Три банка, входящих в группу крупнейших в Украине, обратились к премьер-министру и главе Партии регионов Николаю Азарову с письмом, где просят обратить внимание на ситуацию с компаниями группы «АИС», которых характеризуют как недобросовестных заемщиков. Модератором этой акции был Роман Шпек, экс-министр, старший советник «Альфа-Банк» (Украина) и глава комитета по защите прав кредиторов Независимой ассоциации банков Украины. Обращаясь к журналистам, он, в частности, рассказал, что украинские банки осуществили риск-менеджмент, улучшили корпоративное управление, сформировали в достаточных объемах необходимые резервы, что необходимо в связи с невозвратом некоторых кредитов. Акционеры банков, по словам Шпека, приняли сложные, но крайне необходимые решения по увеличению капитала банков. Ведется системная работа по улучшению качества кредитных портфелей, восстановлено доверие вкладчиков банков: рост депозитов физических лиц с начала года превысил 10%. Шпек даже заявил, что показатели банков позволяют наращивать кредитование экономики и поддерживать правительство путем выкупа облигаций внутреннего государственного займа. (Нельзя не отметить, что эти два вида банковской деятельности конкурируют между собой. И побеждает отнюдь не кредитование экономики).

Вместе с тем глава комитета по защите прав кредиторов высказал озабоченность тем, что сокращение проблемных активов банков происходит очень медленно. При этом, по его словам, львиная доля проблемных активов приходится не на заемщиков — частных лиц, а на корпоративный сектор, собственники и менеджеры которого сформировали «отдельный класс сознательных неплательщиков». На долю таких банковских клиентов приходится до 70% просроченных кредитов. Шпек отметил, что, согласно материалам СМИ, в 90% собственниками предприятий-должников по кредитам являются народные депутаты.

Правда, Шпек и другие авторы письма к Азарову назвали лишь одного нарушителя. Поводом для их совместного публичного обращения, как указывается в письме «стали факты злостного уклонения от выполнения кредитных обязательств компаниями, которые входят в группу компаний «АИС», что, в свою очередь, связаны с известным украинским бизнесменом, народным депутатом, членом Партии Регионов — Дмитрием Святашем».

В конце своего послания банкиры пишут: «Уважаемый Николай Янович, мы как представители финансового сектора обращаемся к Вам как председателю Партии регионов и премьер-министру Украины с просьбой обратить внимание на ситуацию, которая сложилась у крупнейших банков с корпорацией «АИС», подконтрольной Д.Святашу, и вмешаться для восстановления законности».

О законности тут, похоже, сказано вовсе не для красного словца. Потому что фирма «АИС» не смогла бы успешно противостоять кредиторам, если бы на ее стороне не оказались суды (она выиграла в судах трех уровней, и только Верховный Суд отменил их решения и снова возвратил дело в первую инстанцию), нотариусы и работники исполнительной службы. Чудовищно, но факт: имущество, переданное группой в залог кредиторам, было путем различных подтасовок, искусственных банкротств и даже подделки документов незаконно продано и перепродано... В результате банки не досчитались 250 млн долл.

Глава ВТБ-Украина Вадим Пушкарев отмечает, что в результате это привело «к проблемам и трагедии для остальных заемщиков, которым приходится платить еще и за банковские риски». По словам Пушкарева, недобросовестные плательщики обладают колоссальным потенциалом для финансового сопровождения своей борьбы с банками в судебной системе. А эти финансовые ресурсы позволяют судьям смотреть на нарушения законности, как говорится, сквозь пальцы. В результате, как считает банкир, процесс переговоров и судебных тяжб с «АИС», поручителем которой перед банками был Святаш, только ухудшил положение банка. Кременчугский автосборочный завод, имущество которого по решению суда первой инстанции в свое время отошло к банку, сегодня снова работает на старых владельцев и собирает автомобили. «Банки устали молчать», — с ноткой трагизма в голосе говорит Пушкарев.

И все же интересно, почему банкиры, упомянув о том, что 90% проблемных кредитов связано с народными депутатами, назвали только одного? (Исполнительный директор Независимой ассоциации банков Елена Ефремова упомянула о существовании «черного» списка, куда, кроме «черных заемщиков», входят судьи, нотариусы, работники исполнительных служб, но не смогла внятно сказать, когда он будет обнародован). И почему банкиры обратились к СМИ и премьеру, скажем, не неделей раньше, а именно вчера — на второй день после начала избирательной компании? Не хотят ли они таким образом повлиять на процесс?

Отвечая на этот вопрос «Дня», Шпек сказал, что банкиры «не обвиняют ту или другую политическую силу. Мы считаем, что Партия регионов не знает всех своих «героев». Шпек стал цитировать «случайно» оказавшееся у него под рукой выступление Президента Украины Виктора Януковича на партийном съезде, где говорилось о необходимости борьбы с коррупцией, дальнейшем реформировании судебных органов, о том, что при выявлении коррупционеров, к какой бы политической силе они не принадлежали, процесс должен быть публичным...

Впрочем, говоря о причинах согласованного выступления трех банков, среди которых два — с российским капиталом, следует напомнить, что у него в Украине очень крепкий тыл. Его постоянно прикрывают первые лица РФ, напоминая украинским чиновникам, что соседский бизнес в Украине должен иметь стабильные условия для работы и даже статус неприкосновенности. И вдруг его так сильно обидели...

«День» попытался узнать точку зрения другой стороны по поводу сделанного банкирами заявления. Телефон пресс-секретаря г-на Святаша ответил, что она в отпуске, а сам Святош сейчас подойти к телефону не может, он будет отвечать по этому номеру дня через три... Интересно. А банкиры говорили, что Святаш от них скрывается — с ним никакой связи, а все разговоры только через представителей в судах.

Комментарий

Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра, эксперт банковского рынка:

— Это исключительно политическое заявление, которое не имеет никакого экономического обоснования. Это метод борьбы с политическими конкурентами. Конфликт этих лиц давно известен. Кто из них виноват, а кто — прав, решать не нам. Такая смелость банкиров, по-видимому, связана с их владельцами, которые имеют русскую прописку. У других украинских банках также есть проблемы с возвращением кредитов, но они публично с такими заявлениями не выступают. Официальная статистика возвращения банковских кредитов показывает, что проблемные кредиты есть у юридических и физических лиц. По моей информации, большинство проблемных кредитов юрлиц касается строителей. Сомневаюсь, что все они связаны с депутатами, судьями или нотариусами. Строители брали эти кредиты, надеясь, что строительство будет успешным, но не получилось, деньги вернуть не могут, и что делать с суммой залога, непонятно.