чья это тема?
Публичным спикером этой закупки была непосредственно министр здравоохранения Раиса Богатырева. Она еще в феврале сообщилао намерении получить из государственного бюджета 1 млрд грн. на закупку "скорых".
Дальше все у нее пошло как по маслу. Верховная Рада быстро приняла необходимые изменения в закон о госбюджете, и уже в июле президент Виктор Янукович подписалдокумент, который обязал правительство Николая Азарова поскрести по сусекам и найти 922 млн. грн.
Важно: если деньги на распил и были забиты в цену "скорых", то это состоялось до тендера - именно на этапе принятия бюджетных изменений. То есть еще на этапе согласований общей суммы между МОЗ, правительством и президентом.
Сколько переплатили за "скорые"?
Мы не эксперты по вопросам медицинского оборудования, поэтому можем ориентироваться исключительно на ценовые предложения от участников тендера. А здесь очевидно, что МОЗ могло купить автомобили дешевле. Однако почему-то этого не сделало.
Здесь надо подробно объяснить механику этой закупки.
МОЗ покупало не просто полторы тысячи "скорых", а автомобили с разной комплектацией. Поэтому на тендере было десять лотов с разным количеством разного типа автомобилей, стоимость которых друг от друга отличалась почти вдвое.
По одному из лотов закупку отменили, потому что была отклонена заявка одного из участников и остался лишь один конкурент. В этом случае открытые торги отменяются и должен быть объявлен новый тендер.
Но если стоимость единого предложения по этому лоту добавить к общей цене реализованных акцептов с других девяти лотов, то общая стоимость всего тендера составила бы 914 млн грн. То есть всего на 8 млн грн. меньше выделенной из госбюджета суммы. И экономия от проведения открытых торгов составила бы меньше 1%. А такая "экономия" у "Наших Грошей" всегда вызывает горькую улыбку.
С другой стороны на все лоты тендера подавало заявку ООО "Сити транспорт групп" Игоря Чуркина (этой фирме принадлежит бренд "ЛАЗ"). Суммарная стоимость заявки "Сити транспорт групп" составляла 896 млн грн. То есть на 26 млн грн. дешевле выделенной из бюджета суммы. Хватило бы на пенсию какому-то райцентру.
Однако по неизвестным причинам ни одно предложение от Чуркина не прошло. Неизвестно потому, что МОЗ пока не сделал достоянием гласности на сайте "ВГЗ" протокола об отклонении предложений. Однако этот документ должен появиться в ближайшие дни, и мы обязательно о нем расскажем.
Интересный момент. "ЛАЗовцы" после тендера не подавали жалобу на эту закупку, а наоборот хвалилисьнепосредственным участием в общей подготовке тендеру вместе с МОЗ и правительством. Также не прозвучало жалоб из Львова и через два дня после акцепта более ценных конкурентов. Возможно, с понедельника во Львове что-то придумают.
Кто получит почти миллиард?
МОЗ акцептовало девять из десяти лотов на общую сумму 859,96 млн грн. (весь список победителей ниже).
Меньше всего получит ИП " АИС-Столица" 48,92 млн. грн. Ранее эта фирма принадлежала нардепу от Партии регионов Дмитрию Святашу. Однако после проблем с невозвратом кредитов на 1,8 млрд грн. ее перерегистрировали на панамские, а потом на кипрские офшоры (подробнее о "Тайниках АИС" здесь).
ООО "Илатанмед" получит 97,35 млн грн. Эта фирма записана на Ольгу Писаную, бухгалтера фирмы "Крас" Федора и Виталия Саворовских - скандального пресловутого поставщика "скорых" для МОЗУ. Коротко напомним, в 2011 году МОЗ под руководством Александра Анищенко выбрало эту фирму и ООО "Горал" из группы Фисталев поставщиками "скорых" на 200 млн. грн. Однако фирмы сорвали сроки поставки, к тому же оказалось, что автомобили не были начинены всем необходимым медицинским оборудованием. Затем Раиса Богатырева в скором времени по назначению главой МОЗ инициировала судебные разборки с требованием взыскать с этих горе- поставщиков 40 млн. грн. штрафных санкций. Суды якобы и стали на сторону МОЗУ, однако пока шла волокита "Крас" и "Горал" объявили самоликвидацию. А их место в государственных тендерах заняли новые компании "Илатанмед" и " Мед-Инвест".
Кстати, еще один интересный момент. Когда МОЗ воевало в судах с этими фирмами, то против Богатыревой начала работать временная следственная комиссия Верховной Рады. А в министерстве в свою очередь отметили, что против МОЗУ ведется спланированная информатака, где за голосами оппозиционных к Партии регионов спикеров- обвинителей торчат уши профильного комитета ВР. А его, как известно, возглавляет заклятая подруга Богатыревой Татьяна Бахтеева из Партии регионов (подробнее о ее интересе в МОЗ здесь).
Остаток подрядов на 713,69 млн грн. получит ПрАО "НПО "Практика" Олега Высоцкого. И фирма, и ее владелец являются довольно важными фигурами, хотя они недостаточно раскручены в сравнении с другими тендерщиками.
Высоцкий ранее возглавлял довольно интересную структуру - Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Его назначили руководителем в 2006 году, когда премьер-министром был Юрий Ехануров. В свою очередь Ехануров был президентом Союза малых предприятий Украины, а Высоцкий в этой структуре был вице-президентом. После отставки правительства Еханурова Высоцкого тоже уволили с государственной должности и он вернулся в бизнес.
"Практика", конечно, не новичок на рынке "скорых". Мы уже отмечали ее как поставщика суперценного медицинского автомобиля для МВД - реанимобиль за миллион гривен. Есть в портфолио "Практики" и другие покупатели "скорых" - Нацбанк, СБУ, больницы.
Однако самая большую выгоду в государственных тендерах "Практика" получила на другом виде автомобилей. В 2011 году "Сбербанк" купил у фирмы Высоцкого почти две сотни инкассаторских броневиков за 100 млн грн. До сих пор это был самый большой государственный подряд "Практики". После окончательного составления соглашения с МОЗ тендерная копилка фирмы пополнится всемеро большей суммой. А, возможно, и не только у Высоцкого…
Юрий Николов, «Наші Гроші»
Акцептованные и проигнорированные участники тендера МОЗ
Лот № | Наименование | К-во | Акцептованный участник/ проигнорированный участник | Цена акцептованного и проигнорированного предложения, грн. (без НДС) | Акцептованная цена за ед, грн. (без НДС) |
1 | Автомобиль скорой медицинской помощи для транспортирования пациента (type А: patient transport ambulance) – тип А2. | 103 | Иностранное предприятие «АИС-Столиця» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 48925000 54075000 | 475000 |
3 | Автомобиль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ООО «Илатанмед» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97350000 91500000 | 649000 |
4 | Автомобиль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97425000 92250000 | 649500 |
5 | Автомобиль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97425000 93000000 | 649500 |
6 | Автомобиль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97425000 93750000 | 649500 |
7 | Автомобиль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97425000 95250000 | 649500 |
8 | Автомобіль экстренной медицинской помощи (type В: emergency ambulance) – тип В | 150 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 97425000 96000000 | 649500 |
9 | Автомобіль екстреної медичної допомоги (type В: emergency ambulance) – тип В | 163 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 105868500 105135000 | 649500 |
10 | реанимобиль (type С: mobile intensive care unit) – тип С | 143 | ПрАО«Научно-Производственное Объединение «Практика» «СИТИ ТРАНСПОРТ ГРУП» | 120692000 120835000 | 844000 |