Украинские банки за последние два года частично вернули утраченное было доверие. Собственно, и до финансового кризиса, начавшегося осенью 2008 года, в обществе преобладали опасения за сбережения. Так, во втором квартале 2008 года социологическое исследование MMI Ukraine, которое проводит компания TNS в Украине среди 16–65-летних жителей городов с населением от 50 тыс. человек, зафиксировало 55,2% согласных (полностью согласных или скорее согласных, чем нет) с утверждением «Лучше иметь деньги при себе, чем хранить в банке, даже получая проценты». Через 12 месяцев доля согласных вследствие кризиса увеличилась до 69,8%, после чего хотя и стала снижаться, но очень медленными темпами: 68,2% во втором квартале 2010 года и 65,4% во втором квартале 2011-го. При сохранении такой динамики можно будет говорить о возвращении к докризисным показателям не ранее чем через пять лет.

Однако весьма вероятно, что даже этот осторожный прогноз окажется чересчур оптимистичным. Например, среди предпринимателей доля тех, кто считает, что лучше иметь деньги при себе, чем хранить в банке, во втором квартале в 2008 году составляла 51,5%, в 2009-м — выросла до 71,3%, в 2010-м — уменьшилась до 63,4%, но в 2011-м вновь выросла до 71,5%, то есть вернулась на уровень 2009 года. Более высокую степень недоверия к банкам во втором квартале 2011 года продемонстрировали только пенсионеры и инвалиды — 71,7% (у рабочих — 68,9%, у безработных — 67%, у служащих — 65,3%, у студентов и учащихся — 63,5%, у домохозяек и молодых мам — 62,2%, у специалистов — 57,7%, у руководителей — 55,9%).

Между тем именно предприниматели относятся к числу наиболее привлекательных клиентов для финансовых учреждений, и новообразовавшееся недоверие с их стороны намного опаснее для банков, чем традиционное недоверие со стороны пенсионеров, рабочих и безработных. К тому же то, как обращаются представители малого и среднего бизнеса со своими сбережениями, непосредственно влияет не только на сами банки, но и на финансовую и макроэкономическую ситуацию в стране в целом. По данным исследования MMI Ukraine’2011/2, только 15,4% предпринимателей считают, что сейчас хорошее время для того, чтобы делать сбережения, а 34% — что сейчас время плохое. При этом, опять же, только 18,2% предпринимателей считают, что сейчас в целом хорошее время для того, чтобы делать крупные покупки для дома, а 26,3% — что и для этого сейчас тоже плохое время. Потому-то и вкладывают они свою свободную гривневую массу преимущественно не в банковские депозиты и не в крупные покупки, а в доллары и евро: недоверие к банкам особенно сильно тогда, когда бизнес нутром чувствует перспективу нового обвала курса.