В последний месяц топ-темой на сельскохозяйственном рынке стал конфликт вокруг «пропажи» и будто бы незаконного вывоза сахарных запасов со складов Аграрного фонда в Черкасской области. «Маски-шоу», несколько претендентов на товар, визиты государственной исполнительной службы и прочие атрибуты подобных скандалов имели место и ранее и не прекращаются по сей день. Тем не менее эта история началась еще пять лет назад. Остановимся подробнее на хронологии событий, участниках и прочих причинно-следственных связях.
«Около 9.00 с территории склада выехал загруженный автомобиль СА 9709 ВС вместимостью 10 т», — говорится в сообщении Министерства аграрной политики и продовольствия о якобы похищении утром 24 ноября в с. Красная Слобода (Черкасская обл.) 10 т сахара, принадлежащего Государственному специализированному бюджетному учреждению (ГСБУ) «Аграрный фонд». По утверждениям сотрудников Аграрного фонда, на которые ссылается ИА «Интерфакс», к складам приехали семь автомобилей, более 20 человек в камуфляжной форме зашли на территорию. «Сотрудники ГСБУ «Аграрный фонд» обратились в правоохранительные органы по номеру 102. Несмотря на то, что сотрудники правоохранительных органов прибыли на место происшествия, никаких мер по предотвращению похищения государственного сахара принято не было», — отмечали в фонде.
Эта практически детективная история — только часть марлезонского балета. В ГСБУ «Аграрный фонд» также сообщали, что прежде, 19 ноября 2015 г., была осуществлена «кража» 10 т сахара-песка из запасов организации общей стоимостью 300 млн грн. Этому факту предшествовала аналогичная попытка «хищения» имущества в июле этого года. Тем не менее корни истории уходят в еще более ранние периоды.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
По озвученной версии Аграрного фонда, начало всей этой истории было положено 8 июня 2011 г., когда между Аграрным фондом и ООО «Ольга» был заключен биржевой контракт на куплю-продажу товара — сахара-песка в объеме более 2 тыс. т на сумму более 17 млн грн.
Несмотря на цифры на бумаге, воплощен контракт в жизнь был совершенно иначе: «Ольга» перевела госучреждению только немногим более
900 тыс. грн, а сахар, в свою очередь, ей поставлен не был. Об этом свидетельствует бухгалтерский отчет Агрофонда.
Судя по всему, компания оказалась крупным сахарным трейдером, так как 5 июля
2011 г. оформила кредит в «Актив банке» на сумму около 15 млн долл. США под залог 45360 т сахара, раньше приобретенный у других предприятий и не имеющий отношения к товару, который должен был быть поставлен Аграрным фондом. Этот объем сырья хранился на складах «Владимирсахара», Гороховского сахарного завода, Киевского регионального союза потребительской кооперации и других. При этом, как удалось выяснить в ходе изучения ситуации, на этих же складах должен был храниться сахар, принадлежащий государству.
По тем или иным причинам кредитные обязательства «Ольгой» не были выполнены, в связи с чем «Актив банк» обратился в суд по данному вопросу, что логично. Иск финучреждения был удовлетворен Хозсудом Житомирской области, а предмет залога — пресловутый сахар — перешел в собственность банка.
Как говорится, суд да дело, и пока банк пытался получить залоговый актив, «Ольга» обанкротилась. В связи с этим комментарии компании о фактах купли-продажи залогового продукта получить не удалось.
Из рук в руки
Отложим в сторону историю с залоговым сахаром и снова перенесемся в 2011 г., в частности, на склады, где должен был храниться сахар Агрофонда. Тогда проходила масштабная закупка сахара для Аграрного фонда за бюджетные деньги. Согласно процедуре обычно сначала осуществляется оплата, потом закупка сырья, производство сахара, после чего он поставляется фонду. Но, как обычно, деньги украли, сахар не поставили. В связи с этим Генпрокуратура Украины начала расследовать дело, связанное с хищением бюджетных средств, выплаченных госпредприятием для закупки сахара. В ходе этого расследования ГПУ проводила инвентаризацию на всех заводах, где должен был быть произведен сахар для ГСБУ, а также на всех складах, куда он должен быть поставлен.
При этом ревизия проводилась только работниками Агрофонда и путем перемещения сахара на другие склады. Она затрагивала и склады, на которых хранился сахар — тот, что находился в собственности «Ольги» и в залоге у «Актив банка». По данным юристов, имеющих отношение к делу, после инвентаризации, не разобравшись, весь сахар со складов — и Агрофонда, и частной компании — был перемещен на другие склады и «случайно» переведен в собственность государства (вероятно, с целью недопущения дальнейшего расследования исчезновения бюджетных денег, выделенных на покупку сахара и минимизации уже выявленных растрат).
Нетипичная ситуация — обворовывание государством, хотя обычно мы наблюдаем обратную картину — обворовывание государства. То есть, по сути, государство взяло и «инвентаризировало» весь сахар — вот и вся суть конфликта. Еще раз стоит обратить внимание на тот факт, что проверка складов осуществлялась силами специалистов самого госучреждения, без привлечения независимых аудиторов. В процессе инвентаризации весь сахар перемещался на ответственное хранение ООО «Эвериз веб солюшенс».
