Дискуссии о дальнейшем статусе участников так называемого «референдума» 11 мая продолжаются уже не первый месяц. Варианты озвучивались самые разные: от уголовной ответственности до лишения гражданства. В тексте, приведённом ниже, одно из мнений по данной проблеме.
События на востоке Украины затрагивают все наше общество. Обида на тех, кто еще вчера были друзьями и партнерами, а сегодня взяли оружие в поддержку террористических ЛНР и ДНР, все чаще звучит с экранов телевизоров, мониторов и страниц газет. С обидой звучат и предложения о том, что сделать с сепаратистами, как их наказать так, чтобы мало не показалось.
Как по мне, юристу, так Уголовный кодекс предусматривает достаточно внушительное наказание вплоть до пожизненного заключения. Это значит, что времени подумать над своим поведением будет больше, чем достаточно.
Но многим этого мало. Звучат призывы лишить сепаратистов гражданства Украины.
Дает ли такую возможность действующее законодательство?
Попробуем разобраться.
Основными нормативно-правовыми актами в этом вопросе являются Конституция и Закон «О гражданстве Украины».
Конституция устанавливает общие принципы, а профильный закон «отшлифовывает» конкретику.
В Основном законе станы заложены принципы единого гражданства (ст.4), невозможности лишить гражданства (ст.25), невозможности выгнать или выдать гражданина за пределы страны. Присутствует ссылка на специальный закон.
Ключевым является тот факт, что во взаимоотношениях «гражданин — государство» у государства нет права лишать гражданства в одностороннем порядке без волеизъявления на то человека либо без четко обозначенных оснований.
Идем дальше. Закон «О гражданстве Украины» (тот самый специальный) содержит раздел 3, в котором приведен исключительный перечень оснований для прекращения гражданства.
Так, согласно ст. 18 выход из гражданства Украины возможен только по ходатайству гражданина. Не наш вариант.
Более интересной является ст.19 «Основания для потери гражданства».
Итак, первым основанием является получение гражданства другого государства. Можно, конечно, говорить о том, что люди, проголосовавшие о создании ЛНР и ДНР, фактически стали гражданами этих республик. Однако есть одно политическое препятствие: ЛНР и ДНР признаны террористическими организациями, а не государствами. Если лишать гражданства по этому мотиву, то это будет означать признание этих организаций государствами, чего, на мой взгляд, никогда не будет. Вывод: это причина также нам не подходит.
Второе основание – получение гражданства путем обмана, неправдивых сведений и прочих махинаций. Думаю, что лишить на этом основании гражданства двадцатилетних сепаратистов, рожденных на территории уже независимой Украины, или людей, ставших гражданами Украины после развала СССР, будет очень и очень проблематично, если не сказать, что невозможно. Снова не наш вариант.
Третье основание, на первый взгляд, более реальное, чем другие. Статья позволяет лишать гражданства лиц, которые добровольно вступили на военную службу другой страны, которая в соответствии с законами этой страны не является военной обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.
Да, везде говорят, что мы воюем с Россией. Это ее военная техника и боевики уничтожают наши города. Это де-факто. А что же де-юре? А де-юре Украина ни с кем не воюет, военное положение не введено, внешняя агрессия отсутствует. Есть лишь боевики-террористы, в отношении которых ведется антитеррористическая операция. Поэтому нельзя говорить о том, что граждане нашей страны, являющиеся по совместительству сепаратистами, воюют на стороне другого государства.
Есть еще один нюанс. Это и первое основания не применяются, если гражданин Украины может стать лицом без гражданства.
Получается, что и этот пункт отпадает.
Вы не поверите, но на этом основания заканчиваются.
Более того, предусмотрены положения, препятствующие выходу из гражданства Украины, даже если сепаратисты этого захотят. Той же статьей 18 не допускается выход из гражданства Украины лицу, которое ходатайствует об этом, если этому лицу предъявлено подозрение в совершении уголовного преступления или в отношении которого в Украине существует набравший силу приговор суда, который подлежит исполнению.
Это означает, что любой террорист из наших местных жителей, который только получил статус «подозреваемого», уже должен по умолчанию остаться нашим гражданином. Если он будет осужден, то избавиться от гражданства ему не удастся до окончания срока отбытия наказания.
Как видим, оснований для лишения гражданства за сепаратизм в действующем законодательстве нет. Можно принимать волевые политические решения на самом высоком уровне. Но они будут противоречить закону. А мы ведь строим правовое государство…
Это был правовой взгляд на вещи. Позволю себе высказать личное мнение о моральной стороне этого вопроса. Думаю, что следующая метафора наиболее точно выражает мое отношение к проблеме. Так вот, могут ли родители отказаться от своих детей потому, что дети себя плохо ведут, дерутся, хамят? Ведь такое поведение в подавляющем большинстве случаев есть результат плохого воспитания. А воспитанием занимались родители. И возникает вопрос, а не является ли аморальным отказываться от ребенка за то, что его плохо воспитывали?
Резюмируя написанное, могу с уверенностью говорить об отсутствии в действующем законодательстве оснований для лишения сепаратистов гражданства. Любые заявления по этому поводу – не более, чем политические пожелания.
Для реализации этой проблемы нужны соответствующие изменения в Конституции и законе. Обязательно нужно учитывать моральный аспект таких изменений.
Компромиссным вариантом может быть сокращение объема гражданских прав сепаратистов. Например, можно на определенный срок лишить права голосовать на выборах, быть выбранным и работать на госслужбе.
Но имеет ли государство моральное право отказываться от граждан из-за результата своих ошибок в прошлом?..