В чем Верховная Рада восьмого созыва точно побила рекорд своих предшественниц — так это в том, что ее досрочный роспуск начали предсказывать уже к первым 100 дням работы парламентариев. Политиком, заявившим о такой возможности, стал народный депутат от Блока Петра Порошенко Николай Томенко. Сигнал довольно четкий: именно Томенко периодически выступает в роли информационного застрельщика, озвучивая дискуссионные идеи, реакцию на которые хотела бы протестировать Банковая.

В самом конце апреля депутат вновь вернулся к этой теме, отметив, что досрочные парламентские выборы вполне можно совместить с очередными местными, которые запланированы на 25 октября. Как раз к осени возможно принятие новой редакции Конституции (по крайней мере, так предусмотрено Минскими соглашениями), и соответственно могут появиться юридические обоснования для досрочных выборов.

Ну и, конечно, субъективные факторы: разногласия в правящей коалиции; неустойчивое положение Кабинета министров и лично премьера; растущие вместе с рейтингами амбиции политсил, вошедших в коалицию на правах младших партнеров, оппозиции и пока не формализованной «партии Коломойского».

Возможны варианты

В целом у украинских политиков, образно говоря, начался новый брачный сезон: пока что объектами ухаживаний выступают не избиратели, а потенциальные союзники, соответственно разворачиваются и бои за территорию.

Возможных вариантов развития событий несколько. Первый — местные выборы проходят в определенный срок независимо от успешности конституционной реформы и рассматриваются как смотр сил перед возможными парламентскими. Ведь риск потерпеть поражение сразу на двух фронтах велик для каждой политсилы. Второй, более радикальный — 25 октября происходит перезагрузка и законодательной, и местной власти. Третий — сроки местных выборов отодвигаются до тех пор, пока не будет принята новая Конституция. В таком случае вероятность совмещения кампаний лишь возрастает.

Фундаментальная же причина, по которой ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции, заключается в том, что к осени 2014 года, сроку последних выборов, не успела выкристаллизоваться политическая структура самого постреволюционного украинского общества. По этой причине победившие на выборах партии были сформированы как временные ситуативные конгломераты, единственной целью которых было удержать власть в руках конкретных политических персонажей.

Резоны Президента

Выгодно ли проведение досрочной парламентской кампании Петру Порошенко? Ответ зависит не только от растущих разногласий с группой Арсения Яценюка и естественного для всех украинских президентов стремления сконцентрировать максимальную власть в своих руках. Немаловажный фактор — возможность социального взрыва, обусловленного как экономическими, так и политическими причинами (подробнее см. «k:» №15 от 15 мая, «Выбор украинцев: на что еще остались надежды»).

Если общество окажется в опасной близости от точки кипения, выборы могут стать способом выпустить пар. В данном случае в более выигрышной позиции окажутся политики, инициировавшие и возглавившие процесс переформатирования парламента. Кроме того, своевременное проведение выборов в ВР снимет остроту вопросов о результатах деятельности самого главы государства — а то, что эти вопросы возникнут со дня на день, приуроченные к годовщине избрания Порошенко, можно не сомневаться.

В контексте же «брачного сезона» Президенту предстоит решить два вопроса: продолжать ли сотрудничество с УДАРом и в каком формате; как с максимальной пользой использовать потенциал Оппоблока. Что касается последнего, то информированные источники рассказывают о скрытых переговорах по поводу возможного распределения округов в обоюдных интересах.

Главная сложность — не вызвать у избирателей ощущения предательства «идеалов революции достоинства».

Проблемы «фронтовиков»

Судя по череде последних публикаций в сетевых СМИ, команда Арсения Яценюка пытается отбиться от вала критики в адрес премьера, акцентируя внимание на том, что Президент несет уж точно не меньшую ответственность за зависшие реформы (в качестве аргумента — количество министров, на которых прямое влияние оказывает Банковая, а не глава правительства). Впрочем, проблемы «Народного фронта» как партии это глобально не решает. По сути, партийное строительство на местах пущено на самотек. Энергии лидеров партии едва хватает на работу в правительстве и контроль над фракцией.

Удручающая динамика рейтингов НФ подталкивает партийцев к идее пожертвовать Яценюком в обмен на сохранение коалиции и назначение на премьерский пост Александра Турчинова.

Преимущества подобной рокировки: Александр Валентинович более удобная и понятная для Президента фигура, чем Арсений Петрович. В случае же если распада коалиции (отставки премьера) и досрочных выборов избежать не удастся, Турчинов считается более привлекательной фигурой для избирателя, чем Яценюк или Арсен Аваков.

Надежды «малышей»

Активность, с которой Юлия Тимошенко вернулась в привычный для себя образ критика и борца за интересы «маленького украинца», говорит о том, что списывать ее со счетов рано. По нашей информации в самой «Батькивщине» к перспективе любых выборов относятся с оптимизмом. Однопартийцы Тимошенко уверены, что их «ядерного электората» в любом случае хватит для попадания в новый состав парламента — зато есть шанс увеличить в нем свое присутствие.

Тактическими союзниками для «Батькивщины» выступает Банковая и «Самопомощь». С первой сближает критика правительства, со второй — распределение электоральных сфер влияния. Партия Садового примеряет образ «истинных реформаторов», рассчитывая на голоса городской интеллигенции и осколков среднего класса, партия Тимошенко традиционно окучивает менее образованные и обеспеченные слои населения, где неизбежно борется за голоса с «радикалами» Олега Ляшко.

Ставки олигархов

Заинтересован в возможных выборах Игорь Коломойский, убедившийся, что без представительства на уровне всеукраинской политической структуры отстаивать собственные интересы крайне затруднительно. Присутствие в стенах Верховной Рады около полутора десятков ориентированных на Коломойского депутатов из различных фракций и групп ситуацию не выравнивает. Благо дело, у бывшего губернатора Днепропетровщины широкий выбор проектов участия в выборах: партия и депутатская группа «Видродження» во главе с Виталием Хомутынником, партия «Украина будущего» экс-зама губернатора Святослава Олийныка и достаточно радикальный проект «Укроп», опекаемый Борисом Филатовым. Не меньше и выбор союзников: Тимошенко, Ляшко, «Самопомощь», заметная часть НФ. В непримиримых противниках — окопавшиеся в Кривбассе «оппо» во главе в Александром Вилкулом.

Не испытывает видимых проблем со всеядностью и группа Дмитрия Фирташа — Сергея Левочкина (ориентированные на нее депутаты присутствуют в пяти фракциях и группах ВР). Ее главный козырь — электорат юго-восточных областей, к умам и сердцам которого так и не смогла подобрать ключи новая власть. Возможный реванш Оппоблока на местных выборах (где он будет особенно заметен) поставит Президента в неудобное положение. Именно во избежание обвинений в том, что политика постреволюционной власти привела к «бело-голубому ренессансу», Банковой и выгодно договариваться с группой Фирташа — Левочкина о разделе территорий. Последние могут рассчитывать на широкое представительство в местных советах за счет условно «нейтральных» депутатов, не злоупотребляющих темой реванша и отсылками к прежнему режиму.

Если же дело все-таки дойдет до досрочных выборов, следствием упомянутых «брачных игр» будет разве что перераспределение влияния в парламенте, но отнюдь не новое качество его работы. Ограниченность набора «политических генов» не дает повода надеяться на «здоровое потомство».