Еще одни «фигуранты» в деле и очередные собственники сахара появились в связи с кризисом в банковской системе. «Актив банк» был признан неплатежеспособным, в него была введена временная администрация. Как известно, одной из схем «избавления» от проблемных активов является их перепродажа другим интересантам. Разумеется, такие сделки реализует уже не сам по себе банк, а по сути государство в лице Фонда гарантирования вкладов физических лиц, которому поступают все средства от переуступки прав по «проблемке». Так, сначала права требования по кредиту, неоплаченному «Ольгой», от банковского института перешли через одну финансовую компанию к другой финансовой компании — сначала к КУА «ИТТ-Менеджмент», а затем от нее — к «ЗНКИФ «Эффективные инвестиции».
Дабы соблюсти все тонкости, отметим, что от имени последнего действовала КУА «Система плюс», и события разворачивались уже весной этого года.
К слову, именно этой компании по управлению активами, согласно акту описи имущества исполнительного производства, был передан «залоговый» сахар с одного из складов «Эвериз веб солюшенс» (а именно — в уже известном с. Красная Слобода в Черкасской области).
Что говорит закон? либо его недопущении, как минимум, неуместно. В то же время, по словам Олега Липового, и.о. председателя правления Аграрного фонда, приведенным на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия, госучреждение неоднократно обращалось к правоохранителям для предотвращения махинаций с сахаром, который якобы принадлежит государству. «Было написано заявление в правоохранительные органы: в МВД, СБУ. Реакции до сих пор никакой нет, не возбуждено ни одного уголовного дела. На наши обращения все разводят руками и говорят, что не могут ничего сделать», — заявил О.Липовой на своей пресс-конференции 24 ноября. Там же он добавил, что, поскольку эти обращения не дали результата, Агрофонд обратился с данным вопросом к президенту Порошенко и премьер-министру Яценюку. Несмотря на многократные призывы главы госучреждения к силовым структурам, все они остались без ответа — правоохранительные органы Черкасской области так и не возбудили уголовное дело по факту «сахарных распрей». По данным Единого реестра досудебных расследований, уголовное производство по вопросу приобретения и перемещения сахара, осуществленного КУА «Система плюс» в пользу «ЗНКИФ «Эффективные инвестиции», было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.
Новые лица, новые владельцы сахара
26 июня с.г. у сахара появляется новый собственник — у фонда, в интересах которого действует «Система плюс», его покупает ЧП «Офир» согласно договору о переуступке права требования по кредиту.
Собственно, со все тем же ответственным хранителем — «Эвериз веб солюшенс» новый владелец заключает договор на хранение товара на складах под Черкассами. Сейчас же в связи с окончанием у компании «Эвериз» срока договора аренды складских помещений новый владелец сахара отгружает и вывозит продукт оттуда, при этом сталкиваясь с созданием препятствий в этом со стороны арендодателей, того же Агрофонда, который также аккумулировал раньше в этом месте свои запасы сахара. Представитель предприятия «Офир» Борис Процюк неоднократно утверждал, что у его фирмы есть все правовые основания на вывоз сахара, в том числе ссылаясь на решение суда. «Хозяйственные суды всех инстанций вынесли решения в нашу пользу. Но происходит так, что нас не допускают к складским помещениям», — подчеркнул он.
Что сейчас?
У Агрофонда — своя правда. «Он (сахар —Ред.) является собственностью государства, государственного фонда, так как у нас есть первичный документ на него, есть в наличии, есть оригиналы. Мы предоставляли, сейчас он вывозится, и я не могу зайти туда и что-то сделать», — говорит Любовь Дика, сотрудник Аграрного фонда Украины в Черкасской области. Но, как говорится, «згадала бабка, як дiвкою була». То, что сахарный актив когда-то принадлежал бюджетному учреждению, не значит, что он принадлежит государству сейчас. Разбираться в том, на каком этапе и при содействии каких действующих лиц аферы происходили «пропажи», «утечки» и «просыпки» сахара — то ли во время хранения «Эверизом», то ли в ходе всех перепродаж , будут разбираться компетентные органы. Но уже сейчас понятно, что страдает от всех этих разбирательств нынешний собственник товара — предприятие «Офир».
«Дело в том, что одна и другая стороны предоставили документы на данный сахар. Сейчас проводится проверка. Согласно этим документам разгрузка сейчас не происходит», — заявил пресс-секретарь полиции в Черкасской области Дмитрий Грищенко.
Но, исходя из всей изложенной выше цепочки событий, фактов, документов и юридических заключений, очевидно, какие именно документы «говорящие», а какие — нет. Достаточно посмотреть на изначальные договоры купли-продажи сахара у Агрофонда, платежки о переводе средств за него в бюджет как за купленный у ликвидируемого государством банка залог, последние соглашения между фондом «Эффективные инвестиции» и КУА «Система плюс», с одной стороны, и ЧП «Офир» — с другой, а также вспомнить о расследовании Генпрокуратурой пропажи выделенных госучреждением средств на закупку сахара для госрезерва и возможности доступа к складам аграрной организации. И все встанет на свои места…
P.S. Для понимания «масштаба трагедии» и материальной стороны вопроса: эти почти полсотни тысяч тонн сахара, за которые скрестили шпаги государство, стремясь закрыть свои «дырки» и «проколы», и частная компания, желая вернуть актив, за который были заплачены деньги, составляют 30% всех сахарных запасов Украины и 25% годового потребления продукта в стране.